Личностно-ориентируемый подход как важное условие эффективности процесса обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:18, реферат

Описание работы

Цель проекта: выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе.
Задачи проекта:
• изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;
• дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;
• выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;
• раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.

Содержание работы

1. ПАСПОРТ 3
2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 4
2.1. Понятие личностно-ориентированного обучения 5
2.2. Особенности личностно-ориентированных технологий 7
2.3. Методологические основы организации 8
личностно-ориентированного урока 8
2.4. Виды заданий для развития индивидуальной личности 11
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 15
3.1. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап опытно-экспериментальной работы) 19
3.2. Мониторинг влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения 22
3.3. Связь личностно-ориентированного обучения с проблемой 23
дифференциации детей 23
4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
4.1. Проектное обучение как разновидность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников 30
4.2. Использование технологий дифференцированного и группового 36
обучения школьников 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

proekt.doc

— 337.00 Кб (Скачать файл)

     3.3. Связь личностно-ориентированного обучения с проблемой

     дифференциации детей

 

     Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей.

     На  мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:

  • разные стартовые возможности детей;
  • разные способности, а с определённого возраста и склонности;
  • для обеспечения индивидуальной траектории развития.

     Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше-меньше», при котором лишь увеличивался объём предлагаемого ученику материала – «сильные» получали задание больше, а «слабые» – меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому, что способные дети задерживались в своём развитии, а отстающие не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач.

     Создать благоприятные педагогические условия  для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации, которую я применяла на своих уроках.

     Обобщим способы дифференциации:

     1. Дифференциация содержания учебных  заданий: 

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму.

     2. Использование разных приёмов  организации деятельности детей  на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

     Дифференцированная  работа была организована по-разному. Чаще всего учащиеся с низким уровнем успешности и низким уровнем обученности (по выборке школы) выполняли задания первого уровня. Дети отрабатывали отдельные операции, входящие в состав умения и задания с опорой на образец, рассмотренный при ознакомлении на уроке. Ученики со средним и высоким уровнем успешности и обученности – творческие (усложнённые) задания.

 

4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 

     Я практиковала и контрольные разноуровневые задания, тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. При одинаковом объёме материала устанавливался различный уровень требований к его усвоению. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволил сформировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В оценке работ я считала главным, личностный критерий, т.е. степень усилий прилагаемых ребёнком для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий.

     Приведу фрагмент контрольной работы по теме «Умножение. Переместительное свойство умножения»

     Контрольная работа

     Цели  – проверить усвоение:

  • смысла умножения
  • переместительного свойства умножения
  • математической терминологии

     Первый  уровень

     1. Запиши выражения и вычисли  их значения.

  • по 9 взять два раза
  • по 6 взять девять раз
  • 8 умножить на 9
  • 9 умножить на 3
  • 9 увеличить в 7 раз

     2. Вставь пропущенные числа, чтобы  равенства были верные.

  • 17 · 4= 4 · □
  • 0 · 15=15 · □
  • 29 · 1=1 · □
 
 
 
 

     3. Найди значения выражений.

    • 3 · 9
    • 7 · 9
    • 6 · 9
    • 8 · 9
    • 1 · 9
    • 5 · 9

     4.Ломаная  состоит из трех одинаковых звеньев по 4 см в каждом. Начерти эту ломаную.

     Второй  уровень

     1. Вставьте знаки: <, >, =.

    • 9 · 2 □ 2+2+2+2+2+2+2+2+2
    • 7 · 2 □ 2+2+2+2
    • 3 · 9+9 □ 9 · 4
    • 7 · 6 □ 7 · 3+7+7+7

     2. Запиши выражения и вычисли  их значения.

  • первый множитель 3, второй 9
  • произведение чисел 9 и 5
  • 8 увеличить в 9 раз
  • 8 увеличить на 9 раз

     3.Длина  ломаной линии записана выражением 2 · 3 (см). Начерти эту ломаную.

     Третий  уровень

     1. Запиши выражения и вычисли  их значения.

  • произведение чисел 9 и 3 уменьшить на 8
  • сумму чисел 13 и 25 уменьшить на 9
  • произведение чисел 9 и 5 увеличить на 17

     2.Вставь  пропущенные знаки действий, чтобы  получились верные равенства.

    • 4 · 9=66 □ 30
    • 7 · 9=70 □ 7
    • 9 · 5=51□ 6
    • 9 · 8=60 □ 12

     3.Сумма  длин сторон квадрата записана  выражением 3 · 4 (см). Построй это  квадрат.

     Особое  внимание в своей работе я  уделяла  процессу рефлексии, оценке личностью своего «Я», развитию объективной самооценки у детей. На этом этапе  остановимся  и рассмотрим  методику  работы более подробно.

     Я попробовала ввести  в свою практику уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. На  уроках каждый ученик мог подсчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг. Английское слово «rating» переводится довольно приблизительно, обозначает «оценивание». Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений человека в классификационном списке (Советская энциклопедия 1987).

     Основные  принципы работы по рейтинговой системе:

  • оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
  • незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
  • ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предполагаемых видов деятельности определены заранее;
  • целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли;
  • текущий – ежеурочный контроль;
  • промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
  • итоговая аттестация – в конце года.

     Основа  контроля – тщательно переработанный учебный материал. Учителем контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.

     На  уроке по теме «Полезные ископаемые. Нефть» я осуществляла  текущий контроль следующим образом. Каждый вид работы оценён в баллах, об этом дети узнают в начале урока из таблицы приведённой ниже.  
 

Выведение оценки за урок по рейтинговой системе

Виды  работы Количество  баллов
Тестирование 5
Проверочная работа (графическая) 5
Сообщений из дополнительной литературы 5
Ответы  с места По 1 баллу
 

     Итоговый  подсчёт рейтингового балла за урок проводится на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчёт баллов и выводят свой уровень по таблице: 

     Подсчёт баллов и вывод своего уровня

Сумма баллов Уровень Оценка
15 баллов  и выше высокий «5»
12 б.  – 14 б. средний «4»
8 б.  – 11 б. низкий «3»
0 б.  – 7 б. Неусвоение  программы  
 

     Такая система позволяет учащимся узнать свой уровень. Я считаю, что использование элементов рейтинговой системы уместно на всех уроках в начальной школе.

     Интересный приём на этапе рефлексии это использование на уроке «Листа успеха».  

     Лист  успеха

     Фамилия ученика
Номер задания 1-е задание-минутка чистописания 2-е задание  – конкурс 

«теоретиков»

3-е задание  – работа

со схемами

4-е задание – самостоятельная работа Итог
Рефлексия Всё было понятно Было трудно Было интересно Могу рассказать другим       
 

     Данный  приём позволяет приучить детей  к самопроверке и самоанализу, использовать взаимопроверку, а так же даёт возможность реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.

     Урок математики

     Тема: «Единицы времени. Век» 4 класс

     Дифференцированные задания

     КРАСНЫЙ СЕКТОР- ПРАВО НА 2 ОШИБКИ и МАКС. ОЦЕНКА  4

     ЖЕЛТЫЙ  СЕКТОР – ПРАВО НА 1 ОШИБКУ И МАКС, ОЦЕНКА 4

     ЗЕЛЕНЫЙ СЕКТОР БЕЗ ОШИБОК 4.

     Красный сектор: Два поезда вышли навстречу друг другу, один был в пути 4 часа, а другой 360минут. Какой поезд был в пути дольше и насколько часов? 

     3ч  =..мин          300с  =…мин                      1/2г =…мес

     3сут  =…ч       1г 3мес=…мес                    1/3сут =…ч

     Жёлтый сектор: Спортсмен за 4мин. пробежал 800м. Сколько метров он пробежит за 6мин?

     120мин.=…ч                             600с=…мин

     72ч.=…сут                               18мес=…г…мес

     Зелёный сектор: Спортсмен за 4 мин. Пробежал 800м. Сколько метров он пробежит за 6 мин.?

     Выбери  правильное решение:

     а) 800:4=200 (м)             б) 6-4=2 (мин)                      в) 6-4=2 (мин )

         200х6=1200(м)               800:2=400(м)                        800х2=1600(м)

     3ч  =…мин         2сут  =…ч        2г =…мес          120мин =…ч 

     Приведу пример из предмета «Окружающий мир»

     Тема «Насекомые».

     Детям демонстрируется рисунки различных насекомых. Далее следуют вопросы учителя:

  • - почему у разных насекомых лапки имеют разное строение?
  • - какое значение это имеет в их жизни?
  • - какое значение это имеет в их жизни?
  • -какие конечности насекомых можно назвать «прыгательные», «копательные», «плавательные», «хватательные»?

Информация о работе Личностно-ориентируемый подход как важное условие эффективности процесса обучения