Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:57, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Педагогика"
2. Мыслительный тип
– преобладает вторая
3. Средний тип – уравновешенность сигнальных систем.
От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Развиваются они в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание формируют их, поэтому на развитие любых способностей влияет среда ребенка и целенаправленное обучение и воспитание.
Способности бывают:
1. Общие – развитие
познавательных процессов
2. Специальные – система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо отдельной деятельности (музыкальные, математические, литературные, педагогические способности).
Каждая способность имеет свою сложную структуру. В ней различаются ведущие и вспомогательные свойства.
Для педагогических способностей ведущими являются:
1. Педагогический такт.
2. Наблюдательность.
3. Любовь к детям.
4. Потребность к передаче знаний и др.
Компоненты педагогических способностей:
1. Конструктивные способности – проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал, применительно к возрасту и индивидуальным особенностям детей.
2. Организаторские способности
– проявляются в умении
3. Коммуникативные способности
– проявляются в умении
4. Гностические способности – позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника и на этой основе изучать его личность.
Классификация общих педагогических способностей
(по В.А. Крутецкому, Е.Г. Балбасовой)
Структура каждого вида педагогических способностей учителя – многосоставное явление, поэтому представлена группой входящих в нее знаний и умений. Например:
Структура дидактических способностей учителя начальных классов
Компоненты дидактических способностей |
Необходимые знания |
Умения |
1 |
2 |
3 |
1. Способности, необходимые на этапе предварительной подготовки информации | ||
Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся. |
Знание программного материала и программ начальной школы. Знание уровня подготовленности учеников. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. |
Умение определять цели и задачи урока, воспитательного мероприятия. Умение отобрать необходимый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников. Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся. Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно. |
1 |
2 |
3 |
Способность реконструировать (адаптировать) информацию к уровню подготовленности учеников. |
Глубокое знание языка, на котором ведется преподавание. Знание словарного запаса детей. |
Умение найти доступную форму объяснения незнакомых или трудных понятий, словосочетаний, высказываний и т.д., заменяя их синонимами, подбирая удачные примеры, изменяя, в случае необходимости, логику изложения информации и т.п. Умение формулировать четкие определения понятий, доступные младшим школьникам. |
Способность проектировать собственную деятельность (какой она должна быть на этапах непосредственной передачи информации учащимся, осуществление «обратной связи»). |
Знание методов и средств обучения и воспитания. Знание собственных индивидуальных особенностей. |
Умение выбрать рациональный в данном случае метод обучения, адекватный целям и задачам урока. Умение найти эффективный |
Способность проектировать деятельность школьников, в которой новая информация должна быть усвоена. |
Знание методики преподавания учебных предметов и воспитательной работы. Знание индивидуальных особенностей детей. |
Умение спланировать деятельность учащихся, способствующую пониманию и усвоению информации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. |
2. Способности, необходимые
на этапе непосредственной информации учащимся | ||
Способность овладеть вниманием учеников. |
Знание психологических особенностей внимания младших школьников. |
Умение активизировать внимание детей. Умение предвидеть отвлечение внимания и предотвратить его. |
1 |
2 |
3 |
Способность «заражать» учащихся своим настроением. |
Знание мотивов учения младших школьников и условий их формирования. Знание эмоциональных особенностей детей. |
Умение создать |
Способность делать свою мысль понятной для учеников. |
Глубокое знание материала, предназначенного для объяснения. |
Умение пояснять, разъяснять детям трудное и непонятное. Умение излагать материал ясными короткими фразами, состоящими из предложений, несложных конструкций. |
Способность, логично и последовательно вести объяснение. |
Знание законов логики в объяснения материала. |
Умение вести объяснение от простого к сложному. Умение логически правильно построить и вести конкретный рассказ, беседу, проблемное изложение. Умение формулировать вопросы в четкой, ясной и простой (краткой) форме. |
Способность опираться при объяснении на наглядные образцы. |
Знание содержательной сущности наглядного образца. |
Умение правильно демонстрирова |
3. Способности, необходимые
на этапе осуществления « | ||
Способность «чувствовать класс», т.е. правильно воспринимать реакцию школьников на свое объяснение. |
Знание внешних форм проявления непонимания учащимися объяснения учителя. |
Умение диагностировать |
Способность корректировать Понимание детьми информации. |
Знание приемов проверки понимания объяснений учителя |
Умение в случае необходимости перестроить ход изложения материала. |
Уровни способностей:
1. Репродуктивный уровень (зеркально отраженный повтор) - обеспечивает первоначальное умение овладевать деятельностью.
2. Творческий уровень – создание в деятельности нового и оригинального.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них более ярко выражена, чем другая. Зато у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они обязательно будут различаться между собой по уровню развития.
Для измерения способностей используют тесты, но более верный путь определения способностей – выявление динамики успехов в процессе деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется е отдельными способностями, существующими сами по себе, а лишь сочетанием способностей.
Высшим уровнем развития специальных способностей является талант, который проявляется только в определенной деятельности.
Талант – яркое, благоприятное сочетание способностей; при этом человек имеет склонность к данному виду деятельности. Внешний уровень развития многих способностей делает человека гениальным, но главенствующее место в развитии способностей, таланта, гениальности занимает изнуряющий, длительный и кропотливый труд человека.
Лекция № 9.
Педагогические позиции учителя.
Позиция педагога – система отношений учителя к миру.
Педагогическая
Социальная позиция педагога вырастает из взглядов, убеждений и ориентаций. В процессе обучения в вузе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии. Это составляет ядро личности педагога.
Социальная позиция влияет на профессиональную позицию. Здесь особое влияние оказывают личностные и характерные черты человека. Педагог может выступать в следующих типичных ролевых педагогических позициях:
- информатор – он
ограничивается сообщением
- друг – умеет проникать в душу ребенку;
- диктатор – насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
- советчик – осторожное уговаривание учащихся;
- проситель – педагог
умоляет ребенка, занимается
- вдохновитель – стремится увлечь, зажечь своими чувствами, целями, переживаниями и др.
Педагогическая профессия многогранна по своей деятельности. Учитель выполняет множество социальных ролей. И каждая из этих позиций может давать положительных и отрицательный эффект. Это зависит от ситуации и личности педагога.
Данная многогранность (полифункциональность) может быть условно представлена схемой (по В. Леви):
Педагогическая позиция педагога очень важна для ребенка, т.к. она реализуется через взаимодействие педагога с ребенком, его деятельностью, поведением и окружением.
Лекция № 10.
Стиль педагогической деятельности.
Стиль – неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, где характеризуется в своей совокупности индивидуальная стратегия и тактика педагога.
Учитель имеет право на индивидуальный стиль в работе; здесь обеспечивается наилучший результат при минимальных затратах времени и сил. Работая в своем стиле, педагог меньше напрягается и устает.
Стили педагогической деятельности:
1. Эмоционально-импровизационной стиль – учитель не любит четко планировать уроки, не любит заниматься повторением и закреплением. Учебный процесс выстраивает на развитии самостоятельности учеников. Любит работать с яркими учениками и поощряет их. На уроке сам увлекается, использует импровизацию, быстрый темп, ориентирует учащихся на писк нового; зато прочного усвоения знаний и навыков у школьников нет.
2. Эмоционально-методический стиль – ориентируется на процесс и результаты обучения, хорошо планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает учебный материал. Высокая оперативность, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся.
3. Рассуждающе-импровизационный стиль ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватно него планирует педагогический процесс. Зато здесь меньше изобретательности в выборе методов обучения, невысокий темп работа, реже практикует коллективное обсуждение.
4. Рассуждающе-методичный стиль – четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточно жесткое управление им. Здесь уделяется много внимания повторению и закреплению. Невысокий темп работы со всеми учениками, хорошее качество знаний, но мало активности и инициативы самих школьников. Самооценка чаще невысокая.
В литературе чаще дают два полярных стиля руководства: авторитарный и демократический. Внутри них возникают промежуточные стили педагогического руководства:
1. Эмоциональный – взаимное понимание, симпатия.
2. Деловой – связан с полезной деятельностью и достижением задач.
3. Направляющий – незаметное
управление поведением и
4. Требовательный – нормы, правила, цели открыто ставится перед детьми.
5. Побуждающий – привлечение
или специальное создание ситуа
6. Принуждающий – давление.
Эти промежуточные стили всегда зависят от личности педагога и его отношений с детьми.
Таким образом, индивидуальный стиль педагога обуславливает его социальную и профессиональную позицию. В свою очередь, индивидуальный стиль является следствием направленности личности педагога.
Лекция № 11.
Направленность личности педагога.
План:
1. Социально-нравственная направленность.
2. Профессионально-
3. Познавательная направленность.
Эта направленность связана с системой ценностных ориентаций педагога, среди которых особое место занимают гуманистические ориентации: педагогика сотрудничества, воспитание у детей гражданской активности, направленность на личность ребенка и т.д. Поэтому здесь претворяются убеждения, идеалы, вкусы, симпатии педагога.
Социально-нравственная направленность связана также со свойствами и характеристиками личности. Выделяют:
1. Социальные потребности.
2. Моральные ориентации.
3. Чувство общественного долга.
4. Гражданская ответственность.
Особая роль здесь принадлежит социальной активности педагога, высокая гражданственность (нетерпимость к нравственным порокам, чувство долга, ответственность, стремление к повышению своей педагогической компетентности и т.д.).
Профессионально-педагогическая направленность является как бы стержнем, вокруг которого сосредоточены основные профессионально значимые свойства личности педагога. Эта направленность состоит из:
- интереса к профессии;
- педагогических призваний;