Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат

Описание работы

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.

1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы

Файлы: 2 файла

Приложение.doc

— 7.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выпускная работа.docx

— 134.80 Кб (Скачать файл)

При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения. У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе. Иногда конфликты возникают по мелким поводам. Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные. Эта замедленность проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, они безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание [23].

3. Олигофрения, осложненная нарушениями  в системе отдельных анализаторов.

У детей с нарушениями функций анализаторов или специфическими речевыми отклонениями, диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети помимо основного дефекта — нарушение интеллекта — имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Они учатся обычно в специальных классах, организуемых в школах для детей со снижением слуха, зрения, для детей с детским церебральным параличом или с нарушениями речи. Их жизненные перспективы ограничены, поскольку наличие двойного, а тем более тройного дефекта резко затрудняет их продвижение и снижает возможности социально-трудовой адаптации [10].

  1. Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения.

При олигофрении, сопровождающейся психопатоподобными формами поведения, у детей наблюдается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения, как к себе, так и к окружающим их людям. 
Подобный вид олигофрении наиболее типичен для лиц, перенесших тяжелые постнатальные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), а также черепно-мозговые травмы с вовлечением в болезненный процесс подкорковых образований. У ребенка расторможено влечение, извращены потребности, они склоны к бродяжничеству, жестокие, злобные, грубые, садистские наклонности. Такие дети могут быть опасны в момент аффекта. Речь, исходящая от взрослых, не несет регулирующую функцию. Дети не могут выполнять правил поведения. Характерна смена настроения, то смеются, то плачут. Если у ребенка вспышки агрессивного поведения частые, затяжные, то он выводится на домашнее обучение. Если опасности для окружающих нет, то обучение проводится в группе (классе) [26].

  1. Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга.

При олигофрении с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга отклонения в познавательной деятельности ребёнка сочетаются с изменениями личности по лобному типу и сопровождаются резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности. Они слабо учитывают ситуацию. Эти школьники не любят труд, стремятся избежать выполнения простых бытовых обязанностей, а тем более работы в мастерских. Их развитие осуществляется замедленно. Однако они, несомненно, продвигаются и к концу школьного обучения становятся способными к элементарным видам труда. Количество таких детей невелико, но оно имеет тенденцию к увеличению [10].

Таким образом, у большинства детей с нарушением интеллекта отмечается деформированное физическое развитие, недоразвитие таких психических процессов как речь, внимание, память, мышление, восприятие, что связано с  органическим поражения головного мозга, недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Таким детям сложно усваивать социальные нормы и правила, они нуждаются в углубленной реабилитационной работе, направленной на коррекцию всех психических процессов.

 

2.2. Внимание в структуре  познавательной деятельности младших  школьников с нарушением интеллекта.

Развитие ребенка с нарушением интеллекта определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа. Совокупность биологических и социальных факторов во многом осуществляется особенностью развития всей психической сферы.

Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается прежде всего в том, что они меньше, чем дети с сохранным интеллектом, испытывают потребность в познании. Эта особенность реализуется во всех психических процессах [1].

Мышление – это социально обусловленный психический процесс самостоятельного поиска существенно нового, то есть опосредованного и обобщенного, отражения действительности в ходе анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за ее пределы [25].

Мыслительные процессы у детей с нарушенным интеллектом  тугоподвижны и инертны. Темп мышления замедлен. Не умеют переносить усвоенного способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на мыслительных операциях (анализ, синтез), которые отличаются недостаточной сформированностью. Анализ проводится бессистемно, выделяются лишь наиболее заметные части, затруднено определение связей между частями предмета. При синтезе отдельных элементов предмета не устанавливают связи между ними, это, следовательно, приводит к затруднениям при составлении представления о предмете в целом. Сравнение идет по несущественным или даже несоотносимым признакам. Логическое мышление отличается слабостью, что проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения, неумении понимать переносный смысл, оперировать родовыми и видовыми понятиями. Абстрактное мышление не развивается вообще. Развитие мышления останавливается на уровне конкретных понятий. Мышление некритично: не могут самостоятельно оценить качество своей работы, не замечают свои ошибки. Регулирующая роль мышления ослаблена. Например, они начинают выполнять задания, не дослушав инструкции, не поняв цели, не составив план действий. Эмоции просты, произвольное поведение нарушено [30].

Внимание – характеризуется, прежде всего, замедленной переключаемостью.

Существенные трудности в распределении и концентрации внимания. Недоразвито произвольное внимание, что проявляется, в частности, в том, что в процессе познания и обучения часто происходит смена объектов внимания и видов деятельности. Это является следствием низкой концентрации. Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у детей с нарушением интеллекта. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик [30].

У, так называемых возбудимых, детей с нарушенным интеллектом особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в меньшей мере.

С возрастом у учеников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Непроизвольное внимание также неустойчиво [1].

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играет его восприятие.

Восприятие у детей с нарушением интеллекта имеет узкий объем восприятия. Нарушены его избирательность и дифференцированность. Дефекты восприятия часто связаны со снижением слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов обобщенность восприятия нарушена. Дети испытывают существенные трудности при восприятии пространства, например, даже в девять лет не различают правую и левую стороны. Распознавание временных отношений ниже границы нормы, например, понятия «раньше», «позже» улавливаются с большим трудом. Поздно начинают различать цвета, но проблемы в восприятии оттенков сохраняются. Восприятием детей с нарушением интеллекта необходимо управлять, например, при помощи стимулирующих вопросов [3].

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти.

Память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти человек имеет возможность овладеть опытом прошлых поколений, применять свой личный опыт в практической деятельности, расширять и углублять имеющиеся знания, совершенствовать навыки и умения [12].

У детей с нарушением интеллекта слабо развита опосредованная и смысловая память. Позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Эпизодическая забывчивость связана с переутомлением нервной системы вследствие ее общей слабости. Слабость памяти проявляется в трудностях воспроизведения информации, поскольку воспроизведение является процессом, требующим целенаправленности и волевой активности. Воспроизведение носит бессистемный характер, поскольку логика понимания событий отсутствует.

Не маловажную роль в развитии детей с нарушением интеллекта играет развитие речи. У таких детей неразвиты все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая, семиотическая. Причины недоразвития физиологически вызваны нарушением взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Существенны аномалии артикуляционного аппарата (нёба, губ, зубов). Недоразвита речевая моторика: параличи, парезы. Запаздывает развитие артикуляционных движений. Нарушено фонематическое восприятие (неразличение фонем), поэтому дети испытывают трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, что приводит к различным расстройствам письма и проблемам в овладении техникой чтения [5]. Медленно развиваются условные связи в области речеслухового анализатора, что приводит к продолжительному неразличению звуков речи, недифференцируемому восприятию слов окружающих. Медленно усваиваются закономерности языка. Активный словарь богаче пассивного. Речь в младшем школьном возрасте состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Незначительно количество слов, обозначающих признаки предметов, например, величина — большой, маленький. У многих отсутствуют слова обобщающего характера, например, мебель, посуда, животные. Отсутствует дифференциация в обозначении похожих предметов. Это обусловлено трудностями различения самих предметов. Потребность в речевом общении снижена [18].

Таким образом, у большинства детей с нарушением интеллекта отмечается деформированное физическое развитие, недоразвитие таких психических процессов как речь, внимание, память, мышление, восприятие, что связано с  органическим поражения головного мозга, недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Таким детям сложно усваивать социальные нормы и правила, они нуждаются в углубленной реабилитационной работе, направленной на коррекцию всех психических процессов.

 

2.3.  Особенности внимания  младших школьников с нарушением  интеллекта.

 

Исследователями установлено, что особенности различных сторон психической деятельности и поведения оказывают самое непосредственное влияние на внимание детей с нарушением интеллекта.

При умственной отсталости все основные индивидуальные свойства произвольного внимания - избирательность и сосредоточенность внимания, его устойчивость, объем, концентрация, переключение и распределение - имеют свои особенности, что отмечается всеми дефектологами.

Исследования М.С. Певзнер в соавторстве с Л.И. Ростягайловой и Е.М. Мастюковой, показали, что у детей с осложненной формой олигофрении наблюдается большая выраженность дефектов внимания [22]. Это подтверждено В.Г. Петровой, которая делает вывод о том, что у учащихся с неосложненной формой олигофрении наблюдается наименьшее отставание от нормы в показателях объема внимания, устойчивости и его распределения, а также в динамике развития этих свойств [23].

В ходе многочисленных исследований у детей с осложненными формами олигофрении были выявлены повышенная утомляемость, плохая фиксация внимания на задании, неумение удержать инструкцию, повышенная отвлекаемость, неумение сосредоточиться на задании. Во время экспериментов, проводимых с детьми, страдающими олигофренией в осложненной форме, учащиеся пассивно подчинялись требованиям экспериментаторов, целенаправленность деятельности отсутствовала. При выполнении заданий участники эксперимента работали несобранно, неорганизованно. Только организующая помощь экспериментатора способствовала тому, что дети заканчивали работу. Дети часто утрачивали инструкцию, не могли проконтролировать себя. Исследователи относят низкое качество выполнения предложенных им заданий за счет недостаточной фиксации внимания на задании.

Наиболее характерными для детей данной группы были неравномерность в деятельности удлинения периода врабатываемости. При выполнении заданий одни обследуемые теряли инструкцию уже на начальном этапе, другие - вообще не усваивали ее. Дети, которые пытались выполнить это задание, с трудом переключались уже с простого пересчёта карточек на раскладку их по цвету. Переход от сортировки по цвету к сортировке по форме многим из них был недоступен. На фоне вялости и пассивности, по мере нарастания утомления, у участников обследования появлялась и нарастала повышенная отвлекаемость на посторонние раздражители. Нередко дети отказывались от задания.

Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта