Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"
6. Культура общения учителя с учащимся, их родителями и др.
7. Организационная культура, позволяющая обеспечить на самых различных уровнях процессы обучения и воспитания. Педагог должен сам обладать навыками организатора и передать их воспитуемому.
Взятая в целом педагогическая культура может быть представлена как:
К предметно-продуктивной культуре относятся все достижения общества в сфере педагогического труда. К технико-технологической культуре относятся методы, средства, способы, с помощью которых получены результаты. А так как ни один этап или цикл этой деятельности невозможно разграничить, то любое конкретное педагогическое явление выступает, с одной стороны, как средство применения определенного метода, и с другой – как способ получения нового результата.
В результате мы имеем 2 разновидности педагогических ценностей:
1) результаты культуры;
2) методы, технологии их получения.
Носители педагогической культуры (педагоги, родители) существуют в рамках определенного культурно-исторического общества, поэтому заметно различаются степенью овладения ценностями педагогической сокровищницы. Зависит это от множества причин. Квалификация педагога определяет результат воспитания. Педагогическая несостоятельность большинства родителей в нашем обществе проявляется особенно наглядно. Здесь дают о себе знать и мировоззренческий примитивизм, и отсутствие специальных знаний и навыков, и неспособность ярко чувствовать и грамотно мыслить.
Трудно сказать, где более опасен низкий уровень педагогической культуры: в семье или в воспитательном учреждении. В любом случае, наше общество сегодня нуждается в повышении уровня педагогической культуры.
3. Профессиональная культура учителя.
Профессиональная педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру, с педагогической профессией. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом.
Содержание профессиональной культуры учителя:
1. Культура педагогического мышления – основана на глубоком теоретическом осмыслении как педагогической, так и социальной реальности. Это осознаний принципов развития педагогического процесса, предвидение результатов профессиональной деятельности. Характеристики педагогического мышления: гибкость, альтернативность, креативность.
2. Культура педагогического труда предполагает высокий уровень владения профессиональными умениями и навыками, способность к творчеству. Педагогическая деятельность – это творческий процесс, поскольку каждый учитель обладает индивидуальностью, то и культура педагогического труда является сугубо индивидуальной.
3. Культура творчества учителя – предполагает использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, нахождение новой проблемы во внешне знакомой ситуации и отыскание путей ее решения, поиск новых способов решении новых педагогических проблем.
4. Культура педагогического общения – осмысленное освоение норм взаимоотношений учителя со всеми окружающими. Руководствуясь этими нормами, учитель корректирует свои эмоции, волю, личные проявления характера и т.д.
5. Культура речи связана с культурой общения.
Экспрессивно-речевые способности учителя начальных классов
Слово учителя – важнейший инструмент воздействия на детей, поэтому к речи педагога выдвигаются следующие требования:
а) логичность по форме и содержанию;
б) правильность (фонетика, грамматика);
в) эмоциональная выразительность;
г) богатство словарного запаса и т.д.
Лекция № 6.
Педагогическое общение.
Педагогическое общение – это взаимодействие учителя и учащихся. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата.
Педагогика сотрудничества гласит:
1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное, но победное, на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу детям, стоит на тоске зрения ребенка, ведет за собой.
2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога).
Взаимоотношения учителя с учеником можно рассматривать с 3 аспектов:
1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями, правилами, традициями.
2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса.
3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями.
Функции общения:
2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями и навыками.
3. Педагогическая функция – формирование сознания, организация деятельности и отношений.
4. Нравственно-эстетическая функц
Система педагогического общения.
Учитель устанавливает в классе общение с детьми в следующей системе:
1 этап – моделирование
общения. На этом этапе
2 этап – прогностический.
Здесь необходима техника
3 этап – коммуникативная
атака и управление общением.
Необходимо учителю умение
4 этап – анализ общения, его моделирование на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит соотнесение целей, средств и результата.
Виды общения:
1. Межролевое (деловое) – т.е. каждый несет в себе определенную роль (начальник – подчиненный, учитель - ученик).
2. Межличностное (свободное)
– реализуется вне
Структура общения:
I. Внешнее общение бывает:
1. Межличностное (деловое, свободное).
2. Групповое (по интересам).
3. Массовое.
4. Коллективное.
II. Внутреннее общение:
1. Внутренний диалог.
2. Общение с самим собой.
3. Столкновение двух «я».
Стили руководства:
Стиль педагогического общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия взрослого и ребенка. Стиль общения – категория социальная и нравственная. Здесь воплощаются социально-этические установки общества и конкретного воспитателя.
Виды стилей педагогического общения:
1. Общение на основе увлеченности, совместной деятельности.
2. Общение на основе дружеского расположения.
3. Общение-дистанция.
4. Общение-устрашение.
5. Общение-заигрывание.
6. Общение-диалог.
Барьер – это негативная установка на основании прошлого опыта общения.
Барьеры общения:
1. Боязнь класса – это психологическая настройка учителя.
2. Физический барьер – удаление себя за стул, кафедру.
3. Социальный барьер – разный уровень социального общения.
4. Гностический барьер
– разный уровень понимания
учителя и учащихся.
Лекция № 7.
Профессиональные
и личностные качества педагога.
Для определения основных качеств профессии учителя используется профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста.
Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели:
I. Свойства и характеристики личности:
а) Направленность личности:
- мировоззрения, убеждения, идеалы;
- система социальных
ценностей, смысл жизни,
- отношение личности
и общества – жизненное
б) Познавательная деятельность (когнитивная):
- уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);
- интеллектуальная активность
(качества мышления и
- стремление к познанию,
самообразованию, научная
в) Эмоционально-волевая деятельность:
- оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.
г) Психические свойства:
- темперамент – активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);
- характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;
- способности – дидактические,
организаторские,
II. Требования к психолого-педагогической подготовке:
а) знания:
- психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены;
- знания основных
- знания методики изучения личности учащихся.
б) умения:
- дидактические (обучающие),
общественные, организаторские, экспрессивные
III. Требования к специальной подготовке:
- знание содержания предмета;
- его наиболее актуальных проблем;
- владение категориальным аппаратом предмета и т.п.
IV. Требования к методической подготовке по специальности:
а) знание основных компонентов процесса обучения:
- целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы;
б) знания о самом себе как учителе:
- особенности личности,
профессионализм и его уровень,
Лекция № 8.
Педагогические способности.
Способности – индивидуально-психологические
особенности человека, проявляющиеся
в деятельности и являющиеся условием
успешности ее выполнения.
Способности нельзя сводить к знаниям,
умениям и навыкам, которые выработаны
у данного человека. Способности развиваются
только в определенной деятельности, они
взаимосвязаны между собой. Эти же способности
базируются на знаниях, умениях и навыках.
Вырастают способности из задатков.
Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности:
1. Художественный тип
– преобладает первая