Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"
а) учебно-воспитательной и общественно-педагогической работы;
б) профессионального мастерства по средствам изучения и овладения передовым опытом, активизации собственных научно-методических поисков.
Всё это будет влиять на постоянный рост педагогического мастерства, где будут осуществляться:
При этом происходит не только профессионально педагогическое самосовершенствование, но и совершенствование учебно-воспитательного процесса в классе.
4. Творческий стиль деятельности учителя.
В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения).
В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя.
А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).
Лекция № 4.
Педагогическая деятельность.
План:
1. Структура педагогической деятельности.
2. Направления педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность – профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания. В основе этой деятельности лежит цель. Цели педагогической деятельности исторически менялись, но в любом случае педагогическая деятельность направлена на решение большого числа педагогических задач.
Педагогическая задача решается педагогом с помощью определенных общепедагогических умений. Этапы решения педагогической задачи:
I – анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз), планирование педагогического воздействия;
II – конструирование и организация учебно-воспитательного процесса;
III – регулирование
и корректирование
IV – итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.
Педагог постоянно решает
более или менее сложные педаго
Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которая требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Педагогическая задача — осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности и развитости по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести ее из одного состояния в другое.
Педагог должен всегда осмыслить сложившуюся ситуацию с целью преобразования ее в педагогическую задачу. Педагогические ситуации постоянно создаются как учителем, так и учениками (спонтанно или специально). Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу представляет собой следующее действие:
ситуация + цель = задача.
Таким образом, педагогический процесс состоит из совокупности решения цепи педагогических задач.
Структура педагогической деятельности имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя структура:
- цель деятельности;
- средство деятельности;
- объект педагогического воздействия (учащиеся) и др. объекты;
- субъект педагогической деятельности (учитель, учащиеся);
- учебные действия и операции;
- результат педагогической деятельности.
Внутренняя структура:
- мотивационный компонент (долг, вынужденность, необходимость, обязанность);
- содержательный компонент (это те знания, которые необходимы для достижения цели);
- гностические, проектировочные,
конструктивные, коммуникативные, организаторск
Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики уровней:
3. Творческий.
Репродуктивный –
копирование, зеркально отраженный опыт другого
учителя.
Адаптивный – приспособление к новым
меняющимся условием, здесь у учителя
складывается индивидуальный стиль деятельности.
Творческий – проявление нового и оригинального
по сравнению с чужой или даже своей предыдущей
деятельностью.
2. Направления педагогической деятельности.
Для осуществления педагогической деятельности учитель должен иметь профессиональную готовность.
Профессиональная готовность учителя к педагогической деятельности включает в себя:
- психологическая готовность – установка на работу в школе, сформированная направленность на педагогическую деятельность;
- научно-теоретическая готовность – это необходимый объем психолого-педагогических и специальных знаний для педагогической деятельности;
- практическая готовность – наличие сформированных на требуемых уровнях профессионально-педагогических умений и навыков;
- психофизиологическая
готовность – это наличие
- физическая готовность – это соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности.
Деятельность учителя имеет направления:
I. Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности
учителя и своей деятельности.
Сюда относится следующие
а) формулировка педагогической цели;
б) диагностика уровня образованности учеников;
в) выбор содержания учебного материала;
г) выбор методов обучения;
д) проектирование своих
действий и действий учеников.
II. Организаторская
деятельность предусматривает организацию своей
и детской деятельности. Педагогические
умения:
а) установление дисциплины и рабочей обстановке на уроке;
б) стимулирование деятельности учеников;
в) организация своей деятельности по изложению учеником материала;
г) организация своего поведения в реальных условиях;
д) организация деятельности учеников;
е) организация контроля, педагогического воздействие и коррекция.
III. Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. Педагогические действия:
а) установление правильных взаимоотношений с учениками;
б) осуществление учебно-
IV. Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода, развития и формирования личности детей (гностик – сомневающийся). Педагогические действия:
а) анализ результатов обучения и воспитания;
б) выявление отклонений результата от поставленных целей;
в) анализ причин этих отклонений;
г) проектирование мер по устранению этих причин;
д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.
Лекция № 5.
Общая и профессиональная культура педагога.
План:
1. Понятие о культуре.
Общая культура является и процессом и одновременно результатом деятельности, представляет собой социальное явление, которое охватывает всё, что творит человек, осваивая мир объектов.
Можно утверждать, что структура культуры (субъект, цель, объект, средство, методы) порождена культурой. Исключение составляет лишь сам объект (человек), который частично уже окультурен на предшествующих этапах своего существования.
По отношению к культуре существуют три подхода:
- аксиологический (культура рассматривается как ценность, как система ценностей);
- деятельностно-творческий (главное в культуре – это те способы деятельности, которые нужны для творческого развития);
- личностный (мерой культуры
выступает человек, который
Поэтому воспитание имеет три фундаментальные функции:
- созидательно-культурную,
- социализации и адаптации,
- человекообразующую.
Обычно культуру делят на материальную и духовную.
Материальная культура – все те ценности, которые по преимуществу удовлетворяют наши материальные потребности. Некоторые специалисты выделяют еще художественную культуру.
Духовная культура – ценности, у которых на передний план выступают их не вещественные качества (хотя материальные свойства им также присущи). Например, научная концепция, фольклор, религиозный догмат, юридический закон, политическая идея.
Художественная культура – охватывает явления, у которых вещественные стороны в их взаимодействии на человека уравновешены.
2. Структура педагогической культуры.
Педагогическая культура - сущностная характеристика личности педагога, способов его педагогической деятельности и тех ценностей, которыми он в ней руководствуется. Об уровне культуры общества можно судить по отношению общества к детям. На состояние и развитие педагогической культуры влияют многие факторы, в их числе - экономика страны, информационная культура, нравственная культура, религиозная (духовная) культура, национальная культура.
Выделяют 4 аспекта педагогической культуры:
- область отношений взрослых
и детей как сфера
- область педагогического
- сфера профессиональной
- личностная характеристика
Структура педагогической культуры:
1. Культура целеполагания проявляется в определенной стратегии развития педагогического общества, и при разработке программ боле низкого уровня.
2. Культура педагогического знания – включает в себя фундированность накопленного опыта, наличие научных теорий и гипотез.
3. Мировоззренческая культура, ее уровень во многом определяет процесс и результат взаимоотношений учителя и учащихся.
4. Культура мышления, в процессе жизни индивида она формируется как обыденными средствами, так и специальными.
5. Культура чувств связана с выработкой умений любить, сопереживать, гордиться, стыдиться, мучиться и т.д., т.е. с выработкой широчайшей гаммы высших переживаний, без которых общение и труд воспитателя не приносит добрых плодов. Ее проявлению служит и способность высказывать квалифицированные суждения нравственного, эстетического, политического характера, правового, религиозного или философского. Оценка как отношение субъекта к действительности имеет иную природу, чем отношения в процессе познания, знания – предвзято, а оценка – субъективна. Но эта субъективность не выступает как форма произвола, а лишь отражает позицию, занимаемую субъектом в его отношении к кому-либо или чему-либо.