2. Проективные умения
– умения прогнозировать.
3. Конструктивные умения
– умения целенаправленно организовывать.
4. Коммуникативные умения
– умения общения.
5. Аналитические –
выделять, систематизировать.
Базовые ( инвариантные)
педагогические знания и умения – это
стандартный механизм в содержании профессиональной
подготовки педагога любого профиля.
2. Функции педагогического процесса
в вузе.
1) Обучающая функция - связана с формированием знаний, умений,
навыков.
Знания учителя представлены
в виде компонентов:
А. Профессионально-педагогические
знания.
Б. Опыт осуществления
профессионально-педагогической деятельности.
В. Опыт творческой педагогической
деятельности.
Г. Опыт ценностно-эмоциональной
ориентации в процессе педагогической деятельности.
2) Развивающая функция
- связана с развитием личности человека
целом: психические процессы (память, мышление),
способности, мотивация, установки и деятельность.
3) Воспитывающая функция – связана с формированием мировоззрения,
нравственной, эстетической и общественной
направленности личности с активной позицией
по профессиональному становлению.
4) Интегративная функция – в ней отражается органичная связь
различных учебных дисциплин:
- педагогика,
- философия,
- медицина,
- социология и др.
5) Профессиональная функция связана с обще-профессиональной психолого-педагогической
подготовкой, развивает у будущих учителей
общую и профессиональную культуру, педагогическую
направленность мышления, профессионально
значимые качества личности. Профессиональная
функция - это системно-образующий стержень
профессиональной подготовки учителя
любого уровня.
6) Социализация личности – обучение, воздействуя на личность,
способствует ее социализации, что влияет
на формирование многих качеств личности.
Хотя это процесс происходит под влиянием
всех функций образования, профессиональная
социализация служит организующим моментом
(неким стержнем) в процессе развития личности
и определяет стиль будущей профессиональной
деятельности.
Литература
Основная
- Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии – М., 2001.
- Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие. - М.: ИЦ “Академия”, 1998.
- Бондаревская Е.В, Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие. - СПб-Ростов-н/Д, ТЦ “Учитель”, 1999.
- Бондаревская Е.В. Педагогическая культура учителя. - Ростов н/Д, 1997.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебн. для вузов. – СПб., 2000.
- Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.
- Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева и др. - М., 2000.
- Введение в специальность: Учеб. пособие / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1988.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
- Кузьмина Н. В. Способность, одаренность и талант учителя. – СПб., 1995.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Изд-во: ЛГУ,1967.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1992.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
- Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.
- Мудрик. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
- Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.; Школа-Пресс, 2004.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 1998.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Пешкова В.Е. Начальная школа: (Тематическая библиография). Книга 1. педагогика начального образования. Программа курса: (Учеб. пособие). - Майкоп, 2003.
- Пешкова В.Е. Педагогика. Ч. 1. Теория воспитания: (конспект лекций). Майкоп: Качество, 1996.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. пед. центр ВЛАДОС, 2002.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1991.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки.– М., 1976.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М., 2002.
- Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – изд. 4-е, стереотип. – М.: Академия, 2008.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1990.
- Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.,2000.
Дополнительная
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. М., 1993.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.– М., 1996.
- Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.
- Батракова С.Н. Основы профессионального педагогического общения. Ярославль, 1986.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. - М., 1994.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология. – Пятигорск, 1997.
- Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. М., 1996.
- Виноградова Н.И. Развитие профессионализма учителя начальных классов: акмеологические закономерности и механизмы.- СПб, 2003.
- Гильманов С.А. Творческая индивидуальность педагога. – Тюмень, 1995.
- Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога.- Екатеринбург, 2000.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1965.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. - М.: Народное образование, 2001. - 128с.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 272 с.
- Декларация прав ребенка // Начальная школа.– 1995.– № 20.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. – М., 1987.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1990.
- Закон РФ “Об образовании” // О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”. – М.: Новая школа, 1996. – 64 с.
- Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.
- Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1985.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. 157 с.
- Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога.– М., 1994.
- Конвенция о правах ребенка // Педагогический вестник.– 1995.– № 10.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения)
- Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов. - Ростов-на-Дону, 1995.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. 183 с.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя.– Гомель, 1976.
- Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. - Воронеж, 1998.
- Лещинский В.И., Горбачева С.С., Кульневич С.В. Всегда ли прав учитель? - М., 1990.
- Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя.– Тула, 1991.
- Митина Л.М. Психология профессионального роста учителя. М., 1998.
- О введении в действие государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования: Проект.– М., 1995.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
- Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997. – 176 с.
- Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.
- Полякова Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей.– М., 1983.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в школе. М., 1999.
- Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач.– Кострома, 1994.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – Киев, 1979.
- Учитель, которого ждут / Под ред. И.А.Зязюна. - М.: Педагогика, 1988.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1987.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 221 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 1992.
- Юдин В.В. Педагогическая технология. – Ярославль, 1997.
Пешкова Валентина
Евгеньевна
ПЕДАГОГИКА. Часть 1: ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Курс лекций: (Учебное пособие)
Майкоп, 2010. 42 с. (2,6 п.л.)