Личностно-ориентируемый подход как важное условие эффективности процесса обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Цель проекта: выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе.
Задачи проекта:
• изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
• дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
• выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
• раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.

Содержание работы

1. ПАСПОРТ 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 4
2.1. Понятие личностно-ориентированного обучения 5
2.2. Особенности личностно-ориентированных технологий 7
2.3. Методологические основы организации 8
личностно-ориентированного урока 8
2.4. Виды заданий для развития индивидуальной личности 11
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 15
3.1. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы) 19
3.2. Мониторинг влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения 22
3.3. Связь личностно-ориентированного обучения с проблемой 23
дифференциации детей 23
4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
4.1. Проектное обучение как разновидность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников 30
4.2. Использование технологий дифференцированного и группового 36
обучения школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

proekt.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

     2. Учебной ситуацией, создающей  мотивацию усвоения письменной  речи в процессе построения  текстов, является не ситуация  репродуцирования уже заданного содержания (написание изложений), а ситуация продуцирования оригинальных текстов, выражающих мысли и чувства ребенка.

     3. Учащиеся должны систематически  сочинять сказки и сказочные  истории. Это один из путей  начального формирования письменной  речи, который должен иметь практическую направленность. Поэтому учителю важно развивать у детей естественные потребности к этому виду творчества.

     4. Учитель должен лично руководить  процессом сочинения сказок, при  необходимости оказывая помощь каждому ученику.

     5. На начальных этапах формирования письменной речи необходимо сочинять сказки вместе с детьми. Тем самым учитель не только покажет ученикам пример того, как надо сочинять, но и вдохновит их.

     6. Целесообразно также знакомить  ребят с творчеством одноклассников. Это делает детей добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

     7. Работу по созданию сказок (как  основное средство формирования  письменной речи) следует проводить уже в первом классе.

     Выполнение  учителем указанных рекомендаций, на мой взгляд, будет способствовать успешному формированию письменной речи.

     4.2. Использование технологий дифференцированного и группового

     обучения школьников

 

     В своей педагогической практике системно использую технологии дифференцированного обучения. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь ребенку перейти с нулевого уровня на относительно-активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня. Структура урока с учетом уровней познавательной активности предусматривает не менее четырех основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди),  мозаичным (включение  в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно-ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для обучения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей; учебный труд из каждодневной принудительной обязанности должен превратиться в часть общего знакомства с окружающим миром.

     Групповые технологии или педагогику сотрудничества (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, а также на уроках-семинарах, при подготовке устных журналов, творческих заданий. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода.

     Группы  получают  письменные задания (своеобразные программы наблюдений или алгоритмы действий), подробно прописанные на карте, оговаривается время на их выполнение. Учащиеся выполняют задания, работая с текстом. Формы организации отношений в группах могут быть также различны: все могут выполнять одно и то же задание, но по различным частям текста, эпизодам, могут выполнять отдельные элементы заданий, прописанных в карточке, могут готовить самостоятельные ответы на различные вопросы…

     В каждой группе назначается руководитель. Его функция – организация  работы учащихся, сбор информации, обсуждение оценки каждого члена группы и выставление балла за порученную ему часть работы. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной и письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт наброски своих наблюдений (от каждого ученика или от группы в целом). За монологическое высказывание оценка ставится непосредственно на уроке; после просмотра письменных ответов оценка выставляется каждому члену группы с учётом того балла, который ему поставила группа. Если даётся задание делать записи по ходу отчётов групп, собираются на проверку тетради учащихся – каждая работа оценивается с позиций качества выполнения задания.

     На  конкретном фрагменте  урока математики по изучению нового материала можно проследить реализацию личностно – ориентированного обучения

     Тема  урока: «Деление трехзначного числа на однозначное» (4 класс).

     Тип урока: Урок изучения нового материала.

     1. Мотивационный этап

     На  доске записана тема урока: «ДЕЛЕНИЕ ЧИСЕЛ»

     Учитель предлагает детям обсудить в группах:

  • Является ли эта тема новой?
  • Почему вновь авторы учебника предлагают нам её для изучения?
  • Как помочь себе предположить, что еще не изучено по теме?

     (Учащиеся  определяют границы своих знаний  по теме: «Деление с какими числами я умею выполнять?» и фиксируют свое незнание «Деление с какими числами я не умею выполнять?»)

     После обсуждения в группе каждый заполняет таблицу:

     ЗНАЮ НЕ ЗНАЮ 

  • Сравните  свои записи с записью, которую я  заполнила (открывает заранее заготовленную  запись) (Дети сравнивают и дополняют  записи учителя).
  • Какие из этих случаев деления мы можем рассмотреть на сегодняшнем уроке? (Учащиеся формулируют цель (изучаю деление чисел), уточняют её и фиксируют ее на первой ступеньке плана. Фиксация цели и плана осуществляется в тетрадях «творческих работ»).
  • Давайте попробуем составить план достижения цели.
  • Но, чтобы усвоить эту тему, мы должны к ней хорошо подготовиться.

     a) На каждом столе лежит тест, состоящий из двух частей, которые необходимо заполнить в течениие2-3 мин.

    1. 64:2=(60+4):2=

    2. 864:2=(800+60+4):2 =

    3. 748:2=(600+140 +8):2=

  • Какие знания ты использовал при выполнении этого задания?

    (На  этом этапе при рассмотрении  второго выражения вводится термин «неполное делимое»).

  • Каждое из слагаемых суммы (800+60+4) по отношению к делителю 2 является неполным делимым. Почему слагаемое 800 – делимое? Почему его назвали неполным?
  • Почему при выполнении третьего примера выбраны именно такие слагаемые? (Идет обсуждение вопроса, почему выбраны именно такие слагаемые, рассматриваются другие варианты представления числа в виде суммы «удобных» слагаемых, их достоинства и недостатки: например, 400 или 200 – первое слагаемое, тогда трудно подобрать последующие «удобные» слагаемые)
  • Первое слагаемое выбирают так: это наибольшее число единиц данного разряда, которое делится на делитель нацело. (Требовать запоминания результатов наблюдений за выполняемыми действиями не следует)

     б) Чтобы успешно освоить деление  в столбик, нужно знать, кроме  перечисленных сведений: таблицу умножения и деления, деление с остатком, разрядный состав числа и, как мы наблюдали, удобный состав числа. Проверим вашу готовность: (в быстром темпе) таблицу умножения и деления

  • 45:5
  • 36:6
  • 18:3
  • 8•9 
  • 20:5
  • 6•7

     деление с остатком

  • 73:8    
  • 59:9    
  • 46:7   
  • 19:2

     разрядный состав числа:

  • 5с. 7д. 1ед – это…;
  • 2с.3д.4ед….;
  • 8с.5 ед.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

     Изучив  особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок с личностно-ориентированным, нам представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;
  • личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;
  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;
  • необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

     Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С. Якиманской (см. презентацию) являются:

  • использование субъектного опыта ребенка;
  • предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
  • накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества;
  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

     Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

     Совокупность  теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е.В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т.И. Кульпиной, В.В. Серикова, А.В. Петровского, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».

     В исследованиях раскрывается система  ценностей личности, как смыслов  человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.

     Разнообразная по содержанию и формам образовательная  среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

Информация о работе Личностно-ориентируемый подход как важное условие эффективности процесса обучения