Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:18, реферат
Цель проекта: выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе.
Задачи проекта:
• изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
• дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
• выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
• раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.
1. ПАСПОРТ 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 4
2.1. Понятие личностно-ориентированного обучения 5
2.2. Особенности личностно-ориентированных технологий 7
2.3. Методологические основы организации 8
личностно-ориентированного урока 8
2.4. Виды заданий для развития индивидуальной личности 11
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 15
3.1. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы) 19
3.2. Мониторинг влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения 22
3.3. Связь личностно-ориентированного обучения с проблемой 23
дифференциации детей 23
4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
4.1. Проектное обучение как разновидность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников 30
4.2. Использование технологий дифференцированного и группового 36
обучения школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
По результатам обследования выделены следующие группы:
1 группа – высокая возрастная норма: 6 человек (26%)
Это дети с высокой психофизической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, самоорганизации в произвольных видах деятельности, гибко владеют образами-представлениями об окружающем мире. Для них является доступным уровень работы, как по образцу, так и по речевой инструкции. Обладают достаточно высоким темпом психической деятельности. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности. При этом уровень готовности к школе – высокий.
2 группа – стабильная середина: 10 человек (44%)
Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется при выполнении ими заданий, которые им интересны или внушают уверенность в успешности выполнения. Часто допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью.
3 группа – «группа риска»: 7 человек (30%)
У данных детей наблюдается частичное соскальзывание с предложенной инструкции. Отсутствует навык произвольного контроля над собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Они затрудняются проанализировать образец. Характерно неравномерное развитие психических функций. Нет мотивации к учению.
По результатам данных диагностик были даны рекомендации, в которых основное внимание было акцентировано на развитии у учащихся самостоятельной познавательной деятельности (сюда вошли знания и умения целеполагания, планирования, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности).
Все эти пункты, в общем, составляют формирование учебно-познавательной компетенции. А поскольку не малое место в учебной программе 1 класса составляют уроки обучения грамоте, то формирование учебно-познавательной компетенции, я решила осуществлять на уроках русского языка, через технологию личностно-ориентированного обучения. Целью этого обучения является создание условий для формирования познавательной активности учеников.
Переработав большое количество литературы с заданиями на формирование учебно-познавательных интересов, я сделала подборку упражнений для первого класса, которые можно использовать на уроках обучения грамоте.
Приведу примеры некоторых из них.
На основе этих упр. Развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Учащиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это тексты небольшие по объему.
Н-р: Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью.
Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?
Букву, с которой будем работать на минутке чистописания, вы найдете в одном из слов логического упражнения. Это слово-название животного. В нем один слог. Буква, которую будем писать, в этом слове обозначает глухой парный твердый согл. звук.
Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п.
По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ.
В предлагаемом слове любую букву заменить буквой ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.
Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. игры построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т.п.)
Эта лишь небольшой пример того, что можно использовать на уроках русского языка в первом классе. Так как работу по данной теме я начала в этом учебном году, то в перспективе на будущее я планирую продолжить изучение теоретического материала по данной теме, составить сборник заданий и упражнений по развитию познавательной компетенции учащихся и активно использовать это в своей педагогической практике.
К
концу 2 класса я пришла
к следующим результатам:
На момент начала работы по внедрению личностно-ориентированного подхода обучалось 27 учеников. Из них 16 девочек и 11 мальчиков. Все дети физически здоровы.
С
помощью школьного
психолога в классе
была проведена психолого-
В
результате проведённой беседы с
детьми и родителями, анкетирования
(приложение 1), ранжирования было выявлено,
что большинство детей (61%) имеет высокий
уровень школьной мотивации, это видно
на приведённой ниже диаграмме. Приоритетными
мотивами в учебной деятельности являются
мотивы самосовершенствования и благополучия.
Значимыми для себя учебными предметами,
на момент исследования, дети считают
математику и физическую культуру.
Психологическая диагностика познавательной сферы позволила выявить фоновый уровень умственного развития учащихся, определить уровень развития таких познавательных процессов, как внимание и память.
Мною был выявлен уровень развития познавательной активности учеников.
В первый (репродуктивный) – низкий уровень, были включены обучающиеся, которые не систематически, некачественно готовились к занятиям. Учащиеся отличались стремлением понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу, данному преподавателем. У детей отмечалось отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, неумение ставить цели и рефлексировать свою деятельность.
Во второй (продуктивный) – средний уровень были отнесены обучающиеся, систематически и достаточно качественно готовившиеся к занятиям. Дети стремились понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между явлениями и предметами, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности ученики проявляли эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший их вопрос. У них наблюдалась относительная устойчивость волевых усилий в стремлении довести начатое дело до конца, преобладало совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия.
В третий (творческий) – высокий уровень были отнесены ученики, всегда качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень характеризуется устойчивым интересом к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением ребёнка в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность.
Результаты
проведённой работы по изучению уровня
развития познавательной активности приведены
в следующей диаграмме.
Помимо изучения познавательной и мотивационной сферы ребёнка мне необходимо было изучить интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Были использованы методики: «Мой портрет в интерьере», «10 моих «Я», «Что у меня на сердце» (Приложение 2) и другие.
Сведения, полученные мною в результате психолого-педагогической диагностики, позволили не только оценить возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива.
Систематическое отслеживание результатов диагностики из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, помогает оценить успешность проводимых коррекционных мероприятий.
Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого ученика проводится с момента поступления ребенка в школу. В проведении диагностики и коррекции процесса личностного развития учащихся принимают участие все учителя, классные руководители под руководством школьного психолога. Оценка результатов диагностики психического и личностного развития учащихся производится главным образом с точки зрения динамики индивидуального развития каждого ученика.
Обучения всем предметам этого цикла (рисование, пение, музыка, хореография, танцы, лепка, живопись и т.д.) широко представляются на различных выставках, систематически проводимых в школе, на конкурсах самодеятельности, в выступлениях учащихся вне школы.
В школе работает большое число различных кружков, хоровых и музыкальных ансамблей, спортивных секций, других объединений учащихся по интересам, с тем, чтобы каждый ученик мог выбрать для себя занятие во внеурочное время.
Организует и осуществляет совместную с учителями и классными руководителями всю внеурочную деятельность школы. Для проведения мероприятий создаются временные творческие группы учителей, родителей, учащихся.
Главный принцип, на котором строится этот компонент, состоит в том, что выработка у учащихся трудовых навыков и привычек производится в процессе полезной трудовой деятельности, осуществляемой современными научно-техническими методами.