Личностно-ориентируемый подход как важное условие эффективности процесса обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Цель проекта: выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе.
Задачи проекта:
• изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
• дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
• выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
• раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.

Содержание работы

1. ПАСПОРТ 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 4
2.1. Понятие личностно-ориентированного обучения 5
2.2. Особенности личностно-ориентированных технологий 7
2.3. Методологические основы организации 8
личностно-ориентированного урока 8
2.4. Виды заданий для развития индивидуальной личности 11
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 15
3.1. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы) 19
3.2. Мониторинг влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения 22
3.3. Связь личностно-ориентированного обучения с проблемой 23
дифференциации детей 23
4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
4.1. Проектное обучение как разновидность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников 30
4.2. Использование технологий дифференцированного и группового 36
обучения школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

proekt.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №90» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ  ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Златоуст, 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

1. ПАСПОРТ

 

     Тема  проекта: «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»

     Адресация проекта: Учащиеся МОУ «СОШ № 90»

     Руководитель  проекта: Батурина Е.А.

     Участники проекта: Учащиеся начальных классов

     Возрастная  группа учащихся: 6,5 лет – 10,5 лет

     Особенности типа проекта:

     по  доминирующей деятельности учителя – практико-ориентированный

     по  продолжительности:

          для детей – от года до четырех лет,

          для учителя – долгосрочный

     Цель  проекта: выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе.

     Задачи  проекта:

  • изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
  • дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
  • выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
  • раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.

     Ресурсы проекта:

  • http://festival.1september.ru/   http://pedsovet.org/
  • http://www.nachalka.com   http://www.megabook.ru/
  • http://edu.km.ru     http://www.it-n.ru

     Индикативные  показатели:

  • распространение опыта по реализации личностно-ориентированного подхода на методических совещаниях педагогических работников.
  • включение проекта в программу развития общеобразовательного учреждения.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 

     Научными  основаниями современной концепции  образования выступают классические и современные, педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

     Первые  три подхода отвечают на вопрос, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает  в основном приобщение растущего человека к знаниям и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Необходимо, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками выступало не целью образования, а средством реализации его основных – развивающих – целей.

     Личностный  и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант  ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать  не единый, ориентированный на государственные  интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

     В соответствии с личностно-ориентированным  подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

     Деятельный  подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что  способности проявляются и развиваются  в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

     В этой связи интересно познакомится с личностно-ориентированным подходом как таковым.

     Объектом исследования данной работы является личностно-ориентированное обучение.

     Предметом исследования выступают способы реализации личностно-ориентированного подхода в начальной школе.

     Цель исследования – выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе.

     Были  выделены следующие задачи:

  • изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
  • дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
  • выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
  • раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.

     2.1. Понятие личностно-ориентированного обучения

 

     Личностно-ориентированное  обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

     Личностно-ориентированное  обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта (Алексеев: 2006).

     Цель  личностно-ориентированного образования  состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

     Функции личностно-ориентированного образования:

  • гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
  • культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
  • социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

     Реализация  этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

  • оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
  • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

     Содержание  личностно-ориентированного образования  призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.

     Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

     Таким образом, обобщая вышесказанное, можно  дать такое определение личностно-ориентированного обучения:

     «Личностно-ориентированное  обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира (См.: Селевко 2005)

     2.2. Особенности личностно-ориентированных технологий

 

     Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

     Термин  «подход» более точен и более  понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно  идейный аспект.

     В центре внимания личностно-ориентированных  технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».

     Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

     Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

     Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

     Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

     Личностно-ориентированные  технологии пытаются найти методы и  средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

     Личностно-ориентированный  подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

     Личностно-ориентированные  технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

     2.3.Методологические основы организации

     личностно-ориентированного урока

 

     Личностно ориентированный урок в отличие  от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

     В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком. 

Информация о работе Личностно-ориентируемый подход как важное условие эффективности процесса обучения