Контроль знаний на уроках информатики в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения

Содержание работы

Введение 3
1. Контроль как звено учебного процесса. Содержание контроля 6
1.1. Цели и функции контроля 8
1.2. Принципы контроля 11
1.3. Виды и формы контроля знаний 12
1.4. Методы контроля знаний на уроках информатики. 15
1.4.1. Безмашинные методы 16
1.4.2. Машинные средства контроля 23
1.4.3. Нетрадиционные методы контроля 30
2. Оценивание результатов обучения. 33
2.1. Критерии оценки знаний по информатике. 33
2.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели. 35
3. Контроль на уроках информатики. 39
Заключение 50
Литература 51

Файлы: 1 файл

контроль знаний на уроках информатики в старших классах.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Контроль знаний учащихся является составной частью  процесса  обучения. По  определению  контроль  это   соотношение   достигнутых   результатов   с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно  подходят  к организации  контроля,  используют   его   в   основном   ради   показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения  не  только  о правильности   или   неправильности   конечного    результата    выполненной деятельности, но и о ней самой:  соответствует  ли  форма  действий  данному этапу  усвоения.  Правильно  поставленный  контроль   учебной   деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения,  навыки, вовремя  оказать необходимую помощь  и   добиваться   поставленных   целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для  развития познавательных  способностей  учащихся  и  активизации  их   самостоятельной работы на уроках математики.

Как показала практика, несмотря на большое число дидактических материалов и методических рекомендаций по различным учебным предметам, адресованных преподавателям, многие из них испытывают большие трудности в организации контроля усвоения знаний учащихся. Наблюдается формальное применение средств и методов проверки, в ряде случаев субъективизм в оценке знаний учащихся, преуменьшение обучающей роли проверки. Учащиеся не достаточно привлекаются к оценочной деятельности, вследствие чего нарушается формирование навыка самоконтроля. Ограничение применения разнообразных форм, методов и средств контроля  снижает возможности выявления результатов обучения, реализации основных функций проверки.

Проверка работы школы, знаний учащихся воспринимается ими как огорчение, как источник стрессов и переживаний. Учителя, быстро продвигаясь вперед, с опасением и нежеланием приступают к проверке достигнутых результатов.

В настоящее  время проверке, контролю стараются  придавать деловое содержание: не только учитель проверяет успехи учеников, но и ученики проверяют уровень своих знаний. Кроме того, учитель проверяет самого себя, уровень и правильность преподавания изучаемого материала. При этом используются различные формы и методы проверки и оценки.

На вопрос, что  можно сделать для усовершенствования контроля, для уменьшения негативных сторон этого процесса дидактика уже давно ищет ответ, однако достигнутый ею прогресс постоянно оказывается несоизмеримым  в сравнении с потребностями. Преподавание этого предмета находится в стадии становления и имеет тенденцию постоянного изменения. Идет процесс накопления опыта преподавания информатики в различных образовательных учреждениях с различными системами образования и программами. 

    Хорошо  поставленный контроль  позволяет   учителю  не  только  правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и  увидеть  свои собственные удачи и промахи.

    Наша  задача проверить не только  знания,  но  и  элементы  практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Поэтому нами введены  новые элементы контроля:

1. Типы контроля (знания и умения)

2. Виды контроля (предварительный, текущий, итоговый)

3. Зачетная система  контроля (работа с экспертами)

4. Новое планирование  темы

    Проблема  контроля  за  учебной  деятельностью   учащихся  не  нова,   и педагогический опыт накопленный в этой  области  богат  и  разносторонен.  В этой работе  систематизированы накопленные  сведения  по  проблеме  контроля знаний учащихся.

Цель  исследования: показать важность контроля знаний по информатике  в старшей школе, а так же использования различных методов контроля знаний, умений и навыков.

Объект исследования: процесс обучения в общеобразовательной  школе.

Предмет  исследования:  Различные  формы   контроля   знаний   учащихся   по информатике.

Задачами данной работы являются:

1) Изучение литературы  по  проблеме контроля знаний  учащихся.

2) Систематизирование  накопленных   сведений  по  проблеме  контроля  знаний учащихся.

 

1. Контроль как звено учебного процесса. Содержание контроля

 

Неотъемлемой  частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика работа учителя невозможны. В педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как проверка, учет, контроль успеваемости, контроль учебного процесса, оценка знаний и отметка. К сожалению, установившегося и единого толкования этих терминов пока нет. Некоторые авторы стремятся их различать, а другие считают их синонимами. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к учебным пособиям по педагогике, общей и частной дидактике, методической литературе. Благодаря трудам Ш. А. Амонашвили определенный взгляд уже утвердился на такие термины и понятия, как «оценка» и «отметка». Но и здесь нет полной ясности, когда мы их соотносим с понятиями «контроль» и «проверка», «учет» знаний, успеваемости учащихся. Чтобы в дальнейшем изложение темы было единообразным, будем придерживаться следующего осмысления указанных понятий.

Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учет). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них [24, с.89].

Результаты  оценивания могут быть выражены в  баллах — отметках. Объектом (или  содержанием) контроля может стать  все, что относится к учебно-воспитательному  процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки  и задач контроля. В частности, контролируется деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учитель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность, глубину и прочность его знаний, широту кругозора, развитие познавательных процессов (памяти, логического мышления, воображения). В процессе обучения у учащихся формируются общеучебные, специальные и другие практические умения и навыки. Учитель также контролирует степень их точности и устойчивости, способности ученика применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение «совмещать» одни навыки с другими.

В деятельности учителя контролируются его умение организовать классные занятия, его  методы и приемы обучения учащихся, стиль и приемы общения. Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства учителя.

 

 

 

 

 

 

      1. Цели и функции контроля

 

Основная  цель  контроля  знаний  и  умений  состоит   в   обнаружении достижений,  успехов   учащихся;   в   указании   путей   совершенствования, углубления  знаний,  умений,  с   тем,   чтобы   создавались   условия   для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. Эта  цель  в  первую  очередь  связана  с  определением  качества   усвоения учащимися  учебного  материала  –  уровня  овладения  знаниями,  умениями  и навыками  предусмотренных   программой   по   математике.   Во   –   вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников  приемам взаимоконтроля и самоконтроля,  формированием потребности в  самоконтроле  и взаимоконтроле.     В - третьих эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы [3, с.142].

Если  перечисленные  цели   контроля   знаний   и   умений   учащихся реализовать, то можно говорить  о том,  что контроль  выполняет следующие функции:

    • Контролирующую
    • Обучающую (образовательную)
    • Диагностическую
    • Прогностическую
    • Развивающую
    • Ориентирующую
    • Воспитывающую

Контролирующая  функция  состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня  их  умственного  развития,  в  изучении  степени  усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.      При помощи контроля  определяется  исходный  уровень  для  дальнейшего овладения знаниями, умениями  и  навыками,  изучается  глубина  и  объем  их усвоения.   Сравнивается   планируемое   с   действительными результатами, устанавливается эффективность используемых учителем методов, форм и  средств обучения.

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний  и умений,  их  систематизации.  В  процессе  проверки  учащиеся  повторяют   и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее  изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает школьникам выделить главное,  основное  в  изучаемом материале, сделать проверяемые знания  и  умения  более  ясными  и  точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Сущность диагностической функции контроля – в получении информации  об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих  их причинах затруднений учащихся  в  овладении  учебным  материалом,  о  числе, характере  ошибок.  Результаты  диагностических  проверок  помогают  выбрать наиболее  интенсивную методику  обучения,  а также уточнить   направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации  об  учебно-воспитательном  процессе.  В   результате   проверки получают основания  для  прогноза  о  ходе  определенного  отрезка  учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки  для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).    Результаты  прогноза  используют  для  создания   модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа  или  имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.    Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании  познавательной активности  учащихся,  в  развитии их  творческих  способностей. Контроль обладает исключительными  возможностями  в  развитии  учащихся.  В  процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение,  воля  и  мышление школьников. Контроль оказывает большое  влияние  на  развитие  и  проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности [24, с.57].

Сущность ориентирующей функции контроля - в получении  информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником  и  классом  в  целом  – насколько усвоен  и  как  глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая  пробелы,  ошибки  и недочеты  учащихся,  он  указывает   им направления приложения сил по совершенствованию знаний  и  умений.  Контроль помогает  учащемуся  лучше  узнать  самого  себя,  оценить  свои  знания   и возможности.

Воспитывающая  функция  контроля  состоит в воспитании  у   учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников  более  серьезно  и  регулярно  контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой  воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Выделение функции  контроля подчеркивает его роль и  значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются  в  разной  степени  и различных сочетаниях.  Реализация  выделенных  функций  на  практике  делает контроль более эффективным, а  также эффективней становится  и  сам  учебный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Принципы контроля

 

Для эффективности проверки и оценки знаний учащихся необходимо соблюдать ряд требований. Контроль должен быть:

1. планомерным и систематическим.  Регулярность контроля позволяет  своевременно выявлять и исправлять  ошибки, недоработки, принимать меры  к их устранению путем соответствующего  совершенствования учебного процесса;

2. объективным, позволяющим  реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности учащихся, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении детей [22, с.116];

3. всесторонним, то есть  наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения учащимися учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку усвоения не только предметных знаний, но и мировоззренческих идей, а также общеучебных и специальных умений и навыков;

Информация о работе Контроль знаний на уроках информатики в старших классах