Курс лекций по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

n1.doc

— 656.00 Кб (Скачать файл)

2. Мыслительный тип  – преобладает вторая сигнальная  система.

3. Средний тип –  уравновешенность сигнальных систем.

От способностей зависит  скорость, глубина, легкость и прочность  процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное обучение и воспитание.

Способности бывают:

1. Общие – развитие  познавательных процессов памяти, восприятия, мышления, воображения  – они необходимы для выполнения  многих видов деятельности.

2. Специальные – система  свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности).

Каждая способность  имеет свою сложную структуру. В  ней различаются ведущие и вспомогательные свойства.

Для педагогических способностей ведущими являются:

1. Педагогический такт.

2. Наблюдательность.

3. Любовь к детям.

4. Потребность к передаче  знаний и др.

Компоненты  педагогических способностей:

1. Конструктивные способности  – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.

2. Организаторские способности  – проявляются в умении включать  учащихся в различные виды  деятельности и умело воздействовать на каждую личность ребенка.

3. Коммуникативные способности  – проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.

 

            Классификация общих педагогических способностей

(по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой)

 

Структура каждого вида педагогических способностей учителя – многосоставное явление, поэтому представлена группой входящих в нее знаний и умений. Например:

Структура дидактических способностей учителя начальных классов

Компоненты

дидактических

способностей

Необходимые знания

Умения

1

2

3

1. Способности, необходимые на этапе предварительной

подготовки информации

Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся.

Знание программного

материала и программ

начальной школы.

Знание уровня

подготовленности

учеников.

Знание возрастных и

индивидуальных

особенностей детей.

Умение определять цели и задачи урока, воспитательного мероприятия. Умение отобрать необходимый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников.

Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся. Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно.


 

1

2

3

Способность реконструировать (адаптировать) информацию к уровню подготовленности учеников.

Глубокое знание языка, на котором ведется преподавание.

Знание словарного запаса детей.

Умение найти доступную форму  объяснения незнакомых или трудных понятий, словосочетаний, высказываний и т.д., заменяя их синонимами, подбирая удачные примеры, изменяя, в случае необходимости, логику изложения информации и т.п. Умение формулировать четкие определения понятий, доступные младшим школьникам.

Способность проектировать собственную деятельность (какой она должна быть на этапах непосредственной передачи информации учащимся, осуществление «обратной связи»).

Знание методов и средств  обучения и воспитания. Знание собственных  индивидуальных особенностей.

Умение выбрать рациональный в  данном случае метод обучения, адекватный целям и задачам урока.

Умение найти эффективный прием  выяснения подготовленности учеников к восприятию новой информации. Умение спланировать ход занятия так, чтобы для объяснения нового материала было отведено оптимальное время и место на уроке.

Способность проектировать деятельность школьников, в которой новая информация должна быть усвоена.

Знание методики преподавания учебных предметов и воспитательной работы. Знание индивидуальных особенностей детей.

Умение спланировать деятельность учащихся, способствующую пониманию и усвоению информации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

2. Способности, необходимые  на этапе непосредственной передачи

информации учащимся

Способность овладеть вниманием учеников.

Знание психологических особенностей внимания младших школьников.

Умение активизировать внимание детей. Умение предвидеть отвлечение внимания и предотвратить его.


 

1

2

3

Способность «заражать» учащихся своим настроением.

Знание мотивов учения младших  школьников и условий их формирования. Знание эмоциональных особенностей детей.

Умение создать психологический  настрой на работу. Умение передать - ученикам свое положительное отношение к материалу. Умение возбуждать у учащихся активную, самостоятельную мысль.

Способность делать свою мысль понятной для учеников.

Глубокое знание материала, предназначенного для объяснения.

Умение пояснять, разъяснять детям  трудное и непонятное. Умение излагать материал ясными короткими фразами, состоящими из предложений, несложных конструкций.

Способность, логично и последовательно вести объяснение.

Знание законов логики в объяснения материала.

Умение вести объяснение от простого к сложному. Умение логически правильно построить и вести конкретный рассказ, беседу, проблемное изложение. Умение формулировать вопросы в четкой, ясной и простой (краткой) форме.

Способность опираться при объяснении на наглядные образцы.

Знание  содержательной сущности наглядного образца.

Умение правильно демонстрировать подобранный к конкретному занятию наглядный материал.

3. Способности, необходимые  на этапе осуществления «обратной  связи»

Способность «чувствовать класс», т.е. правильно воспринимать реакцию школьников на свое объяснение.

Знание внешних форм проявления непонимания учащимися объяснения учителя.

Умение диагностировать характер усвоения учениками нового материала.

Способность

корректировать

Понимание детьми информации.

Знание приемов проверки понимания объяснений учителя

Умение в случае необходимости перестроить ход изложения материала.


 

Уровни способностей:

1. Репродуктивный уровень  (зеркально отраженный повтор) - обеспечивает первоначальное умение овладевать деятельностью.

2. Творческий уровень – создание в деятельности нового и оригинального.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них более ярко выражена, чем  другая. Зато у разных людей наблюдаются  одни и те же способности, но они  обязательно будут различаться между собой по уровню развития.

Для измерения способностей используют тесты, но более верный путь определения способностей – выявление  динамики успехов в процессе деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется е  отдельными способностями, существующими сами по себе, а лишь сочетанием способностей.

Высшим уровнем развития специальных способностей является талант, который проявляется только в определенной деятельности.

Талант – яркое, благоприятное  сочетание способностей; при этом человек имеет склонность к данному виду деятельности. Внешний уровень развития многих способностей делает человека гениальным, но главенствующее место в развитии способностей, таланта, гениальности занимает изнуряющий, длительный и кропотливый труд человека.

 

Лекция № 9.

Педагогические  позиции учителя.

 

Позиция педагога – система  отношений учителя к миру.

Педагогическая действительность и деятельность является источником активности человека. Общество определяет внешние источники требований, ожиданий и возможностей, у учителя действуют внутренние источники активности (мотивы, желания). В позиции педагога проявляется его личность, гражданское поведение, ценностные ориентации (педагогический идеал, мотивы, долг, честь и т.д.).

Социальная позиция  педагога вырастает из взглядов, убеждений и ориентаций. В процессе обучения в вузе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии. Это составляет ядро личности педагога.

Социальная позиция  влияет на профессиональную позицию. Здесь  особое влияние оказывают личностные и характерные черты человека. Педагог может выступать в следующих типичных ролевых педагогических позициях:

- информатор – он  ограничивается сообщением ученику  норм, требований;

- друг – умеет проникать  в душу ребенку;

- диктатор – насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

- советчик – осторожное  уговаривание учащихся;

- проситель – педагог  умоляет ребенка, занимается подхалимством,  самоунижением;

- вдохновитель – стремится  увлечь, зажечь своими чувствами, целями, переживаниями и др.

Педагогическая профессия  многогранна по своей деятельности. Учитель выполняет множество социальных ролей. И каждая из этих позиций может давать положительных и отрицательный эффект. Это зависит от ситуации и личности педагога.

Данная многогранность (полифункциональность) может быть условно представлена схемой (по В. Леви):

 

 

Педагогическая позиция  педагога очень важна для ребенка, т.к. она реализуется через взаимодействие педагога с ребенком, его деятельностью, поведением и окружением.

 

 

 

Лекция № 10.

Стиль педагогической деятельности.

 

Стиль – неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, где характеризуется в своей совокупности индивидуальная стратегия и тактика педагога.

Учитель имеет право  на индивидуальный стиль в работе; здесь обеспечивается наилучший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, педагог меньше напрягается и устает.

Стили педагогической деятельности:

1. Эмоционально-импровизационной  стиль – учитель не любит  четко планировать уроки, не  любит заниматься повторением и закреплением. Учебный процесс выстраивает на развитии самостоятельности учеников. Любит работать с яркими учениками и поощряет их. На уроке сам увлекается, использует импровизацию, быстрый темп, ориентирует учащихся на писк нового; зато прочного усвоения знаний и навыков у школьников нет.

2. Эмоционально-методический стиль – ориентируется на процесс и результаты обучения, хорошо планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает учебный материал. Высокая оперативность, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся.

3. Рассуждающе-импровизационный  стиль ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватно него планирует педагогический процесс. Зато здесь меньше изобретательности в выборе методов обучения, невысокий темп работа, реже практикует коллективное обсуждение.

4. Рассуждающе-методичный стиль – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Здесь уделяется много внимания повторению и закреплению. Невысокий темп работы со всеми учениками, хорошее качество знаний, но мало активности и инициативы самих школьников. Самооценка чаще невысокая.

В литературе чаще дают два  полярных стиля руководства: авторитарный и демократический. Внутри них возникают промежуточные стили педагогического руководства:

1. Эмоциональный –  взаимное понимание, симпатия.

2. Деловой – связан с полезной деятельностью и достижением задач.

3. Направляющий – незаметное  управление поведением и деятельностью.

4. Требовательный –  нормы, правила, цели открыто  ставится перед детьми.

5. Побуждающий – привлечение  или специальное создание ситуаций.

6. Принуждающий – давление.

Эти промежуточные стили  всегда зависят от личности педагога и его отношений с детьми.

Таким образом, индивидуальный стиль педагога обуславливает его социальную и профессиональную позицию. В свою очередь, индивидуальный стиль является следствием направленности личности педагога.

 

 

 

Лекция № 11.

Направленность  личности педагога.

План:

1. Социально-нравственная  направленность.

2. Профессионально-педагогическая  направленность.

3. Познавательная направленность.

 

  1. Социально-нравственная направленность.

Эта направленность связана  с системой ценностных ориентаций педагога, среди которых особое место занимают гуманистические ориентации: педагогика сотрудничества, воспитание у детей гражданской активности, направленность на личность ребенка и т.д. Поэтому здесь претворяются убеждения, идеалы, вкусы, симпатии педагога.

Социально-нравственная направленность связана также со свойствами и характеристиками личности. Выделяют:

1. Социальные потребности.

2. Моральные ориентации.

3. Чувство общественного долга.

4. Гражданская ответственность.

Особая роль здесь  принадлежит социальной активности педагога, высокая гражданственность (нетерпимость к нравственным порокам, чувство долга, ответственность, стремление к повышению своей педагогической компетентности и т.д.).

 

  1. Профессионально-педагогическая направленность.

Профессионально-педагогическая направленность является как бы стержнем, вокруг которого сосредоточены основные профессионально значимые свойства личности педагога. Эта направленность состоит из:

- интереса к профессии;

- педагогических призваний;

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"