Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 656.00 Кб (Скачать файл)

- педагогических намерений;

- склонностей.

Таким образом, перечисленные  выше параметры определяют различные качества и свойства личности: любовь к детям, зоркость и наблюдательность, педагогический такт, воображение, справедливость, требовательность, увлеченность, выдержка, работоспособность, самоотверженность и т.д.

Педагогический долг – понятие, где сконцентрированы требования к личности педагога как  профессионала (осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с окружающими, правильно относиться к своей профессии и обществу в целом). Такие требования представляют собой своеобразный кодекс педагогической морали.

Высшим проявлением  педагогического долга является самоотверженность педагога (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Я. Корчак).

Немаловажным является уровень взаимоотношений учителя  с окружающими людьми, где проявляется долг, ответственность, составные компоненты педагогического такта. Здесь учитель выбирает тактику поведения, стиль, тон, уравновешенность своих действий и т.д. 

  1. Познавательная направленность.

Качества личности являются предпосылкам для познавательной деятельности самого педагога, где находят отражение его духовные интересы и потребности. Эти потребности отражают уровень знаний, самоутверждение своей деятельности. Стремление к образованию – одна из самых возвышающих человека духовных потребностей. Учитель должен учиться всю жизнь, т.к. педагогическое образования должно быть непрерывно.

Мотивационные и регулятивные факторы опираются на самостоятельную и даже познавательную деятельность педагога. Общей характеристикой познавательной направленности является культура научно-педагогического мышления. Основной признак – диалектичность – проявляется в стремлении увидеть в каждом педагогическом явлении противоречие, которое учитель должен победно разрешить.

Культура мышления педагога так же проявляется в его познавательной активности:

- стремление к учению;

- сосредоточенность на  предмете познания;

- глубокое проникновение в сущность явлений;

- свободное оперирование  знаниями;

- самостоятельность;

- напряженность мыслительной  деятельности.

Хороший педагог не руководствуется  однозначными оценками (хорошо или плохо), не делает выводов из единичных фактов, напротив, для него характерны: глубокое размышление, стремление анализировать противоречия, активно искать пути их правильного разрешения.

Все рассмотренные виды направленности личности учителя должны соответствовать современным образовательным процессам.

 

 

 

Лекция № 12.

Профессиональная  компетентность педагога. 

Профессионализм = квалификационная характеристика = профессиональная готовность = профессиональная компетентность.

Эти понятия почти  идентичны, совпадают по своей сущности. Таким образом, профессиональная компетентность – это свод требований (состав) к профессиональным знаниям, умениям и навыкам; это уровни теоретического и практического опыта.

Содержание профессиональной компетентности определяется квалификационной характеристикой (профессиограммой).

В литературе профессиональная компетентность представлена ее видами:

- специальная компетентность  – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне;

- социальная компетентность  – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничество, принятыми в данной профессии, приемами общения, социальная ответственность за результаты своего труда;

- личностная компетентность  – владение приемами личностного  самовыражения, саморазвития и самоопределения, средствами противостояния профессиональным деформациям личности (профессиональным рискам);

- индивидуальная компетентность  – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению (застою), умение рационально организовывать свой труд. 

В общем виде профессиональная компетентность представляет собой  сумму:

а) научно-теоретической  готовности;

б) практической готовности.

Педагогические знания и педагогические умения определяют структуру профессионализма педагога.

В литературе встречают  различные модели профессиональной компетентности учителя. Наиболее яркая модель связана с определением педагогических умений учителя-воспитателя. Эта модель представляет единство теоретической и практической готовности. Здесь умения разделены на группы умений:

1. Конструктивные –  умение ставить педагогические  задачи (анализ, прогнозирование результатов, планирование действий).

2. Организаторские –  умения программировать педагогические действия, связанные с реализацией педагогического процесса.

3. Коммуникативные –  умения выполнять педагогические  действия в образовательном пространстве, связанные с регулированием педагогического процесса (перцептивные умения, умения общения, педагогическая техника, рефлексивные умения).

4. Гностические – умения  изучать результаты решения задач,  связаны с итоговым учетом, оценкой  протекания педагогического процесса (рефлексивные умения, аналитические, прогностические, проекционные).

 

 

 

Лекция № 13.

Теоретическая готовность к педагогической деятельности. 

Теоретическая готовность – является элементом в структуре  профессиональной компетенции. Представляет собой теоретическую деятельность, которая состоит из конструктивных и гностических умений.

Конструктивная и  гностическая деятельность требует 4 группы следующих умений: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения.

1. Аналитические умения – с их помощью извлекаются знания из практики (это связано с мыслительной операцией – анализом). Они лежат в основе обобщенного умения педагогически мыслить, и при решении педагогических задач состоят из следующих умений:

а) расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы и т.д.);

б) осмысливать каждое педагогическое явление во взаимосвязи  со всеми компонентами педагогического процесса;

в) находить в педагогических теориях идеи, выводы, закономерности, которые равнозначны (адекватны) логике рассматриваемого явления;

г) правильно диагностировать педагогическое явление;

д) вычленять основную педагогическую задачу (проблему) и  определять способы ее оптимального решения.

2. Прогностические умения (в основе лежит умение делать прогноз) – это связано с представлениями у педагога о конечном результате (цели). В основе такого целеполагания лежит вариативность в подборе всевозможных путей для решения педагогической задачи (здесь возникает способность к антиципации, т.е. предвидению результата до его осуществления – эта способность ярко проявляется у творческих педагогов).

Прогнозирование деятельности педагога предполагает:

- знания сущности и  логики педагогического процесса;

- закономерности возрастного  и индивидуального развития учащихся;

- знание особенностей  коллектива и т.д.

Состав прогностических умений:

а) выдвижение педагогических целей и задач;

б) отбор способов достижения педагогических целей;

в) предвидение результата и возможных отклонений;

г) определение этапов или стадий педагогического процесса;

д) распределение времени;

е) планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.

Прогностические умения здесь распределены на 3 группы:

1. Умения прогнозировать  развитие коллектива: в динамике  его структур, развитие системы взаимоотношений, изменение положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений.

2. Умение прогнозировать  развитие личности: ее качеств,  чувств, воли и поведения, возможных  отклонений в развитии, трудностей  во взаимоотношениях и т.д.

3. Умение прогнозировать  ход процесса: образовательные, воспитательные и развивающие возможности учебного материала, затруднение учащихся в учении, результаты применения методов, приемов и средств обучения и воспитания.

Эти все умения требуют от учителя овладения такими методами интеллектуальной деятельности, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент и т.д.

3. Проективные умения (триада «анализ – прогноз – проект» предполагает выделение группы умений, которые материализуют результаты педагогического прогнозирования конкретных планов обучения и воспитания). Разработка проекта педагогической деятельности означает перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, затем определение содержания и видов деятельности и наконец, прогнозирование развития обученности и воспитанности школьников.

Планы обучения и воспитания (как проекты деятельности педагога) могут быть перспективными и оперативными.

Перспективные планы – учебный план школы, разработка планов на четверть, полугодие, год. Оперативные планы – учебные планы на урок и разработка воспитательных мероприятий.

Проектирование педагогической деятельности требует следующих  проективных умений:

а) переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи;

б) при этом учитывать  потребности учащихся, их интересы, материальную базу, свой опыт и личностные качества;

в) определять главные  и подчиненные задачи для каждого  этапа педагогического процесса;

г) отбирать виды деятельности, которые соответствуют этим задачам;

д) планировать индивидуальную работу с учащимися;

е) отбирать содержание, формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

ж) планировать систему  приемов стимулирования активности школьников;

з) планировать способы  создания развивающей среды и  поддержки связей с родителями и общественностью.

4. Рефлексивные умения. Эти умения проявляются в контрольно-оценочной деятельности педагога, связанные с анализом собственной педагогической деятельности. Поэтому педагог должен быть способен к рефлексии, когда существует способность разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки, деятельность. Педагог должен установить как положительные, так и отрицательные результаты, являющиеся следствием его деятельности.

Рефлексивные умения требуют особых умений анализировать:

а) правильная постановка целей, их перевод в конкретные задачи, адекватные исходным условиям;

б) соответствие содержания деятельности учеников поставленным задачам;

в) эффективность принимающихся  методов, приемов и средств педагогической деятельности;

г) соответствие применявшихся  организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.д.;

д) причины успехов  и неудач, ошибок и затруднений  в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;

е) опыт своей деятельности, его целостности и соотнесенности с критериями и рекомендациями педагогической науки.

Рефлексия – это не просто знание или понимание учителем самого себя, но и выяснение, как другие (учащиеся, родители, коллеги) знают и понимают его, как понимают его личные особенности, эмоциональные реакции, познавательные представления и т.д.

 

 

 

 

 

Лекция № 14.

Практическая  готовность к педагогической деятельности.

 

Практическая готовность педагога является компонентом в  структуре профессиональной компетентности и связана с умениями во внешнем  проявлении педагога, т.к. умениях действовать. Эти умения связаны с организаторскими и коммуникативными умениями.

Организаторские умения обеспечивают включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. К ним относятся:

1. Мобилизационные умения.

2. Информационные умения.

3. Развивающие умения.

4. Ориентационные умения.

1. Мобилизационные умения – привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности. Для этого создают специальные ситуации, используют методы стимулирования, актуализируют знания и жизненный опыт детей, создают атмосферу совместных переживаний и т.д.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"