Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 656.00 Кб (Скачать файл)

6. Культура общения учителя с учащимся, их родителями и др.

7. Организационная культура, позволяющая обеспечить на самых различных уровнях процессы обучения и воспитания. Педагог должен сам обладать навыками организатора и передать их воспитуемому.

Взятая в целом педагогическая культура может быть представлена как:

  1. предметно-продуктивная;
  2. технико-технологическая.

К предметно-продуктивной культуре относятся все достижения общества в сфере педагогического труда. К технико-технологической культуре относятся методы, средства, способы, с помощью которых получены результаты. А так как ни один этап или цикл этой деятельности невозможно разграничить, то любое конкретное педагогическое явление выступает, с одной стороны, как средство применения определенного метода, и с другой – как способ получения нового результата.

В результате мы имеем 2 разновидности  педагогических ценностей:

1) результаты культуры;

2) методы, технологии  их получения.

Носители педагогической культуры (педагоги, родители) существуют в рамках определенного культурно-исторического общества, поэтому заметно различаются степенью овладения ценностями педагогической сокровищницы. Зависит это от множества причин. Квалификация педагога определяет результат воспитания. Педагогическая несостоятельность большинства родителей в нашем обществе проявляется особенно наглядно. Здесь дают о себе знать и мировоззренческий примитивизм, и отсутствие специальных знаний и навыков, и неспособность ярко чувствовать и грамотно мыслить.

Трудно сказать, где  более опасен низкий уровень педагогической культуры: в семье или в воспитательном учреждении. В любом случае, наше общество сегодня нуждается в повышении уровня педагогической культуры.

 

3. Профессиональная культура учителя.

Профессиональная педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру, с педагогической профессией. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. Это мера творческого присвоения и преобразования накопленного человечеством опыта. Учитель, обладающий педагогической культурой, имеет хорошо развитое педагогическое мышление и сознание, обладает творческим потенциалом.

Содержание  профессиональной культуры учителя:

1. Культура педагогического мышления – основана на глубоком теоретическом осмыслении как педагогической, так и социальной реальности. Это осознаний принципов развития педагогического процесса, предвидение результатов профессиональной деятельности. Характеристики педагогического мышления: гибкость, альтернативность, креативность.

2. Культура педагогического труда предполагает высокий уровень владения профессиональными умениями и навыками, способность к творчеству. Педагогическая деятельность – это творческий процесс, поскольку каждый учитель обладает индивидуальностью, то и культура педагогического труда является сугубо индивидуальной.

3. Культура творчества учителя – предполагает использование всей совокупности теоретических знаний и практических умений, нахождение новой проблемы во внешне знакомой ситуации и отыскание путей ее решения, поиск новых способов решении новых педагогических проблем.

4. Культура педагогического общения – осмысленное освоение норм взаимоотношений учителя со всеми окружающими. Руководствуясь этими нормами, учитель корректирует свои эмоции, волю, личные проявления характера и т.д.

5. Культура речи связана с культурой общения.

 

Экспрессивно-речевые  способности учителя начальных  классов

Слово учителя – важнейший инструмент воздействия на детей, поэтому к речи педагога выдвигаются следующие требования:

а) логичность по форме и содержанию;

б) правильность (фонетика, грамматика);

в) эмоциональная выразительность;

г) богатство словарного запаса и т.д.

 

 

Лекция № 6.

Педагогическое  общение.

 

Педагогическое общение  – это взаимодействие учителя  и учащихся. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата.

 



 

Педагогика сотрудничества гласит:

1. Обучение эффективно, когда оно радостное, трудное,  но победное, на основе сотрудничества, когда взрослый идет навстречу  детям, стоит на тоске зрения  ребенка, ведет за собой.

2. Демократизация личности (связана с идеями самоуважения самоуважения, ответственности, саморегуляции, уникальности, диалога).

Взаимоотношения учителя  с учеником можно рассматривать  с 3 аспектов:

1. Социально-правовой аспект – он установлен законоположениями, правилами, традициями.

2. Учебно-деятельностный аспект – направлен на цели учебно-воспитательного процесса.

3. Эмоционально-психологический аспект – связан с характером взаимоотношений и эмоциями.

Функции общения:

  1. Коммуникативная функция – обеспечение связи между людьми.

2. Информативная функция – обогащение людей знаниями, умениями и навыками.

3. Педагогическая функция – формирование сознания, организация деятельности и   отношений.

4. Нравственно-эстетическая функция – связана с переживаниями, эмоциями, волевыми проявлениями и т.д.

 

Система педагогического общения.

Учитель устанавливает  в классе общение с детьми в  следующей системе:

1 этап – моделирование  общения. На этом этапе требуются  знания особенностей аудитории, вероятностных затруднений, динамики работы. Материал должен быть представлен и продуман не только от лица учителя, но и от лица школьников (в различных вариантах).

2 этап – прогностический.  Здесь необходима техника быстрого  включения класса в работу. Необходимо владеть приемами самопрезентации (самопредставления, самоподачи) и динамического воздействия на окружающих.

3 этап – коммуникативная  атака и управление общением. Необходимо учителю умение поддерживать  инициативу детей. Организовывать  диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

4 этап – анализ  общения, его моделирование на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит соотнесение целей, средств и результата.

 

Виды общения:

1. Межролевое (деловое)  – т.е. каждый несет в себе  определенную роль (начальник –  подчиненный, учитель - ученик).

2. Межличностное (свободное)  – реализуется вне организованной  деятельности.

 

Структура общения:

    1. Внешнее общение.
    2. Внутреннее общение.

I. Внешнее общение бывает:

1. Межличностное (деловое,  свободное).

2. Групповое (по интересам).

3. Массовое.

4. Коллективное.

II. Внутреннее общение:

1. Внутренний диалог.

2. Общение с самим  собой.

3. Столкновение двух  «я».

 

Стили руководства:

  1. Авторитарный стиль («разящие стрелы») – общение с принуждением.
  2. Либерально-попустительский («плывущий плот») – общение полной свободы.
  3. Демократический стиль («возвращающийся бумеранг») – общение в стиле педагогики сотрудничества.

Стиль педагогического  общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия взрослого и ребенка. Стиль общения – категория социальная и нравственная. Здесь воплощаются социально-этические установки общества и конкретного воспитателя.

Виды стилей педагогического общения:

1. Общение на основе  увлеченности, совместной деятельности.

2. Общение на основе  дружеского расположения.

3. Общение-дистанция.

4. Общение-устрашение.

5. Общение-заигрывание.

6. Общение-диалог.

Барьер – это негативная установка на основании прошлого опыта общения.

Барьеры общения:

1. Боязнь класса –  это психологическая настройка  учителя.

2. Физический барьер  – удаление себя за стул, кафедру.

3. Социальный барьер – разный уровень социального общения.

4. Гностический барьер  – разный уровень понимания  учителя и учащихся. 
 

Лекция № 7.

Профессиональные  и личностные качества педагога. 

Для определения основных качеств профессии учителя используется профессиографический подход. Каждая профессия имеет свои качества, свои требования, поэтому в квалификационной характеристике (профессиограмме) должны быть отражены основные требования к формированию личности будущего специалиста.

Профессиональные и личностные качества учителя могут быть представлены в следующей модели:

I. Свойства и характеристики личности:

а) Направленность личности:

- мировоззрения, убеждения,  идеалы;

- система социальных  ценностей, смысл жизни, конечная  цель и оправдание человеческой деятельности;

- отношение личности  и общества – жизненное самоопределение,  гражданская ответственность, взгляд на чувства долга и социальную активность;

б) Познавательная деятельность (когнитивная):

- уровень развития  познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);

- интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);

- стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция  и т.д.

в) Эмоционально-волевая деятельность:

- оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.

г) Психические свойства:

- темперамент – активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп реакции, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);

- характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;

- способности – дидактические,  организаторские, экспрессивные,  перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень распределения, внимание, зоркость и наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей).

II. Требования  к психолого-педагогической подготовке:

а) знания:

- психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной  гигиены;

- знания основных закономерностей  формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на отдельных возрастных этапах;

- знания методики изучения  личности учащихся.

б) умения:

- дидактические (обучающие), общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные и т.д.

III. Требования  к специальной подготовке:

- знание содержания  предмета;

- его наиболее актуальных  проблем;

- владение категориальным аппаратом предмета и т.п.

IV. Требования  к методической подготовке по  специальности:

а) знание основных компонентов  процесса обучения:

- целей, задач, объекта, средств, приемов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы;

б) знания о самом себе как учителе:

- особенности личности, профессионализм и его уровень,  недостатки и т.п.

 

 

 

Лекция № 8.

Педагогические  способности.

 

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. 
Способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. Способности развиваются только в определенной деятельности, они взаимосвязаны между собой. Эти же способности базируются на знаниях, умениях и навыках. Вырастают способности из задатков.

Задатки – это врожденные особенности мозга, например, органы чувств и т.д., на основе которых развиваются способности. Поэтому И.П. Павлов различал 3 типа высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип  – преобладает первая сигнальная  система.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"