Контроль знаний на уроках информатики в старших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения

Содержание работы

Введение 3
1. Контроль как звено учебного процесса. Содержание контроля 6
1.1. Цели и функции контроля 8
1.2. Принципы контроля 11
1.3. Виды и формы контроля знаний 12
1.4. Методы контроля знаний на уроках информатики. 15
1.4.1. Безмашинные методы 16
1.4.2. Машинные средства контроля 23
1.4.3. Нетрадиционные методы контроля 30
2. Оценивание результатов обучения. 33
2.1. Критерии оценки знаний по информатике. 33
2.2. Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели. 35
3. Контроль на уроках информатики. 39
Заключение 50
Литература 51

Файлы: 1 файл

контроль знаний на уроках информатики в старших классах.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Практическая  работа

Для закрепления  теоретических знаний и отработки  навыков и умений, способности  применять знания при решении  конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Лабораторная  работа

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, так как от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с компьютерами.

Используется  лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.

Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно  комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

Тест

Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и прочее. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.

Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя-методиста. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.

Наряду  с известными достоинствами у  данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с  необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков учащихся.

Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.

Различают следующие  виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются  как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который  считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях [7, с.58].

Избирательные тесты могут быть различными:

1. Многовариантные  тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.

2. Многовариантные  тесты с несколькими верными  и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные  тесты с двумя ответами на  вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.

Имеются тесты  перекрестного выбора, в которых  требуется установить соответствие между элементами множества ответов.

Встречаются также  тесты идентификации, в которых  в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.

Наиболее доступными для школы являются избирательные  тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

Тестирование  является стандартизированной формой контроля в том понимании, что  как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.

Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно  выявляет знания, умения и навыки  учащихся, а также понимание им  закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет  в течение короткого времени  получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет  учителю возможность проверять  знания, умения и навыки на  разных уровнях и осуществлять  дифференцированное обучение.

4. Способствует  рациональному использованию времени на уроке.

5.Активизирует  мышление школьников.

6. Дает возможность  учителю критически оценить свои  методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля [14, с125].

Тестовые задания  удобно использовать и при организации  самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

 

 

          1. Машинные средства контроля

 

Технические средства автоматизации контроля

Средства автоматизации  тестового контроля можно рассматривать  как составляющие компоненты технологии педагогической диагностики, активно разрабатываемой с 80-х годов Е. А. Михайличевым, В. Е. Сайко и др. Одним из направлений разработки методов педагогической диагностики является развитие связей с математическими методами и новыми информационными технологиями.

Несмотря на достигнутые  в этой области результаты, создание системы диагностирования по конкретному  предмету является актуальной задачей. Развитие принципиально новой системы  коммуникаций, основанной на компьютерных технологиях и телекоммуникациях, позволяет принципиально изменить существо подхода к синтезу системы тестирования по любому предмету обучения [19, с.26].

В числе программных  средств, позволяющих автоматизировать контроль знаний учащихся находятся  и компьютерные обучающие среды, основная цель которых – программная поддержка учебного процесса. Современные инструментальные среды для создания автоматизированных учебных курсов позволяют строить тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в таких программных средствах чаще всего применяется выбор правильного ответа из списка (тесты с выборочными ответами).

Отметим, что в связи  с применением компьютерных технологий в практике тестирования пересмотру должно быть подвергнуто содержание учебных курсов учебных заведений начального и среднего профессионального образования, связанных с информатикой. В них теперь должно быть предусмотрено обучение методам и технологиям автоматизированного опроса. Очевидно, что при этом система диагностирования процесса освоения данного предмета имеет особую специфику, состоящую в своеобразном «дуализме» овладения информационными технологиями с помощью тех же самых информационных технологий.

Разработано определённое количество компьютерных систем тестирования, охватывающих все периоды освоения темы «Основы информатики и вычислительной техники». В их основу обычно кладутся идеи синтеза тестов на основе принципа безальтернативного выбора требуемого ответа из множества заданных. Последующее развитие этой идеи позволяет расширить возможности данной системы на основе использования альтернативных формулировок ответа при однозначной постановке вопроса. Указанный этап тестирования предполагает более глубокую по сравнению с первым степень овладения материалом [17, с.78].

Результаты компьютеризированного  тестирования по информатике позволяют отразить не только уровень освоения требуемого материала, но и помогают получить информацию о формировании речевой культуры и уровне владения понятийным аппаратом данной дисциплины.

Собственно системы  компьютерного тестирования обладают шестью режимами: режимом классического тестирования, режимом тестирования по методу доведения ответа до правильного, тестированием на внимание, групповым тестированием, режимом голосования и режимом опроса.

Проведенный в рамках настоящего дипломного исследования анализ разработок СГУ выявил, что при практически полном сохранении всех преимуществ компьютерного тестирования, данные средства обеспечивают:

  • низкую себестоимость устройств,
  • отсутствие вредных электромагнитных излучений от экранов мониторов компьютеров,
  • относительную мобильность,
  • не обязательность использования для тестирования больших помещений,
  • малочисленность штата специалистов, обслуживающих компьютерную технику, необходимую для тестирования.

Немаловажным аспектом использования таких программ является то, что ученики имеют возможность за время обучения подготовиться к тестированию как в психологическом так и техническом плане, что особенно актуально в свете повсеместного перехода к единому государственному экзамену [20, с.36].

Актуальность задачи автоматизации процедуры контроля уровня обученности определяется целым рядом факторов:

1.  Освобождением преподавателя от выполнения трудоемкой и рутинной работы;

2.  Предоставлением педагогу времени для творческого совершенствования разных аспектов его профессиональной деятельности;

3.  Обеспечением всесторонней и полной проверки;

4.  Повышением объективности контроля и обеспечением его стандартизации;

5.  Оперативностью и многофакторностью статистической обработки результатов контроля.

На наш взгляд, наиболее эффективного использования технических средств в процессе выявления уровня знаний и умений можно достичь при построении целостной системы компьютерного контроля. В ходе анализа научно-технической литературы были определены основные требования, предъявляемые к построению подобных компьютерных систем. Такие системы должны предусматривать:

1.  Расчет данных на различные предметные области и способы деятельности;

2.  Охват всех периодов обучения и изменяемость в зависимости от них;

3.  Содержание различных форм, приёмов и способов;

4.  Зависимость уровня проблемности контроля от уровня проблемности содержания и индивидуального уровня обученности;

5.  Контроль за степенью достижения каждым тестируемым целевого уровня подготовки;

6.  Поддержка всех этапов обучения: от целеполагания до оценочно-результативного этапа.

Любая компьютерная программная  система представляет собой целый  комплекс различных составляющих, каждый из которых решает одну из подзадач общей технической задачи, стоящей  перед системой. В этом смысле компьютеризированные системы педагогического контроля не являются исключением. В связи с этим технологии разработки систем контроля, как правило, состоят из различных этапов. Перечислим основные из них:

  • определение цели контроля;
  • отбор учебного материала;
  • определение содержания контроля;
  • обеспечение процесса контроля;
  • сбор, обработка и анализ результатов.

В настоящее время  разработано достаточно большое  количество отечественных и зарубежных компьютерных технологий и программных  средств, нацеленных на выявление уровня подготовленности учащихся. Однако для большинства из них наряду с большим количеством положительных моментов присущи и некоторые более или менее стандартные недостатки [15, с.124].

Рассмотрим эти аспекты на примере  одного из наиболее распространенных направлений, связанных с созданием и эксплуатацией автоматизированных систем контроля знаний. В настоящее время известно множество практических реализаций систем автоматизированного тестирования как по отдельным дисциплинам так и универсальных систем оценивания знаний, полностью или частично инвариантных к конкретным дисциплинам и допускающих их информационное наполнение преподавателями - организаторами тестирования. Такие универсальные системы получили название «конструкторов тестов». В качестве примера достаточно упомянуть такие системы как АСКО (Автоматизированная система контроля обучения) и АДОНИС.

Информация о работе Контроль знаний на уроках информатики в старших классах