Классификация видов речевых нарушений у детей с недостатками слуха
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 04:22, контрольная работа
Описание работы
Возможен, однако, и иной подход к речи как к некоторому двигательному (а также звукоразличительному) навыку или умению, возникающему в результате совместной деятельности анализаторов. Разумеется, это лишь один из аспектов анализа речи, который не должен рассматриваться изолированно от других. Однако именно этот аспект особенно актуален при рассмотрении особенностей развития речи детей с нарушениями слуха.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха…………………5 Классификация видов речевых нарушений у детей с недостатками слуха….11 Работа по развитию речи у слабослышащих детей……………………………14 Заключение……………………………………………………………………….18 Список используемой литературы……………………………………………...
Особенности речевого развития
детей с нарушениями слуха…………………5
Классификация видов речевых
нарушений у детей с недостатками слуха….11
Работа по развитию речи у слабослышащих
детей……………………………14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………………...19
Введение
В курсах общей психологии речь
рассматривают обычно как орудие мышления
и средство общения. Как в филогенезе,
так и в онтогенезе речь выступает вначале
как средство общения, а также обозначения,
а в дальнейшем приобретает свойство орудия,
с помощью которого человек мыслит и выражает
свои мысли. Вопросам соотношения мышления,
языка и речи посвящено много чрезвычайно
интересных исследований выдающихся психологов
Л. С. Выготского, А. Г. Спиркина, Б. Л. Рубинштейна
и Д. Б. Эльконина. Во всех этих исследованиях
основной интерес направлен на содержательную
сторону речи, на ее роль в осуществлении
мыслительных актов и поведения ребенка.
Возможен, однако, и иной подход
к речи как к некоторому двигательному
(а также звукоразличительному) навыку
или умению, возникающему в результате
совместной деятельности анализаторов.
Разумеется, это лишь один из аспектов
анализа речи, который не должен рассматриваться
изолированно от других. Однако именно
этот аспект особенно актуален при рассмотрении
особенностей развития речи детей с нарушениями
слуха.
Специальное корректирующее
обучение детей, частично или полностью
лишенных слуха, является одной из самых
сложных и своеобразных областей специальной
педагогики и психологии. Его наилучшее
обоснование с неизбежностью должно опираться
на углубленный психологический и физиологический
анализ особенностей развития этих детей.
Для развития речи ребенка решающее
значение имеет полноценный слух. Ребенок
слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно
учится говорить. У детей с нарушениями
слуха (глухие, слабослышащие дети) речь
оказывается грубо нарушенной, а глухие
дети вообще не овладевают речью без специального
обучения.
Глухота не сразу влияет на
голос и артикуляции младенца: первые
2- 3 месяца также как и слышащие дети, кричат,
гулят, плачут. Кинестетические и вибрационные
ощущения возникают в следствии этих реакций.
Вызывают как у глухих, так и у слабослышащих
детей положительные реакции. Но поскольку
ребенок не воспринимает речь окружающих,
то предречевые вокализации начинают
угасать. Для выявления особенностей речевого
развития детей с нарушениями слуха необходимо
проследить динамику развития речи у таких
детей, а также исследовать отдельные
речевые составляющие.
Особенности речевого
развития детей с нарушениями слуха
Для развития речи ребенка решающее
значение имеет полноценный слух. Ребенок
слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно
учится говорить.
Выделяются два вида слуховой
недостаточности: глухота и тугоухость.
Глухота -- наиболее резкая степень поражения
слуха, при которой разборчивое восприятие
речи становится невозможным. Полная глухота
встречается редко. В большинстве случаев
сохраняются хотя бы небольшие остатки
слуха. С их помощью ребенок может воспринимать
очень громкие, резкие неречевые звуки
(звонок, свисток), отдельные звуки речи,
а иногда простые, хорошо знакомые слова,
произнесенные громко около ушной раковины.
Глухота может быть врожденной и приобретенной.
В зависимости от времени возникновения
различают раннюю глухоту, возникшую в
период доречевого развития, и позднюю,
наступившую, когда у ребенка речь уже
сформировалась.
Тугоухость - поражение слуха,
при котором возникают трудности в восприятии
речи с помощью слуха. Если при глухоте
восприятие речи резко ограничено, то
при тугоухости в специально создаваемых
условиях (усиление голоса, использование
специальной звукоусиливающей аппаратуры
и др.) возможности восприятия речи возрастают.
Тугоухость может быть выражена
в различной степени -- от незначительного
нарушения восприятия шепотной речи до
резкого ограничения возможности восприятия
речи разговорной громкости.
Существует несколько классификаций
нарушений слуха. Среди них наиболее распространенными
являются классификации Б. С. Преображенского
и Л. В. Неймана.
Согласно первой классификации
выделяются четыре степени снижения слуха:
легкая, умеренная, значительная, тяжелая
- в зависимости от расстояния, на котором
воспринимается разговорная и шепотная
речь. Диапазон восприятия при этом значителен.
Так, при легкой степени снижения слуха
шепотная речь может восприниматься на
расстоянии от 3 до 6 м, при тяжелой степени
-- на расстоянии от 0 до 0,5 м.
Нейман Л. В. выделяет три степени
тугоухости, учитывая не только расстояние,
на котором воспринимается речь, но и состояние
речи.
Глухие дети не овладевают речью
без специального обучения. У детей с остатками
слуха (слабослышащие дети) речь оказывается
грубо нарушенной.
Слух играет большую роль и
в интеллектуальном развитии ребенка:
слушая объяснения взрослых, малыш знакомится
с окружающим миром, овладевает сложным
познанием действительности. Дети усваивают
значения многих слов до того, как овладевают
умением говорить.
Слуху принадлежит еще одна
важная роль: с его помощью ребенок получает
возможность контролировать собственную
речь и сравнивать ее с речью окружающих.
Так, он усваивает не только правильное
звукопроизношение, но и лексико-грамматический
строй языка. В дальнейшем сохранный физический
слух является необходимым условием для
успешного овладения детьми чтением и
письмом.
Таким образом, важное значение
в процессе развития речи имеет слух, поскольку
сам процесс речевого развития ребенка
происходит вследствие взаимодействия,
общения ребенка с другими детьми и со
взрослыми.
Речь, прежде всего, делится
на речь внутреннюю и внешнюю. Внутренняя
речь - мысленная речь человека, обращенная
к самому себе. Она не произносится и не
пишется. Внешняя речь - это речь, обращенная
к другим. Она облечена в звуки или графические
знаки. Внешняя речь может быть диалогической
и монологической, устной и письменной.
Устная и письменная речь - это две взаимосвязанные
формы общения людей друг с другом с помощью
языка. Устная речь воспринимается на
слух, а письменная - зрительно. Каждая
из них имеет свои особенности. Следует
различать не только устную и письменную
речь, а также специфическую для неслышащих
дактильную разновидность речи словесной
речи. Каждый вид словесной речи предполагает
определенные способы ее восприятия и
воспроизведения.
Письменная и дактильная речь
воспринимается зрительно и воспроизводится
с помощью соответственных движений руки.
Эти виды словесной речи наиболее доступны
детям.
Однако в целях более полного
преодоления последствий дефекта неслышащие
дети должны овладеть не только письменным
и дактильным видами речи, но и устным
словом, поскольку оно является наиболее
употребительным средством общения. Овладение
словесной речью - необходимое условие
всестороннего развития неслышащего ребенка.
Это главная задача всего учебно-воспитательного
процесса. Словесная речь расширяет познавательные
возможности неслышащего ребенка, обеспечивает
постепенный его переход от наглядно-образного
к словесно-логическому мышлению, оказывает
глубокое влияние на формирования всей
личности ребенка, способствуя включению
его в общество слышащих.
В отличие от неслышащих, речь
слабослышащих развивается в условиях
использования частично сохранившейся
функции слухового анализатора. Это приводит
к тому, что слабослышащий ребенок накапливает
слова в искаженном виде. Искажения слов,
характерные для слабослышащих детей,
не имеют места у неслышащих, речь которых
развивается лишь на основе сохранившихся
без участия слуха.
Ограниченный запас слов и недостаточное
овладение грамматическим строем языка
влекут за собой и ограниченное понимание
устной речи и читаемого текста.
Устная речь - это по преимуществу
речь ситуативная, складывающаяся часто
под влиянием условий внеязыкового порядка
(экстраменгвистических), к которым можно
отнести окружающую обстановку, тематику,
особенности собеседника, в частности
особенности восприятия или речи говорящего
и др. Слабослышащий ребенок, располагающий
ограниченным запасом слов при недостаточном
овладении грамматическим строем языка,
мобилизует все свои речевые возможности
для того, чтобы выразить просьбу, желание,
вопрос и т. п. Если он не знает слова полностью,
то произносит обрывки слов, которые также
понятны окружающим.
Большие затруднения испытывают
слабослышащие дети при чтении. Недостаточное
овладение звуковым составом слова мешает
им понимать в тексте даже знакомые слова.
Например, слабослышащий ребенок, который
пишет «шевича», не узнает и не понимает
в книге слова «девочка».
Уровень речевого развития
у слабослышащих детей зависит не только
от степени слуховой недостаточности,
но и от других условий, особенно от того,
в каком возрасте возник слуховой дефект.
Если слух нарушается после 3 лет, то у
ребенка можно наблюдать фразовую речь
с незначительными недостатками в произношении,
запасе слов и грамматическом строе. Если
слуховой дефект возникает в школьном
возрасте, слабослышащие дети обычно обладают
полной, грамматически правильной речью,
лишь с некоторыми недостатками произношения
(смазанность артикуляции, оглушение звонких
согласных, невнятное произношение безударных
слогов слова). Уровень речевого развития
слабослышащих детей в значительной мере
определяется условиями их воспитания.
Еще зависит от индивидуальных особенностей:
и более активные и более сообразительные
дети лучше овладевают самостоятельной
речью, т. к. раньше начинают воспринимать
речь с помощью чтения с губ.
Устно-разговорная речь является
преимущественно диалогической формой
общения. Это ее свойство отвечает особым
условиям формирования речи у слабослышащих
детей. В форме диалога и беседы устанавливаются
непосредственные речевые контакты.
Для детей со сниженным слухом
типично недоразвитие всех компонентов
речи, которое непосредственно связано
со слуховой недостаточностью. Оно охватывает
все ее стороны. Однако у слабослышащих
могут наблюдаться и такие формы речевой
патологии, которые непосредственно не
связаны с состоянием слуховой функции:
заикание, нарушение темпа речи, ринолалии,
оптическая дисграфия и дислексия, дизартрия,
механическая дислалия, нарушения голоса,
алалия, ранняя детская афазия.
Для слабослышащих, потерявших
речь в раннем возрасте, в большинстве
случаев характерно недоразвитие всех
компонентов речевой системы, охватывающее
лексику, грамматику, фонетику. Неполноценность
восприятия слов на слух приводит к бедности
и искаженности словарного запаса, к ограниченности
значений слов, даже употребляемых в речи.
Так, наряду с многозначностью,
расширенностью значений ряда слов словарю
ребенка присуща конкретность: почти отсутствуют
обобщающие понятия(транспорт, посуда,
животные и т. д.). Смешиваются названия
целого предмета и его частей, наблюдается
взаимозамещение названий предметов и
действий (рисовать -- карандаш: раскладушка -- лежать;
обложка -- тетрадь и т.п.). Затруднено усвоение
служебных слов и слов с отвлеченным значением.
Грамматический строй речи
у слабослышащих детей не сформирован
в той степени, какая характерна для нормально
развивающихся детей того же возраста.
Неточность слухового восприятия слов,
в особенности их окончаний, суффиксов
и приставок препятствует вычленению
грамматических форм слова, усвоению грамматических
связей между словами. Грубые нарушения
проявляются по-разному: от употребления
только однословных предложений до развернутой
фразы с ошибками в падежах, родовых, числовых,
временных согласованиях, в употреблении
предложных конструкций («Матык мат» вместо Мальчик
бросил мяч).
Не расслышав безударное начало
или конечную часть слова, дети либо опускают
их, либо употребляют в искаженном виде
(«купай» вместо купает).
Фонетическая сторона речи
изобилует многочисленными ошибками в
звукопроизношении, в воспроизведении
слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости.
дети со сниженным слухом часто смешивают
в произношении слова, фонетически сходные,
но различные в смысловом отношении (песок
- носок). Затруднения в дифференциации
звуков на слух порождают многочисленные
нарушения звукопроизношения. Для речи
слабослышащих характерна общая смазанность,
обедненность интонации. Голос у таких
детей глухой и слабомодулированный. Темп
речи, как правило, замедленный.
Письменная речь слабослышащих
детей по мере ее формирования во многом
отражает дефекты устной речи.
Трудности усвоения письма
и чтения обусловлены не только неполноценностью
слуха, но и недоразвитием фонематического
восприятия речи.
Ограниченный запас слов и недостаточное
овладение грамматическим строем языка
влекут за собой и ограниченное понимание
читаемого текста.
У слабослышащих детей можно
наблюдать и другие дефекты речи, не связанные
с состоянием слуха: ринолалию (открытую
и закрытую), нарушение темпа речи.
Классификация видов
речевых нарушений у детей с недостатками
слуха
Фонетико-фонематические
нарушения
Нормальное функционирование
фонематической системы предполагает
возможность безошибочной слуховой дифференциации
всех звуков речи (включая и акустически
близкие) и правильность их произношения.
Обе эти стороны, характеризующие состояние
фонематической системы, в случаях рано
приобретенной тугоухости не могут формироваться
нормально.
Слуховая дифференциация звуков
речи у слабослышащих страдает прежде
всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых
ими звуковых частот. Кроме этого, у детей
наблюдается вторичное недоразвитие аналитико-синтетической
деятельности в центральном отделе речеслухового
анализатора, вызванное «некачественностью»
поступающих с периферии слуховых раздражений
(полная невозможность восприятия на слух
звуков или восприятие не всех их формант).