Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"
2. Информационные умения
– изложение учебной
3. Развивающие умения.
Такие умения предполагают
4. Ориентационные умения – умения, связанные с формированием морально-ценностных установок детей к окружающему миру; умения прививать интерес к учебной деятельности, к творчеству, к развитию нужных качеств личности детей.
Влияние в воспитании – это форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.
Влияние в воспитании
Коммуникативные умения – связаны с установлением целесообразных взаимоотношений учителя с окружающими людьми, т.к. деятельность педагога в любом случае осуществляется на фоне педагогического общения (здесь и обмен информацией, и установление взаимоотношений, и влияние через педагогические средства и т.д.).
Состав коммуникативных умений:
1. Перцептивные умения – восприятие человека человеком, где происходит изучение особенностей окружающих людей и их расположение к учителю (относится плохо, нейтрально, хорошо). В результате возникает общее умение понимать и чувствовать других (эмпатия – способность «быть в шкуре» другого человека), учитель должен знать особенности ребенка, его потребности, интересы. А так же знать о самом себе свои положительные и отрицательные качества. Перцептивные умения могут быть представлены рядом умений:
- воспринимать и адекватно
понимать информацию от
- проникать в личностную суть других людей;
- определять состояние
и переживания другого
- уметь замечать в другом человеке сходные и непохожие качества;
- видеть главное в другом человеке и правильно учитывать его истинную сущность.
2. Умения собственно общения. В своей домашней работе учитель моделирует педагогический процесс и опирается при этом на свою память и воображение, поэтому учитель должен как бы сверху видеть окружающий мир и происходящие в нем процессы.
При входе в класс необходимо умение устанавливать психологический контакт с классом (с целью умелой передачи информации, создания коллективного поиска в классе, совместной творческой деятельности, настроенность самих учеников на общение с педагогами).
При управлении общением учитель должен уметь распределять внимание, поддерживать его устойчивость, выбирать нужные способы поведения и обращения, анализировать поступки детей, выделять мотивы, выбирать нужные средства для оптимизации взаимодействия.
Обратная связь основана на эмпатийных процессах, возникающих у учителя и детей, учитель улавливает психологический настрой класса, его эмоциональное состояние, настроение, а также эмоции отдельных учеников в классе.
Одним из средств общения является педагогическая техника.
3. Умения педагогической техники – это совокупность умений и навыков, связанных со стимулированием активности детей в классе. К этим умениям относятся всевозможные приемы работы учителя над самим собой. Поэтому вся совокупность работы учителя над самим собой по воздействию на окружающих людей называется личностной педагогической технологией. Сюда относятся умения:
1) выбирать стиль и тон в общении;
2) управлять вниманием детей, их деятельностью;
3) умение воздействовать на окружающих через нюансы голоса, манеры поведения, фигурой, одеждой, прической, внешностью, движениями, взглядом («колючие глаза»), походкой…
Поэтому учитель должен регулировать свои психические состояния, владеть техникой релаксации (расслабления), уметь вызывать «по заказу» различные чувства, владеть техникой интонирования голоса и т.д.
Кроме этого, учитель должен владеть хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: руководитель, тренер, массовик-затейник, руководитель кружка, шахматист, экскурсовод, умение писать, читать, считать и т.д.
Лекция № 15.
Педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
К свойствам личности педагога относятся: 1) гуманистическая направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника.
1. Гуманистическая направленность деятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.
2. Профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний.
3. Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:
- коммуникативность –
расположенность к людям,
- перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;
- динамизм личности
– способность к волевому
- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;
- оптимистическое
- креативность – способность к творчеству.
4. Педагогическая техника – это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся:
1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.
2. Управление своим
самочувствием – выражено
3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.
4. Технология управления
учебно-воспитательным
5. Коммуникативные особенности
связаны с педагогическим общен
6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).
Таким образом, педагогическое мастерство – это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности. Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания. Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования и самопознания.
Критериями педагогического мастерства являются:
- целесообразность (по направленности);
- продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников);
оптимальность (в выборе средств);
- творчество (по содержанию деятельности).
Педагог должен в своей деятельности всегда осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, превращения ее в педагогическую задачу. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально. Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется в условиях целенаправленной педагогической деятельности, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений. Здесь можно иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.
Лекция № 16.
Подготовка учителя в вузе
(Профессиональное становление учителя).
План.
1. Психолого-педагогическая подготовка.
2. Функции педагогических процессов в вузе.
Ведущей задачей вуза является формирование и развитие личности будущего учителя-воспитателя, обладающего творческой индивидуальностью. Это означает, что не только научные знания для будущей профессиональной деятельности, но и овладение профессиональной культурой - как части общечеловеческой культуры.
В начальной школе содержание учебного предмета реализуется только через личность учителя, следовательно, учитель должен обладать общей и профессиональной культурой, профессионально-педагогическим мышлением. Поэтому в вузе любой будущий учитель должен соответствовать определенным обще-профессиональным требованиям, быть носителем общечеловеческих качеств личности, обладать педагогическими знаниями и умениями для будущей профессиональной деятельности.
Система многоуровневого педагогического образования.
Ядром профессионально-педагогической подготовки являются знания в области педагогики и психологии. Эта часть подготовки является базовой, инвариантной (обязательной) для учителя любой специальности. Другая часть предметов связана с вариантной частью подготовки, т.е. учет особенностей профиля научной подготовки студента.
В структуре инвариантной части выделяют 3 основные блока:
БЛОК 1. - связан с общефилософскими проблемами воспитания.
А. Воспитание как путь
развития всех сущностных сил личности,
как усвоение общечеловеческих и
выработка индивидуально-
Б. Биологическая и социальная деятельность и общение, диагностика и коррекция.
В. Связи между всеми направлениями воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.д.)
Г. Функции семьи и государства в воспитании, личность учителя в педагогике.
БЛОК 2. - связан с теорией образования и обучения.
А. Содержание образования (гуманизация).
Б. Воспитывающий и развивающий характер обучения.
В. Организационные формы и методы обучения.
Г. Мотивация учения школьников.
Д. Дифференциация и индивидуализация обучения.
Е. Самообразование, самообучение школьников и т.д.
БЛОК 3. - связан с организационными аспектами образования.
А. Непрерывное образование.
Б. Сравнительная педагогика образовательных систем разных стран.
В. Школа как учебно-
Блок базового (или инвариантного) содержания педагогической подготовки будущих учителей (общедидактический, или технологический подход)
Здесь студенты осваивают знания по:
- Учебным программам,
учебникам и методикам их
- Системе средств обучения и методикам их использования;
- Способам общения учителя, учащимся;
- Организации деятельности учителя и учащихся в условиях различных форм и видов учебной и внеучебной деятельности;
- Проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Базовые (или инвариантные) профессионально-педагогические умения включают в себя следующие типы умений:
1. Диагностические умения – умения оценивать.