Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"
- педагогических намерений;
- склонностей.
Таким образом, перечисленные выше параметры определяют различные качества и свойства личности: любовь к детям, зоркость и наблюдательность, педагогический такт, воображение, справедливость, требовательность, увлеченность, выдержка, работоспособность, самоотверженность и т.д.
Педагогический долг – понятие, где сконцентрированы требования к личности педагога как профессионала (осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с окружающими, правильно относиться к своей профессии и обществу в целом). Такие требования представляют собой своеобразный кодекс педагогической морали.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность педагога (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак).
Немаловажным является
уровень взаимоотношений
Качества личности являются предпосылкам для познавательной деятельности самого педагога, где находят отражение его духовные интересы и потребности. Эти потребности отражают уровень знаний, самоутверждение своей деятельности. Стремление к образованию – одна из самых возвышающих человека духовных потребностей. Учитель должен учиться всю жизнь, т.к. педагогическое образования должно быть непрерывно.
Мотивационные и регулятивные факторы опираются на самостоятельную и даже познавательную деятельность педагога. Общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления. Основной признак – диалектичность – проявляется в стремлении увидеть в каждом педагогическом явлении противоречие, которое учитель должен победно разрешить.
Культура мышления педагога
так же проявляется в его
- стремление к учению;
- сосредоточенность на предмете познания;
- глубокое проникновение в сущность явлений;
- свободное оперирование знаниями;
- самостоятельность;
- напряженность мыслительной деятельности.
Хороший педагог не руководствуется однозначными оценками (хорошо или плохо), не делает выводов из единичных фактов, напротив, для него характерны: глубокое размышление, стремление анализировать противоречия, активно искать пути их правильного разрешения.
Все рассмотренные виды направленности личности учителя должны соответствовать современным образовательным процессам.
Лекция № 12.
Профессиональная
компетентность педагога.
Профессионализм = квалификационная характеристика = профессиональная готовность = профессиональная компетентность.
Эти понятия почти идентичны, совпадают по своей сущности. Таким образом, профессиональная компетентность – это свод требований (состав) к профессиональным знаниям, умениям и навыкам; это уровни теоретического и практического опыта.
Содержание профессиональной компетентности определяется квалификационной характеристикой (профессиограммой).
В литературе профессиональная компетентность представлена ее видами:
- специальная компетентность
– владение собственно
- социальная компетентность
– владение совместной
- личностная компетентность
– владение приемами
- индивидуальная компетентность
– владение приемами самореализ
В общем виде профессиональная компетентность представляет собой сумму:
а) научно-теоретической готовности;
б) практической готовности.
Педагогические знания и педагогические умения определяют структуру профессионализма педагога.
В литературе встречают различные модели профессиональной компетентности учителя. Наиболее яркая модель связана с определением педагогических умений учителя-воспитателя. Эта модель представляет единство теоретической и практической готовности. Здесь умения разделены на группы умений:
1. Конструктивные – умение ставить педагогические задачи (анализ, прогнозирование результатов, планирование действий).
2. Организаторские –
умения программировать педагог
3. Коммуникативные –
умения выполнять
4. Гностические – умения
изучать результаты решения
Лекция № 13.
Теоретическая
готовность к педагогической деятельности.
Теоретическая готовность – является элементом в структуре профессиональной компетенции. Представляет собой теоретическую деятельность, которая состоит из конструктивных и гностических умений.
Конструктивная и гностическая деятельность требует 4 группы следующих умений: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.
1. Аналитические умения – с их помощью извлекаются знания из практики (это связано с мыслительной операцией – анализом). Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, и при решении педагогических задач состоят из следующих умений:
а) расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы и т.д.);
б) осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педагогического процесса;
в) находить в педагогических теориях идеи, выводы, закономерности, которые равнозначны (адекватны) логике рассматриваемого явления;
г) правильно диагностировать педагогическое явление;
д) вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и определять способы ее оптимального решения.
2. Прогностические умения (в основе лежит умение делать прогноз) – это связано с представлениями у педагога о конечном результате (цели). В основе такого целеполагания лежит вариативность в подборе всевозможных путей для решения педагогической задачи (здесь возникает способность к антиципации, т.е. предвидению результата до его осуществления – эта способность ярко проявляется у творческих педагогов).
Прогнозирование деятельности педагога предполагает:
- знания сущности и
логики педагогического
- закономерности возрастного
и индивидуального развития
- знание особенностей коллектива и т.д.
Состав прогностических умений:
а) выдвижение педагогических целей и задач;
б) отбор способов достижения педагогических целей;
в) предвидение результата и возможных отклонений;
г) определение этапов или стадий педагогического процесса;
д) распределение времени;
е) планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.
Прогностические умения здесь распределены на 3 группы:
1. Умения прогнозировать развитие коллектива: в динамике его структур, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений.
2. Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, трудностей во взаимоотношениях и т.д.
3. Умение прогнозировать
ход процесса: образовательные, воспитательны
Эти все умения требуют от учителя овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д.
3. Проективные умения (триада «анализ – прогноз – проект» предполагает выделение группы умений, которые материализуют результаты педагогического прогнозирования конкретных планов обучения и воспитания). Разработка проекта педагогической деятельности означает перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, затем определение содержания и видов деятельности и наконец, прогнозирование развития обученности и воспитанности школьников.
Планы обучения и воспитания (как проекты деятельности педагога) могут быть перспективными и оперативными.
Перспективные планы – учебный план школы, разработка планов на четверть, полугодие, год. Оперативные планы – учебные планы на урок и разработка воспитательных мероприятий.
Проектирование педагогической деятельности требует следующих проективных умений:
а) переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи;
б) при этом учитывать потребности учащихся, их интересы, материальную базу, свой опыт и личностные качества;
в) определять главные и подчиненные задачи для каждого этапа педагогического процесса;
г) отбирать виды деятельности, которые соответствуют этим задачам;
д) планировать индивидуальную работу с учащимися;
е) отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
ж) планировать систему приемов стимулирования активности школьников;
з) планировать способы создания развивающей среды и поддержки связей с родителями и общественностью.
4. Рефлексивные умения. Эти умения проявляются в контрольно-оценочной деятельности педагога, связанные с анализом собственной педагогической деятельности. Поэтому педагог должен быть способен к рефлексии, когда существует способность разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность. Педагог должен установить как положительные, так и отрицательные результаты, являющиеся следствием его деятельности.
Рефлексивные умения требуют особых умений анализировать:
а) правильная постановка целей, их перевод в конкретные задачи, адекватные исходным условиям;
б) соответствие содержания деятельности учеников поставленным задачам;
в) эффективность принимающихся
методов, приемов и средств педагогическ
г) соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.;
д) причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
е) опыт своей деятельности,
его целостности и
Рефлексия – это не просто знание или понимание учителем самого себя, но и выяснение, как другие (учащиеся, родители, коллеги) знают и понимают его, как понимают его личные особенности, эмоциональные реакции, познавательные представления и т.д.
Лекция № 14.
Практическая готовность к педагогической деятельности.
Практическая готовность педагога является компонентом в структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.
Организаторские умения обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К ним относятся:
1. Мобилизационные умения.
2. Информационные умения.
3. Развивающие умения.
4. Ориентационные умения.
1. Мобилизационные умения – привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности. Для этого создают специальные ситуации, используют методы стимулирования, актуализируют знания и жизненный опыт детей, создают атмосферу совместных переживаний и т.д.