Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Современная система образования, как и системы всех прошлых веков, находится на пересечении двух миров – мира науки и мира жизни, проходит через каждый из них и, не совпадая ни с одним, продолжает искать «золотую середину» между наукой и ее практическим воплощением в жизнь. Подтверждая эту мысль, обратимся к основным положениям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней определены стратегические задачи:
обеспечение доступности образования;
переход к новому качеству образования;
повышение эффективности образования.

Файлы: 1 файл

ПроектЛосева.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Управление дошкольного  образования Администрации города Глазова Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка  – детский сад № 11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

«Метод проектов

как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

 

 

 

 

 

                                  Автор:

                                                                          Лосева Лариса Михайловна,

                                                                         заведующий первой категории

                                                            МДОУ ЦРР - д/с № 11

                                                         

 

 

 

 

Г. Глазов

 

ПРОЕКТ

Тема: «Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Название образовательного учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад № 11»

Автор проекта: заведующий первой категории МДОУ ЦРР - д/с № 11 - Лосева Лариса Михайловна.

Кто не знает, в какую гавань он плывет,

                                             тому не бывает попутного ветра.

Л. А. Сенека

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сказано: «Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства!»

Современная система  образования, как и системы всех прошлых веков, находится на пересечении  двух миров – мира науки и мира жизни, проходит через каждый из них и, не совпадая ни с одним, продолжает искать «золотую середину» между наукой и ее практическим воплощением в жизнь. Подтверждая эту мысль, обратимся к основным положениям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней определены стратегические задачи:

  • обеспечение доступности образования;
  • переход к новому качеству образования;
  • повышение эффективности образования.

Реформа в образовании  дала жизнь самым разным инновациям. Они послужили толчком для рождения новых форм, способов, методов, технологий обучения в нашем саду.

Инновационная деятельность – это особый вид педагогической деятельности.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.*

Все изменения в развивающемся  учреждении происходят не хаотично, а  прогнозируются на основе закономерностей  и направлены на достижение конкретных целей.

Но эту задачу не решить с помощью традиционных подходов.

Возникает необходимость  в разработке системы мер по разрешению возникших противоречий, что невозможно осуществить без проектирования образовательного процесса ДОУ в целом.

Известный российский философ  М. Ф. Федоров считал, что человек  может познать им самим сотворенный мир; мир, каким он должен быть согласно проективной гипотезе, проверяемой при ее практической реализации. Ученому принадлежит актуальное высказывание: «Идея вообще не субъективна, но и не объективна, она проективна…». В этом же ключе высказывается и В. В. Давыдов: «Характерной особенностью проектирования является не то, что уже существует, а создание новых продуктов и, одновременно, познание лишь того, что может возникнуть». «Нельзя сказать, считает ученый, - что этот вид познания и осмысления действительности изобретен в двадцатом веке, он был известен  со времен  античности, но идеология познания в форме исследования вытеснила другие способы осмысления действительности на периферию научного сознания». «…Настоящее время с необходимостью выдвигает требование развития синтетического мышления, напрямую связанного с освоением таких видов деятельности, как проектирование, конструирование, программирование и планирование». Технологии проектирования помогает наметить и структуировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новому качеству, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 3 – 5 лет.


* Управление развитием школы.  М., 1995

Проект в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». М. М. Поташник считает, что проект – документально оформленный образ будущего. Проектирование в конце  20 века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. В словаре иностранных языков дается следующее толкование термину «проектировать» - составлять проект, делать предложения, намечать план. По мнению В. С. Безруковой, проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогических работников и воспитуемых. Благодаря проектированию образовательно – воспитательный процесс становится технологичным, а значит, более управляемым.

Среди прочих факторов обновления системы образования, перевода его  в состояние саморазвития, обеспечения  нового качества образования неоспорим  приоритет готовности кадрового корпуса.

В педагогическом сообществе существует настойчивая потребность  в создании условий для роста  профессиональной компетентности педагогов.

Это обуславливает необходимость  изменений в системе подготовки кадров к реализации стратегии модернизации образования.

Ни для кого не секрет, что от уровня профессиональной подготовки педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования воспитанников, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных  услуг.

Развитие профессиональной компетентности педагога как исследователя происходит, если он осознанно включается в инновационную или экспериментальную работу для решения тех или иных проблем. Результативность в деятельности педагога зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма,  инициативы и творчества, от  стремления овладеть достижениями педагогических наук, в том числе методологией педагогического исследования. Как видим, проблема развития и использования личностного потенциала педагога выходит в настоящее время на качественно новый уровень.  Несмотря на новое веяние, к сожалению, нельзя с уверенностью сказать, что это носит массовый характер. Все – таки, недостаточная разработанность системы работы по подготовке педагогов – исследователей, потенциальных авторов проектов в системе повышения квалификации является существенным тормозом в расширении профессиональной образовательной среды, так как не каждый педагог имеет возможность реализовать свой педагогический потенциал, самоутвердиться. Как же можно реально помочь сегодня педагогам ДОУ?

Мы считаем, что в  ДОУ должна сложиться система  методической деятельности, предоставляющая  каждому педагогу выбор творческого  пути развития, способствующая его  профессиональному росту.

Реализация любых нововведений и в частности проектной деятельности педагогами ДОУ возможна при условии грамотного владения  ими проектировочными умениями, способствующими разработке планов, подбора средств решения проектировочных задач.

Также педагоги должны знать  нормативные документы, регламентирующие педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, владеть знаниями из области смежных с педагогикой дисциплин – общей и специальной психологии, нейропсихологии, медицины, социальной педагогики.

Помимо этого, сегодня дошкольным образовательным учреждения необходимы самостоятельные, творческие, инициативные, предприимчивые специалисты, способные предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать выгодные проекты.

Наряду с общей и  специальной подготовкой необходимо целенаправленное формирование готовности педагога к конкретной инновации в специально – созданных для этого организационно – педагогических условиях, обеспечивающих продвижение педагога от готовности к внедрению конкретной инновации к готовности осваивать любую инновацию.

Учить этому сложно, так  как сами педагоги образовательных  учреждений никогда этому не учились. Многие из них, принимая в общих чертах, данный подход, просто не знают, как  его реализовать.

Следовательно, роль методической работы в ДОУ повышается, а ее функция заключается в том, чтобы заложить знания и умения, а также развить навыки самостоятельной работы, творческий потенциал, которые должны стать фундаментом для развития профессиональной компетентности.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно – воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а в конечном счете – на совершенствование учебно – воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.

Таким образом, непосредственная цель методической работы в дошкольном образовательном учреждении – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагогов и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказывать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

В роли объектов методической работы выступают педагоги, воспитатели  и родители, в роли субъектов –  старший воспитатель, руководители временных творческих групп.

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении имеет свои преимущества:

    1. Носит в отличие от курсовой подготовки непрерывный характер, способствующий тому, что каждый педагог может определенную часть времени посвящать повышению квалификации, овладению передовым опытом.
    2. Позволяет тесно связывать повышение квалификации педагога непосредственно с проблемами, ходом и результатами учебно – воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений, навыков воспитанников.
    3. Позволяет в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных педагогов, выявлять затруднения и достижения в их работе.
    4. Проходит в живом, развивающемся коллективе, сплоченность которого создает благоприятные условия для ее организации.
    5. Предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации годового плана работы, но и в планировании и разработке программы развития ДОУ, различных инновационных проектов.
    6. Позволяет лучше оценить эффективность переподготовки кадров, так как тесно связана с учебно – воспитательной работой.

Следовательно, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и  воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления учебно – воспитательным процессом.

Ценность этого фактора  состоит в том, что он работает на уровне ежеминутных управленческих команд, а через качественное совершенствование подготовки педагогов становится важной составляющей человеческого фактора в процессе перестройки ДОУ.

Главным ориентиром методической работы является серьезный управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива педагогов.

Понятие «профессиональная компетентность» рассматривается в педагогической науке как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду; способность к сложным культуросообразным видам действий *; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально – профессиональной жизнедеятельности **.

По мнению В. Г. Воронцовой, перечисленные структурные компоненты профессиональной компетентности можно дополнить еще тремя. Во-первых, это умение интегрировать с  опытом, то есть, способность соотнести свою деятельность с тем, что наработано в мировой педагогической культуре и отечественной педагогике, способность продуктивно использовать опыт коллег и инновационный опыт, умение обобщить и передать свой опыт другим. Во-вторых, в условиях постоянно меняющейся педагогической реальности необходимое качество педагога – креативность (творческость) как «способ бытия в профессии, желание и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне ценностей (целей), содержания, форм и методов многообразных образовательных процессов и систем»***. И в-третьих, способность к рефлексии, то есть к особому способу мышления, предполагающему отстраненный взгляд на педагогическую реальность, историко – педагогический опыт, собственную личность.

Мы предположили, что  целенаправленная методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов в области проектной деятельности позволит качественно реализовать любой проект, реализуемый дошкольным образовательным учреждением, а также создать авторский проект. Нами был разработан проект по работе с педагогическим коллективом Центра развития ребенка – детский сад № 11 на тему «Метод проектов  как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ», который должен способствовать формированию собственной системы управления качеством методической работы коллектива.

Информация о работе Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ