Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 14:00, реферат

Описание работы

Проблема изучения особенностей развития внимания учащихся с нарушением интеллекта является наиболее актуальной на сегодняшний день в отечественной дефектологии и специальной психологии, так как этой проблеме посвящено много работ. Воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы на сегодняшний день, так как в исследованиях отечественных и зарубежных специалистов содержатся сведения о влиянии развития внимания на психическое развитие и социальную адаптацию младших школьников с нарушением интеллекта. На современном этапе новый подход к проблеме компенсации отклонений в психическом развитии школьников со сложным интеллектом предусматривает исследование внимания как базового психического процесса, тесно связанного с перцептивно-когнитивным развитием учащегося.

Содержание работы

Введение
3
Глава I. Теоретические основы изучения внимания младших школьников.

1.1. Понятие «внимание» в современной научной литературе.
8
1.2. Особенности внимания младших школьников.
18
Выводы по I главе.
23
Глава II. Состояние проблемы внимания детей с нарушением интеллекта
в современной психолого-педагогической литературе.

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта.
24
2.2. Внимание в структуре познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
29
2.3. Особенности внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
33
Выводы по II главе.
41
Глава III. Практическое изучение возможности коррекции внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

3.1. Организация и база исследования.
42
3.2. Анализ результатов исследования внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
47
3.3. Коррекционная работа по развитию внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
53
Выводы по III главе.
57
Заключение
58
Список литературы

Файлы: 2 файла

Приложение.doc

— 7.01 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Выпускная работа.docx

— 134.80 Кб (Скачать файл)

 

Анализ данных показывает, что у детей в основном выявлен низкий и очень низкий уровень, что составляет 77% (31% и 46% соответственно).  Эти учащиеся провели правильно линии за 5,1-8 минут. Средний уровень выявлен только у 3 учащихся из 13 (это составляет 23%). Эти дети смогли правильно провести линии за 3,5 минуты. Дети с высоким уровнем устойчивости внимания не выявлены.

Более наглядно уровень развития устойчивости внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента представлен на рисунке 4.

 

Рис. 4. Уровень развития устойчивости внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента

 

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод: у учащихся 2 класса низкие показатели развития всех исследуемых свойств внимания.

Общий анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о необходимости коррекционной работы, направленной на развитие отдельных свойств внимания учащихся с нарушением интеллекта.

 

 

 

 

 

3.3. Коррекционная работа по развитию  внимания младших школьников  с нарушением интеллекта на  уроках развития устной речи  на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности  во II классе.

 

Для учителя начальной школы проблема развития внимания детей с нарушением интеллекта является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Их внимание действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый вклад в успешность обучения по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определенные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.

Для коррекции внимания у младших школьников с нарушением интеллекта С(к)ОУ VIII вида был предложен комплекс упражнений и дидактических игр.  Эти задания отвечают требованиям образовательной программы  С(к)ОУ  VIII вида  и используются на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Учебный предмет «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием учащихся в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. 
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. 
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся [24].

Для достижения положительной динамики  коррекционная работа на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности проводилась систематически по 5 - 10 минут на каждом уроке. Упражнения на развитие внимания могут быть использованы  на любом этапе урока.

Для проведения коррекции внимания на уроках развития устной речи на  основе изучения предметов и явлений окружающей действительности можно предложить использовать следующие развивающие упражнения[17, 20, 36]:

  1. Для развития устойчивости внимания:
  • «Прочитай имена детей»
  • «Найди и назови животных»
  • «Много - один», «Один - много»
  • «Будь внимательным»
  1. Для развития концентрации внимания:
  • «Строители»
  • «Назови предмет»
  • «Съедобное - несъедобное»
  • «Готовимся к зиме»
  • «Снежная книга»
  • «Поиграем в облака»
  • «Раскрась одинаковые картинки»
  1. Для развития распределения внимания: 
  • «Услышь названия овощей и фруктов»
  • «Найди слово»
  • «Смешанный лес»
  • «Рисованные отгадки»
  • «Будь внимательным»
  1. Для развития объема внимания:
  • «Найди одинаковые предметы»
  • «Исключение лишнего»
  • «Какие картинки ты видел?»
  1. Для развития переключения внимания:
  • «Топ-хлоп»
  • «Найди отличия»
  • «Быстрее дорисуй»
  • «Не пропусти слово» (растения, транспорт, профессии)
  • «Время урожая»

Описание данных упражнений, а также дидактический материал к ним,  представлено в приложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по III главе

1) Анализ результатов  изучения внимания младших школьников  с нарушением интеллекта на  констатирующем этапе показал, что  внимание развито недостаточно: на низком уровне развития  находится переключаемость, объем, концентрация, устойчивость внимания.

2) Анализ данных констатирующего  этапа эксперимента показывает, что уровень развития свойств  внимания снижен. В ходе  эксперимента  не было выявлено детей с  высоким уровнем развития внимания. При выявлении уровня развития  переключения внимания было выявлено, что 85% детей имеют низкий и очень низкий  уровень. При изучении уровня развития объема внимания результаты показали, что 77% школьников имеют низкий и очень низкий уровень развития. Низкий и очень низкий уровень развития концентрации внимания имеют 85% учащихся. Изучение уровня развития устойчивости показало, что 77% учащиеся имеют низкий и очень низкий уровень.

4) Для развития отдельных  свойств внимания младших школьников  с нарушением интеллекта на  уроках развития устной речи  на основе изучения предметов  и явлений окружающей действительности  целесообразно использовать различные  дидактические игры и упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внимание играет большую роль в обучении, поэтому остро встает вопрос о его целенаправленном развитии.

Система коррекционной работы на специальных коррекционных занятиях широко представлена в различных источниках. Однако, в литературе не полностью раскрываются вопросы коррекции внимания на отдельных уроках.  Поэтому данная квалификационная работа была направлена на изучение коррекции нарушений основных свойств внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Целью исследования было изучение особенностей внимания и разработка упражнений, направленных на коррекцию внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

В соответствии с целью были выдвинуты задачи, которые были решены в процессе эксперимента.

Для достижения поставленной цели была изучена и проанализирована психолого-психологическая литература по данной проблеме, что дало возможность более глубоко познакомиться, изучить возрастные особенности младших школьников с нарушением интеллекта.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы, был проведен эксперимент, где на первом этапе была проведена диагностика основных свойств внимания младших школьников с нарушением интеллекта.

Следующим этапом было проведение специальных разработанных упражнений, направленных на развитие основных свойств внимания на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Заявленная в начале исследования гипотеза нашла свое полное подтверждение в ходе экспериментальной работы: в течении двух четвертей во II классе С(к)ОУ VIII вида на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности применяли упражнения по коррекции основных свойств внимания. В результате чего уровень их развития у младших школьников с нарушением интеллекта повысился.

Данная проблема на сегодняшний день остается актуальной. Коррекционную работу можно продолжать через связь с другими учебными предметами. Необходимо разрабатывать вопросы коррекции нарушений внимания на всех уроках общеобразовательного цикла. Только при такой систематической коррекционной работе возможно достижение наилучших результатов в коррекции внимания учащихся с нарушением интеллекта.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баскакова, И.Л. Внимание школьников – олигофренов [Текст] / И.Л. Баскакова  – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. – 128 с.
  2. Брушлинский А.В.,Кольцова В.А. Социально-психологическая   концепция В.М.  Бехтерева//Бехтерев  В.М.  Избранные   работы    по    социальной психологии М.:Наука,1994.—400с.
  3. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / И.М. Багжнокова – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.
  4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М.: Просвещение, 1964. – 235 с.
  5. Выготский, Л.С. Научное наследство [Текст] / Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М.: Педагогика 1983 г. Т.6. С. 5 – 400 с.
  6. Гальперин П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин – М.: изд-во Моск. ун-та, 1976. – 150 с.
  7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005. – 342 с.
  8. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Просвещение, 1981. – 562 с.
  9. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. - №3 – С. 121 – 128.
  10. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная – М.: ВЛАДОС, 1995. – 111с.
  11. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями         интеллекта: Сборник научных трудов [Текст] / под ред. А.Р. Маллера, Г.В.   Цикото. – Выпуск III. – М.: НИИ Дефектологии АПН СССР, 1978. – 100с.
  12. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский – М., 1985. – 148 с.
  13. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. – М.: Просвещение, 1994. – 192 с.
  14. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.
  15. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук - СПб.: Речь, 2001.
  16. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник –– Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
  17. Марюжина, Т. М., Ермолаев, О.Ю., Мешкова, Т.А. Внимание школьников [Текст] / – М.: Знание. 1987. – 80 с.
  18. Мастюкова, Е.М., Певзнер, М.С., Пермякова, В.А. Дети с нарушением умственного развития: учебное пособие [Текст] - Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159 с.
  19. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для студ. высш. пед. заведений  [Текст] / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: издательский центр «Академия». 2001. – 272 с.
  20. Осипова, А. А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет [Текст] / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера. 2001 г.
  21. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / [Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.
  22. Певзнер, М.С. и др. Психологическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности [Текст]. – М.: Педагогика, 1982. – 104с.
  23. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Изд-во Академия, 2002. — 160 с.
  24. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы [Текст] / Под ред. Доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
  25. Психология: словарь [Текст] / под общ. ред. А.В. Петровского и других. – М.: Полит Издат, 1990. – 494 с.
  26. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]. / С.Я. Рубинштейн. -М.: Изд-во Просвещение, 1979. 192 с.
  27. Рубинштейн, С. Л. Внимание и его воспитание [Текст]. /  С.Л. Рубинштейн  -  М.: 1972.
  28. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст]. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 1999. – 414 с.
  29. Страхов И.В. Воспитание устойчивости внимания школьников на уроках. Саратов, 1987. – 192 с.
  30. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]. / Под ред. Н.М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. - 400 с.
  31. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 197 с.
  32. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031900 - Специальная психология, 032000 - Специальная дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002. — 174 с.
  33. Фрейеров О.Е. Легкие степени олигофрении (дебильность). М.: Медицина, 
    1964, 224 с.
  34. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 119 с.
  35. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994. – 168 с.
  36. http://festival.1september.ru/articles/214401/
  37. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00089391_0.html

Информация о работе Коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта