Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:18, реферат
Цель проекта: выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе.
Задачи проекта:
• изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
• дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
• выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
• раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.
1. ПАСПОРТ 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 4
2.1. Понятие личностно-ориентированного обучения 5
2.2. Особенности личностно-ориентированных технологий 7
2.3. Методологические основы организации 8
личностно-ориентированного урока 8
2.4. Виды заданий для развития индивидуальной личности 11
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 15
3.1. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы) 19
3.2. Мониторинг влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения 22
3.3. Связь личностно-ориентированного обучения с проблемой 23
дифференциации детей 23
4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
4.1. Проектное обучение как разновидность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников 30
4.2. Использование технологий дифференцированного и группового 36
обучения школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Различные ответы детей, дискуссия, «авторские» гипотезы и объяснения.
Такой ход урока побуждает школьника сравнить особенности строения конечностей с местом обитания, вспомнить насекомых, имеющих подобные конечности, самостоятельно сделать выводы об особенностях передвижения. Это определяет более активную роль школьника как участника дискуссии, размышления, как исследователя, который сам открывает законы существования окружающего мира.
При
личностно-ориентированном
Многие учителя придерживаются мнения, что на уроках дети должны работать строго по инструкциям. Однако подобная методика позволяет только без ошибок и отступлений сделать работу, но не формирует познавательных процессов и не развивает ученика, не воспитывает такие качества, как самостоятельность, инициативу. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.
Проектное обучение рассматривается как тип развивающегося обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения – творческое усвоение в процессе самостоятельной поисковой деятельности, т.е. проектирования. Продукт проектирования – учебный проект. Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.
В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.
Цель: создавать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.
Проект «Формирование письменной речи младших школьников в процессе словесного творчества»
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Обучение этому виду речевой деятельности в традиционной начальной школе строится таким образом, будто в ней самое главное – это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях, а не умение создавать семантически самостоятельные высказывания
Цель проекта – определить оптимальные условия порождения и функционирования письменной речи как особой речевой деятельности.
Задачи проекта:
Гипотеза:
Формирование письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
Это должно находить отражение в количественных показателях основных параметров, определяющих уровень развития письменной речи. Предполагаю, что в условиях творческой деятельности они будут выше, чем при репродуцировании (изложении заданного текста).
Первый
этап – констатирующий – был направлен
на изучение теоретической литературы
по исследуемой проблеме. На этом этапе
решались две важные задачи: по каким параметрам
вести сравнение текстов и как измерить
значение этих параметров. В естественных
условиях обучения с учащимися был проведен
первый контрольный «срез» (изложение
«В чужой клетке»). Использовались следующие
методы: наблюдение, беседа, анализ текстов,
индекс лексического разнообразия.
|
Второй
этап – преобразующий – позволил
спланировать работу по экспериментальному
обучению: были разработаны конкретные
задания и упражнения, которые использовались
и используются на протяжении всего обучения.
|
Третий
этап – заключительный – ставил
целью: проведение второго контрольного
“среза” по определению достигнутого
уровня развития письменной речи четвероклассников
(теми же методами, что и на констатирующем
этапе); анализ и сопоставление работ,
полученных в ходе двух «срезов» по отобранным
параметрам; формулировка выводов и выпуск
брошюры с рекомендациями для педагогов;
пролонгация полученных результатов,
распространение опыта в работе с учащимися
нового набора; использование методов
математической статистики (дисперсия,
среднее квадратичное отклонение и др.)
для определения процента достоверности
полученных результатов; включение проекта
в программу развития образовательного
учреждения; создание и выпуск сборников
произведений детского словесного творчества
(«Книга сказок» и др.).
|
Ожидаемый результат
а) Конкретные ожидаемые результаты
б) Результаты детской продуктивной деятельности
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем идеи проекта будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию письменной речи учащихся, создания для этого вида деятельности благоприятных условий в общеобразовательных учреждениях.
Предполагаемое использование результатов реализации проекта
Содержание проекта
1. Подготовительный период
На первоначальном этапе формирования письменной речи большое значение имеет умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития ребенка. Конечно, в течение дня дети ситуативно задают массу вопросов. Но гораздо труднее им будет поставить шуточный вопрос героям сказки.
Не менее важным является и конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми можно: придумать несколько однокоренных слов; срифмовать слова, позже перейдя к составлению рифмованных цепочек и двустиший (как предвестникам словотворчества); составить достаточно длинное, распространенное предложение.
Следующий этап – это составление загадок, телеграмм, коротких писем героям сказок. Берем, например, сказку и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять, затем обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю.
2. Словесное творчество
Работая с ребятами, я убедилась в том, что, если им предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Этот факт натолкнул меня на мысль – применять нестандартные, необычные приемы обучения письменной речи. Одним из таких приемов является создание сказок и сказочных историй.
Направлениям и методам при работе над сочинением сказок нет предела (Приложение 6).
Можно выделить следующие группы:
Методические рекомендации
Методические рекомендации по формированию письменной речи младших школьников могут быть следующими:
1.
При традиционном обучении