Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:38, контрольная работа
В чем отличие психодиагностических методов от исследовательских?
Назовите основные методы психодиагностики.
В чем особенность малоформализованных методов?
Чем понятие «методика» отличается от понятия «метода»?
Назовите основные требования к проведению психолого - педагогического наблюдения.
Какие виды наблюдения выделяют в психологии? Дайте общую характеристику.
Отличие психодиагностических методов от исследовательских состоит в том, что они включают в себя способы соотнесения полученных в процессе обследования результатов с соответствующими нормами. Также методы практической психодиагностики обладают специфической направленностью.
2. Назовите основные методы психодиагностики.
Средства, которыми располагает современная психодиагностика делятся на две группы: формализованные (относятся тесты, опросники, проективные, психофизиологические методики. ) и малоформализованные (наблюдение, беседа, анализ продуктов Деятельности.)
3. В чем особенность малоформализованных методов?
К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Только высокий уровень культуры проведения психологических наблюдений, бесед помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.
4. Чем понятие «методика» отличается от понятия «метода»?
Метод – способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования.
Методика – система и последовательность действий исследования, средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая решить исследовательскую задачу. С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. Как правило, для регистрации сходных сторон объекта существует множество методик (методическая избыточность), что обеспечивает взаимную верификацию данных, получаемых различными методиками.
5. Назовите основные требования к проведению психолого - педагогического наблюдения.
Сформулируем правила, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:
- проводить многократные систематические наблюдения данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;
- не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;
- не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;
- стараться быть беспристрастным;
- оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого должны быть независимыми.
6. Какие виды наблюдения выделяют в психологии? Дайте общую характеристику.
Это старейший метод психолого-
1. Наблюдения хронологические, лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения); периодические, (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени); единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).
2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевыми (естественными для жизни наблюдаемого условия), лабораторными (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированными в естественных условиях.
3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).
Перечисленные виды наблюдения не противостоят друг другу и в реальном конкретном исследовании могут сочетаться
7. Как организовать наблюдение? Каким образом оформляется протокол наблюдения?
Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению, – еди¬ницы поведения, которые и становятся единицами наблюдения.
Сплошной протокол представляет собой обычную форму записи без каких-либо рубрикаций. Он пишется во время наблюдения, поэтому желательно для ускорения записи использовать условные обозначения или стенографию.
Дневник используется при продолжительных наблюдениях, иногда длящихся месяцы и годы.
8. Раскройте сущность понятия «тест»? Перечислите достоинства и недостатки метода тестов. Назовите основные виды тестов и области их использования.
Тесты (от англ., test – испытание, проверка, проба) - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
По форме тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными; бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными (практическими).
По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, способностей, личности; особое место в этом делении занимают достижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.
Достоинства : Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Недостатки : Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов. В тестировании присутствует элемент случайности.
9. Чем отличаются анкеты от опросников? Каковы недостатки этих методов? Как они преодолеваются?
От анкеты опросники отличаются своей целью (анкета не изучает личность), а также наличием заранее подготовленных ответов на каждый вопрос (что сближает опросник с тестом). Опросник может дать представление как об отдельной черте личности, так и рассказать о их комплексе. Н опросников недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, затруднения в интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени. Недостатки анкет: Ответы даются поверхностные, без должных размышлений и критическою обдумывания.
10. Назовите методики, относящиеся к группе строго формализованных
и к группе малоформализованных средств диагностики. В чем отличие строго формализованных методик от малоформализованных?
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики. К малоформализованным методикам следует отнести наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Отличие : Строго формализованные характерна определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания, а малоформализированные дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию
11. В чем отличие тестов от других диагностических методик (опросников, методик проективной техники, психофизиологических методик)? Какие бывают тесты по форме и по содержанию?
Главное отличие от других методик – на задания нужно дать правильный ответ. Большие эвристические оценочные возможности. Тесты, в отличие от других методов оценки, например, отборочного интервью, нередко позволяют обнаружить у испытуемых качества, способности и таланты, которые почти невозможно установить с помощью других оценочных процедур.
По форме тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными; бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными (практическими).
По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: тесты интеллекта, способностей, личности; особое место в этом делении занимают достижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.
12. Чем отличается научное наблюдение от обычного житейского?
Житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованные и бесплановые. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами.
Информация о работе Контрольная работа по «Педагогике и психологии»