Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат

Описание работы

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.

1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы

Файлы: 2 файла

Приложение.doc

— 7.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выпускная работа.docx

— 134.80 Кб (Скачать файл)

 Непроизвольным называют такое внимание, как складывается в ходе взаимоотношений человека со средой кроме ее сознательного намерения.

Непроизвольное внимание является генетически первоначальной степенью внимания в ее историческом и индивидуальном развитии. На ее основе возникает произвольное внимание. Произвольным называют внимание, сознательно направляется и регулируется личностно. В своих развитых формах – это волевое внимание. Непроизвольное внимание иногда называют пассивным, а произвольное – активным. Такая характеристика этих видов внимания нечеткая. В то время как в невольном виде проявляется зависимость активности человека от непосредственного воздействия внешних объектов, в произвольном виде эта активность более опосредованно следами прошлых впечатлений, имеющимися у человека системами временных нервных связей [8].

По мнению П.Я. Гальперина произвольное внимание возникло исторически в процессе трудовой деятельности человека. Труд всегда направляется более или менее отдаленной целью, которая достигается через целый ряд ближайших целей. Достижение такой цели исключает умение сосредоточиваться на ней, отворачиваться от побочных стимулов, преодолевать не только внешние, но и внутренние препятствия и направлять свои усилия на выполнение отдельных этапов трудового процесса. Как бы они сами по себе были и некрасивые, контролировать этот процесс. Чем отдаленные цели и сложный путь ее достижения, менее привлекательна сама работа, тем больше требования ставит она к произвольному вниманию. Необходимость в таком внимании возникает также при наличии стимулов, что уводят человека от задачи. Чем больше внешних и внутренних препятствий встречаются человеку в процессе решения задачи, тем больше усилий нужно с ее стороны для поддержания в нужном направлении. Эти усилия возможны только там, где достаточно сильные мотивы, побуждающие ее стремиться к достижению отдаленной цели, а именно:

  • осознание необходимости выполнить задание,
  • сильный интерес к результату его выполнения,
  • предвидение последствий его неисполнения, чувство долга и др [6].

Данную точку зрения разделяет и С.Л. Рубинштейн, по его мнению, произвольное внимание исторически возникло в процессе общения человека с другими людьми. У ребенка оно часто возникает в процессе общения со взрослыми. Необходимым его условием является овладение языком, с помощью которого осознается цель, возникает сознательное намерение личности быть внимательным в определенном направлении, осуществляется контроль за деятельностью. Произвольное внимание человека возникает из непроизвольного в связи с образованием систем обобщенных связей. Здесь непроизвольное превращается в произвольное, но достигается это с помощью второй сигнальной системы [27].

Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно взаимосвязаны, и порой переходят друг в друга. Чаще, садясь за чтение необходимой литературы или прослушивания учебной лекции, требуется сначала определенное усилие, чтобы сконцентрироваться на проблеме. Но происходит так, что с течением времени, увлекаетесь работой уже не чувствуется никакого напряжения, не отправляется никаких волевых усилий для поддержания внимания. По происхождению и наличием сознательной цели, которая сохранилась, оно напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что он не утомляет человека, - непроизвольное внимание. Психолог Н.Ф. Добрынин назвал этот вид внимания послепроизвольным [9].

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной и высокой сосредоточенностью, с ней обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.

Сложная и разносторонняя учебная деятельность предъявляет особые требования к вниманию школьника. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выделить такие свойства внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем, распределение, переключение.

Важным условием эффективности любой деятельности является устойчивость внимания, которое проявляется в длительном сосредоточении ее на определенных объектах, на конкретной деятельности. Это свойство является одним из условий завершения любого дела, и наоборот, частое отвлечение внимания мешает доведению начатой работы до конца. Поэтому важно выделять и осознать те факторы, которые обуславливают устойчивость внимания. Это, прежде всего, понимание человеком важности его работы, также умение находить в своей деятельности все новые и новые стороны, проблемы, пути решения задач. Это такие качества личности, как трудолюбие, любознательность, сообразительность, настойчивость. Устойчивость внимания способствует изменению вида деятельности. Однообразие всегда быстро вызывает усталость. Мы не можем концентрировать свое внимание на неподвижном объекте, разве что рассматриваем его с разных сторон, однако мы можем долгое время концентрировать внимание на выполнении определенной деятельности [29].

Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является определенной мере и ее следствием. Осмысленное овладение учебным материалом, опирается на активную деятельность, значительно способствует активизации внимания

С устойчивостью внимания тесно связана его концентрация, которая заключается в глубокой сосредоточенности психологической деятельности на определенном объекте или деятельности. Такая сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задания. Условия усиления концентрации такие же, как и условия повышения устойчивости внимания.

От степени концентрации внимание зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала. Концентрация условия помогает учащимся старших классов различать сходные предметы, явления, объекты.

Устойчивость и концентрация внимания не означает ее недвижимости, не исключает возможности ее переключения, которое заключается в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания обеспечивает эффективность работы при переходах от предыдущего его состояния к следующему, при изменениях форм активности человека. [31]

Быстрота и легкость переключения зависит от наличия связи между содержанием предшествующей и последующей деятельности. Если последующая деятельность более интересная, содержательная, чем предыдущая, то внимание легко и быстро переключается. Быстро происходит переключение после выполненного задания, законченного акта деятельности. Осознание необходимости и значимости работы тоже облегчает переключение

Внимание может сосредоточиться одновременно не на одном, а на нескольких объектах, если этого требуют условия деятельности. Количество компонентов определенной деятельности, одновременно охваченных вниманием, определяют его объем.

Одновременно с концентрацией внимания на определенных объектах, возможно, его распределение между несколькими видами деятельности. Под распределением следует понимать такую организацию психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет несколько действий. Механизм распределения внимания заключается в том, что основная деятельность осуществляется участками мозга, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, а другие виды деятельности управляются мозговым центром, находится в полузаторможенном состоянии.

Отвлечение внимания – это непроизвольное ее перемещения с одного объекта на другой. Оно вызывается действием посторонних раздражителей. Особенно активно отвлекают внимание те раздражители, действующие внезапно и характеризуется значительной силой, а также те, которые связаны с эмоциями. [29].

К свойствам внимания относят его объем, который определяется количеством одновременно четко воспринятых объектов. Установлено, что при восприятии множества простым объектов в интервале времени 0,07-0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем элементам. Объем внимания зависит от особенностей восприятия объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием увеличения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по содержанию материал, который воспринимается [6].

Рассмотренные свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок.

Рассмотрим подробнее психологические теории развития внимания в концепциях известных психологов.

Значительный вклад в изучение развития внимания внесли Л.С. Выготский. Он писал, что «история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения». Основой развития внимания служат не внутренние факторы, а те, что находятся вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка, те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. «Психологическое исследование показывает, следовательно, что в истории внимания мы можем отчетливо наметить две основные линии развития; линию натурального развития внимания и линию культурного развития внимания». «Культурное развитие внимания» заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредствам которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов – стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание – обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя. Общая последовательность культурного развития внимания пол Л.С. Выгодскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя» [5].

Интересную концепцию внимания предложил П.Я Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:

  1. Внимание является одним из моментов ориентировочно – исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
  2. Главная функция внимания – контроль за содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
  3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимания, не имеет отдельного результата.
  4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
  5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий.
  6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
  7. Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить ребенку задание, проверить его ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план [6]

Также П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. Последнее представляет собой общепсихологическую концепцию, основанную на своеобразном понимании предмета психологии, роли психики в поведении и особом методе исследования психических процессов. Внимание – продукт развития внешней, предметной развернутой деятельности контроля в форму внутреннюю. Средства и способы контроля субъект находит в окружающей действительности. В зависимости от специфики этого развития получаются различные виды внимания. Непроизвольное внимание складывается стихийно, здесь маршрут и средства контроля диктуются объектом и текущими состояниями субъекта. Внимание произвольное формируется тогда и в той мере, в какой процесс его развития становится планомерным. Произвольное внимание – результат обучения, в котором поставлена специальная задача и даны общественно выработанные образцы, средства и способы контроля данного вида деятельности. Общие умения и навыки внимания в каждом отдельном случае должны быть конкретизированы, детализированы и отработаны применительно к определенному виду деятельности [6].

По мнению многих психологов, внимание не представляет самостоятельного психологического процесса, т.к. не может проявляться вне других процессах. Мы внимательно или невнимательно смотрим, слушаем, думаем или что – то делаем, таким образом внимание представляет собой только сторону или свойство различных психологических процессов (мышления, памяти), а значит, является звеном одной цепи, где взаимосвязаны различные психологические процессы. Развитие последовательного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели [9].

Таким образом, под вниманием принято понимать процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Внимание характеризуется следующими основными свойствами: концентрацией, устойчивостью, объемом, распределением и переключением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности внимания младших школьников.

 

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется поступлением в школу. В настоящее время обучение в школе начинается с 6-7 лет. Школьный коллектив берет на себя ответственность определить готовность ребенка к начальному обучению с помощью различных бесед с психологом.

Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта