Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат
Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.
Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.
1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы
Методика 1. «Таблица Шульте» [37].
Цель: изучить переключение внимания.
Оборудование: черно-красная таблицы цифр (таблица Шульте) (Приложение 1) и секундомер. На таблице в случайном порядке напечатаны цифры от 1 до 9 – черным цветом, и эти же цифры – красным цветом.
Проведение исследования: исследование проводилось в три серии:
1 серия.
Испытуемому предлагается
2 серия. Испытуемому предлагается показать
по таблице числа красного цвета в убывающем
3 серия. Испытуемому предлагается показать
по таблице числа черного цвета в возрастающем
порядке и сразу же показать числа красного
цвета в убывающем порядке.
Оценка
результатов: проведя три серии исследования,
мы определили суммарное время затраченное
на выполнение 1 и 2 серий эксперимента.
Затем установили разницу между этим суммарным
временем и временем, затраченным на выполнение
задания 3 серии. Полученная разница и
будет временем переключения, которое
мы условно разделили на три уровня:
3
балла – высокий уровень – испытуемый
выполняет все три серии задания без ошибок,
показатель переключения внимания от
1 до 4 минут;
2
балла – средний уровень – испытуемый
работает самостоятельно, но в третьей
серии задания допускает ошибки или замены,
показатель переключения внимания от 5 до
1
балл – низкий уровень – испытуемый допускает
многочисленные ошибки, делает паузы,
показатель переключения внимания от
8 до 10 минут.
0 баллов – очень низкий уровень – испытуемый не справился с заданием или отказался от его выполнения.
Методика 2. « Запомни и расставь точки» [37].
Цель: оценить объем внимания.
Оборудование: лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов (Приложение 2), которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку).
Проведение исследования: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно на 1-2 сек. показывается каждая из восьми карточек с точками по очереди и после предъявления каждой карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов: объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
Высокий уровень — правильно за отведенное время воспроизведено на карточке 5 и более точек;
Средний уровень — правильно восстановлено по памяти 2-4 точки;
Низкий уровень — правильно воспроизведено на одной карточке не более одной точки.
Для изучения концентрации и распределения внимания младших школьников с нарушением интеллекта были использованы следующие методики:
Методика 3. «Корректурная проба» [37].
Цель: исследовать концентрацию внимания.
Оборудование: бланк корректурной пробы (Приложение 3), секундомер и карандаш.
Проведение
исследования: испытуемому предлагается,
прослеживая строку за строкой, отыскивать
буквы «К» и «И» и зачеркивать их.
По сигналу экспериментатора (одновременно
включается секундомер) испытуемый начинает
вычеркивать заданные буквы. По истечении
каждой минуты исследователь ставит вертикальную
черту в том месте бланка, где ученик остановился.
Общая длительность проведения опыта
3 минуты.
Оценка результатов:
Высокий
уровень – равен единице – испытуемый,
приняв задание во всем объеме, работает
самостоятельно, внимательно проверяет
сделанное; если допускает ошибки, то замечает
их и исправляет самостоятельно;
Средний уровень – 0,9-0,99 баллов – испытуемый,
полностью приняв задание, работает самостоятельно,
но по ходу допускает немногочисленные
ошибки: по 1-2 пропущенных и неправильно
зачеркнутых знаков, но самостоятельно не замечает и
Низкий уровень – 0,89 баллов – испытуемый,
в полном объеме приняв инструкцию, до
конца занятия может ее не сохранить; в
процессе работы допускает ошибки: по
6-8-10 пропущенных или неправильно зачеркнутых
знаков, но не замечает и не исправляет
их.
Очень низкий уровень – 0,79 баллов и ниже – испытуемый, в полном объеме приняв инструкцию, не может работать самостоятельно; постоянно переспрашивает, отвлекается на другие темы; в процессе работы допускает много ошибок и не замечает их.
Методика 4. Исследование устойчивости внимания [37].
Цель: выявить уровень развития устойчивости внимания.
Оборудование: бланки, на котором изображены перепутанные линии (Приложение 4), секундомер.
Проведение исследования: испытуемому предлагается бланк, на
котором изображены перепутанные линии, и предлагают проследить каждую линию слева направо, чтобы определить, где она заканчивается.
Начинать нужно с первой линии, и определить каким номером она заканчивается. Испытуемый должен записать тот номер, прослеживая линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.
Оценка результатов: экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фиксируются остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.
5,1-8 минут – низкий уровень;
1,7-5 минут – средний уровень;
0,1-1,6 минут – высокий уровень.
Исследование внимания проводилось в начале учебного года. Исследование было организовано в 2 этапа:
1 этап
– констатирующий эксперимент
– выявление первоначального
уровня развития внимания
2 этап
– формирующий эксперимент –
подборка и апробация
Таким образом,
отобранные методики помогут выявить
уровень развития свойств внимания: переключения,
объема, концентрации, устойчивости, что
позволит спланировать коррекционную
работу.
3.2. Анализ результатов исследования
внимания младших школьников с нарушением
интеллекта.
Используя методики для изучения уровня развития переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта, были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень развития переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта (констатирующий этап эксперимента)
Уровень развития переключения внимания |
Количество человек |
% |
Высокий |
0 |
- |
Средний |
2 |
15 |
Низкий |
7 |
54 |
Очень низкий |
4 |
31 |
Анализ данных, представленных в табл. 1 показывает, что на высоком уровне не справился никто. Средний уровень переключения внимания показали 2 учащихся из 13, что составило 15% от всего количества испытуемых. Первые две серии исследования выполнили очень быстро и без ошибок, а вот на третьей серии возникли трудности.
К низкому уровню были отнесены результаты исследования 7 учащихся из 13, что составило 54% от числа испытуемых. Учащиеся не справились с заданием из-за того, что не могли быстро сориентироваться в работе и затруднялись назвать по порядку цифры, часто заявляя, что такой цифры нет. Учащиеся постоянно пропускали число или называли другое число, часто делали паузы на поиски числа.
Очень низкий уровень переключения внимания показали 4 учащихся из 13, что составило 31% от числа испытуемых. Испытуемые не справились с заданием (3 человека) и один учащийся отказался от его выполнения.
Таким образом, мы видим, что уровень переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта находится на низком уровне. Учащиеся испытывают значительные трудности при переключении с одного задания на другое. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Следовательно, необходимо проводить коррекционную работу по развитию переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта.
Более наглядно уровень развития переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень развития переключения внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента
Аналогичные результаты были получены при исследовании объема внимания у младших школьников с нарушением интеллекта. Результаты исследования уровня развития объема внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Уровень развития объема внимания у младших школьников с нарушением интеллекта
(констатирующий этап эксперимента)
Уровень развития объема внимания |
Количество человек |
% |
Высокий |
0 |
- |
Средний |
3 |
23 |
Низкий |
6 |
46 |
Очень низкий |
4 |
31 |
Можно сделать вывод о том, что большая часть детей 77% –имеют недостаточный уровень развития объема внимания (46% детей с низким уровнем и 31% – с очень низким уровнем). Эти учащиеся не смогли правильно воспроизвести по памяти на карточке 0-3 точки. Средний уровень имеют школьники которыми было правильно воспроизведено на карточке 4-5 точек (23%). Детей с высоким уровнем не выявлено.
Более наглядно уровень развития объема внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Уровень развития объема внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента.
Используя методику для изучения уровня развития концентрации внимания у младших школьников с нарушением интеллекта, были получены результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3.
Уровень развития концентрации внимания у младших школьников с нарушением интеллекта
(констатирующий этап
Уровень развития концентрации внимания |
Количество человек |
% |
Высокий |
0 |
- |
Средний |
2 |
15 |
Низкий |
5 |
38 |
Очень низкий |
6 |
47 |
Можно сделать вывод, что большая часть детей – 85% – имеют недостаточный уровень развития концентрации внимания (38% детей с низким уровнем и 47% – с очень низким). Эти дети не проявили интереса, ошибки не исправляли, так как не видели их вообще. Средний уровень имеют школьники (15%), которые при выполнении задания работали самостоятельно, но не замечали и не устраняли допущенные немногочисленные ошибки. Детей с высоким уровнем не выявлено.
Более наглядно уровень развития концентрации внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Уровень развития концентрации внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента
Используя методику для изучения уровня развития устойчивости внимания у младших школьников с нарушением интеллекта, были получены результаты, представленные в таблице 4.
Таблица 4.
Уровень развития устойчивости внимания у младших школьников с нарушением интеллекта
(констатирующий этап
Уровень развития устойчивости внимания |
Количество человек |
% |
Высокий |
0 |
- |
Средний |
3 |
23 |
Низкий |
4 |
31 |
Очень низкий |
6 |
46 |
Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта