Контроль знаний на уроках информатики в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения

Содержание работы

Введение 3
1. Контроль как звено учебного процесса. Содержание контроля 6
1.1. Цели и функции контроля 8
1.2. Принципы контроля 11
1.3. Виды и формы контроля знаний 12
1.4. Методы контроля знаний на уроках информатики. 15
1.4.1. Безмашинные методы 16
1.4.2. Машинные средства контроля 23
1.4.3. Нетрадиционные методы контроля 30
2. Оценивание результатов обучения. 33
2.1. Критерии оценки знаний по информатике. 33
2.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели. 35
3. Контроль на уроках информатики. 39
Заключение 50
Литература 51

Файлы: 1 файл

контроль знаний на уроках информатики в старших классах.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

В процессе обучения учитель обязан комментировать выставляемые оценки на основе критериев,  сформулированных в программах.

      1. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном  списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей.  (Б.Г. Ананьев)

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения [20].

Цель рейтингового обучения состоит  в том, чтобы создать условия  для мотивации самостоятельности  учащихся средствами своевременной  и систематической оценки результатов  их работы в соответствии с реальными  достижениями [20].

В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся. Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:

  • весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.
  • по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний учащийся с оценкой в баллах.
  • в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных  форм обучения, в том числе специальные  занятия по коррекции знаний и  умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Главная сложность при внедрении  рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как учащийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. учащийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приобретает система  контрольных работ, если учащийся выполнил контрольную работу, то переходит  к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Учащиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый учащийся обязан знать по теме.

Определение максимальной рейтинговой  отметки

Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка  по предмету определяется по формуле:

R mах= (N/2) 5, где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов – 90 [21].

Суммарная максимальная рейтинговая  отметка успеваемости за период обучения складывается из максимальных рейтинговых оценок по предметам, а рейтинговая отметка по каждому предмету складывается из рейтинговых оценок по составляющим его темам (разделам).

Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Формирование мотивов учения –  это создание условий для появления  внутренних побуждений к учению, осознания  их учащимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности учеников, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию ученика по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Итак, технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям:

  • домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),
  • информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),
  • участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,
  • дисциплина (замечания, деструктивный конфликт),
  • пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в Ре (рейтинговые единицы).  Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.

Предусмотрена система начисления поощрительных и штрафных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит либо повысить уровень учебной успешности, либо понизить, если учащийся, нарушая требования учебно-воспитательного процесса, их получает [21].

 

 

3. Контроль на уроках информатики.

 

 

 Одним из основных направлений  повышения эффективности учебного процесса по курсу основ информатики и вычислительной техники (как и любого учебного предмета) является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников. При этом ведущая роль принадлежит текущему контролю, который позволяет учителю следить за состоянием знаний школьников на всех этапах изучения учебного материала, оперативно вносить в учебный процесс необходимые коррективы. Кроме того, текущий контроль дополняет обучение. Рассмотрим программу курса «Информатика и и нформационно-коммуникационные технологии» базовый уровень 10-11 классы Семакин И. Г., Хеннер Е. К.

Программой  курса выделены следующие основные разделы:

Тема 1.  Введение.  Структура информатики.

Учащиеся  должны знать:

- в чем состоят  цели и задачи изучения курса  в 10-11 классах

- из каких  частей состоит предметная область  информатики

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся  должны знать:

- три философские  концепции информации

- понятие информации  в частных науках: нейрофизиологии,  генетике, кибернетике, теории информации

- что такое  язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование»  и «декодирование» информации

- примеры технических  систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код  Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся  должны знать:

- сущность объемного  (алфавитного) подхода к измерению  информации

- определение  бита с алфавитной т.з.

- связь между  размером алфавита и информационным  весом символа (в приближении  равновероятности символов)

- связь между  единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного  (вероятностного) подхода к измерению  информации

- определение  бита с позиции содержания  сообщения

Учащиеся  должны уметь:

- решать  задачи  на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные  задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя  содержательный подход (в равновероятном  приближении)

- выполнять  пересчет количества информации в разные единицы

Тема 4. Введение в  теорию систем

Учащиеся  должны знать:

- основные понятия  системологии: система, структура,  системный эффект, подсистема

- основные свойства  систем: целесообразность, целостность

- что такое  «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются  естественные и искусственные  системы

- какие типы  связей действуют в системах

- роль информационных  процессов в системах

- состав и  структуру систем управления

Учащиеся  должны уметь:

- приводить  примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать  состав и структуру систем

- различать  связи материальные и информационные.

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся  должны знать:

- историю развития  носителей информации

- современные  (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К  Шеннона передачи информации  по техническим каналам связи

- основные характеристики  каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум»  и способы защиты от шума

Учащиеся  должны уметь:

- сопоставлять  различные цифровые носители  по их техническим свойствам

- рассчитывать  объем информации, передаваемой  по каналам связи,  при известной  скорости передачи

Тема 6. Обработка  информации

Учащиеся  должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя  обработки информации

- понятие алгоритма  обработки информации

- что такое  «алгоритмические машины» в теории  алгоритмов 

- определение  и свойства алгоритма управления  алгоритмической машиной

- устройство  и систему команд алгоритмической  машины Поста 

Учащиеся  должны уметь:

- составлять  алгоритмы решения несложных  задач для управления машиной  Поста

Тема 7. Поиск  данных

Учащиеся должны знать:

- что такое  «набор данных», «ключ поиска»  и «критерий поиска»

- что такое  «структура данных»; какие бывают  структуры

- алгоритм последовательного  поиска

- алгоритм поиска  половинным делением

- что такое  блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся  должны уметь:

- осуществлять  поиск данных в структурированных  списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять  поиск в иерархической файловой  структуре компьютера

Тема 8. Защита информации 

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты
  • виды угроз для числовой информации
  • физические способы защиты информации
  • программные средства защиты информации
  • что такое криптография
  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся  должны уметь:

- применять  меры защиты личной информации  на ПК

- применять  простейшие криптографические шифры  (в учебном режиме)

Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся  должны знать:

- определение  модели

- что такое  информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое  граф, дерево, сеть

- структура  таблицы; основные типы табличных  моделей

- что такое  многотабличная модель данных  и каким образом в ней связываются  таблицы

Учащиеся  должны уметь:

- ориентироваться  в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному  описанию системы

- строить табличные  модели по вербальному описанию  системы

Тема 10. Алгоритм – модель деятельности 

Учащиеся  должны знать:

- понятие алгоритмической  модели

- способы описания  алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

Информация о работе Контроль знаний на уроках информатики в старших классах