Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Современная система образования, как и системы всех прошлых веков, находится на пересечении двух миров – мира науки и мира жизни, проходит через каждый из них и, не совпадая ни с одним, продолжает искать «золотую середину» между наукой и ее практическим воплощением в жизнь. Подтверждая эту мысль, обратимся к основным положениям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней определены стратегические задачи:
обеспечение доступности образования;
переход к новому качеству образования;
повышение эффективности образования.

Файлы: 1 файл

ПроектЛосева.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

* каждому нравится ощущать свою  незаменимость, поэтому искусство  управлять – это еще и умение  дать понять каждому сотруднику, что его труд очень важен для общего успеха, нужно делегировать свои полномочия подчиненным, хвалить их, это стимулирует их активность и творчество;

* не познавшие радости  признания и успеха на работе  сотрудники ищут положительные  эмоции на стороне, вне своей  организации. Тот, кто не испытывает  успеха на рабочем месте, направляет  свою энергию в поисках успеха  в других направлениях;

* хорошая работа без  признания приводит к разочарованию.  Каждый хорошо работающий должен  быть уверен, что его усилия  будут адекватно оценены материально  и морально;

* по тому, в какой  форме и с какой скоростью  сотрудники получают информацию  о положении дел в организации, они судят, какова их реальная, истинная значимость в глазах начальства. Если информация утаивается или запаздывает, они чувствуют себя ненужными, и в результате снижается их готовность к труду;

* любой контроль всегда  волнителен и неприятен, даже если он объективен и доброжелателен. Сочетание его с самоконтролем более мотивирует работника;

* каждый на своем  участке работы должен быть  самому себе шефом. В любой  деятельности руководитель должен  оставлять свободное пространство  для инициативы работника, его самовыражения.

 

Содержание

деятельности

Прогнозируемый  результат

Сроки

Ответствен-ные

1

Разработка положений  «Лучшая группа года», «Самое успешное родительское собрание», «Развивающая среда», «Лучший летний участок», «Лучший зимний участок» (см. Приложение 2)

Создание команды единомышленников.

Повышение заинтересованности педагогов ДОУ в реализации проекта. Самореализация педагогов. Улучшение  психологического климата  в ДОУ.

Сентябрь

Заведующий, старший воспитатель

2

Создание рубрики «Наши успехи».

Сентябрь

Старший воспитатель

3

Оформление стендов  «Достижения ДОУ в конкурсах» (грамоты, дипломы), «Наши проекты».

Октябрь

Заведующий, старший воспитатель

4

Создание папки «Достижения  группы».

Октябрь

Старший воспитатель,  педагоги групп

5

Оформление визиток  групп.

Октябрь

Педагоги групп

6

Составление плана повышения  квалификации педагогов ДОУ.

Октябрь

Старший воспитатель

7

Составление плана награждения  работников ДОУ.

Октябрь

Заведующий

8

Включение педагогов  в состав комиссии по надтарифному фонду ДОУ.

В течение года

Заведующий

9

Разработка положения  «О работе творческих групп».

Ноябрь

Заведующий

10

Разработка карты творческой самореализации педагогов ДОУ.

Ноябрь

Старший воспитатель

11

Организация работы по самообразованию  педагогов.

В течение года

Старший воспитатель, педагоги

11

Включение педагогов  ДОУ в состав комиссий тематических проверок согласно годовому плану.

В течение года

Старший воспитатель

12

Подбор анкет, тестов, схем по самоанализу в различных  видах деятельности.

В течение года

Старший воспитатель

13

Разработка схемы дифференцированного  контроля.

Декабрь

Заведующий, старший воспитатель

14

Обобщение и распространение  инновационного педагогического опыта (в ДОУ, городе, республике, через  СМИ).

В течение года

Заведующий, старший воспитатель

15

Привлечение психолога  центра «Семья» (тренинги, консультации для педагогов ДОУ).

В течение года

Заведующий, старший воспитатель

16

Выдвижение педагогов  ДОУ на участие в городских  конкурсах «Лучший логопед», «Лучший  музыкальный руководитель», «Лучший инструктор по физической культуре»

В течение года

Старший воспитатель

17

Чествование педагогов  – юбиляров ДОУ.

В течение года

Заведующий, старший воспитатель

18

Поздравление педагогов  с Днем учителя, Днем матери, 8 Марта (поздравление от детей, родителей, администрации, оформление стенгазеты).

В течение года

Заведующий, старший воспитатель


 

 

 

 

 

 

 

Организационно  – исполнительский этап

(2006 - 2009 г.)

«Для творческой тактики главное – зажечь огонь  идеи.

Для творческой стратегии главное – пронести огонь через всю жизнь».

Г. С. Альтшуллер

Цель: повышение уровня проектной культуры педагогов ДОУ

Реализация  проекта.

*  Методическая деятельность ДОУ - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах технологии проектирования; приведение в систему научно – методической базы развития технологии проектирования; систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по развитию проектной культуры педагогов; создание единой системы мониторинга развития инновационного потенциала и психологического климата педагогического коллектива, образовательных потребностей педагогов; использование возможностей методической системы для пропаганды опыта работы педагогического коллектива по реализации технологии проектирования.

* Деятельность педагогов – самообразование, участие в реализации проекта, прохождение курсов повышения квалификации; обобщение опыта работы на городских и республиканских конференциях.

 

Содержание

деятельности

Прогнозируемый  результат

Сроки

Ответствен-ные

2

Разработка нормативно – правовой базы:

- Положение о Проектном  совете.

- Положение о Временных  творческих группах.

- Положение о работе  методического объединения ДОУ.

- Положение о движении  наставничества.

Включение педагогов  в активную деятельность по реализации проекта

Сентябрь

Заведующий, старший воспитатель

3

Разработка программы  повышения проектной культуры педагогов  ДОУ.

Овладение педагогами проектировочными умениями.

В течение года

Заведующий, старший воспитатель

4

Составление циклограмм деятельности воспитателей и специалистов.

Осуществление взаимодействия между специалистами

Октябрь

Старший воспитатель

8

Организация работы педкабинета  по разделам:

1.Нормативные и инструктивные  материалы

2.Методическая и справочная  литература

3.Методические материалы, рекомендации

4.Дидактический и наглядный  материал

Оказание методической помощи в рамках реализации проекта

В течение года

Старший воспитатель

9

Организация работы творческих групп.

Разработка материалов по реализации отдельных направлений проекта

В течение года

Старший воспитатель

10

Подведение итогов

Внесение корректив  в планирование и организацию  работы

Май- Август

Заведующий, старший воспитатель, проектная группа


 

Контрольно  – диагностический этап

(2009 г.)

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение их сил может  стать почти всемогущим»

Д. Уэбстер

Цель: подведение итогов реализации проекта.

Содержание

деятельности

Прогнозируемый  результат

Сроки

Ответствен-ные

1

Качественный и количественный анализ профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Повышение уровня проектной  культуры педагогов ДОУ.

Май

Заведующий, старший воспитатель

2

Оценка способностей педагогов к инновационной деятельности.

Выход педагогов на уровень  активного саморазвития

Июнь

Заведующий, старший воспитатель

3

Оценка психологического климата в ДОУ.

Благоприятный психологический  климат для внедрения инноваций

Июль

Заведующий

4

Соотнесение результатов  с поставленными целями, задачами, гипотезой.

Анализ трудностей, определение перспектив в работе

Август

Заведующий, старший воспитатель


 

 

Контроль за реализацией  проекта осуществляется ведущими специалистами  Управления дошкольного образования  Администрации города Глазова.

Механизмы оценки результатов:

Анализ текущей деятельности:

- анализ сообщений в СМИ;

- обобщение и представление  результатов проекта на городских,  республиканских научно – практических  конференциях, семинарах;

- публикация опыта работы участников  проекта;

- мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Мониторинг результатов проекта  осуществляется координаторами в течение  года со дня окончания проекта.

Реализация проекта  позволит при незначительных затратах объединить усилия всего коллектива и создать единое коррекционно – развивающее пространство.

Результаты реализации проекта будут интересны и  полезны заведующим, старшим воспитателям, заместителям заведующих по воспитательной работе образовательных учреждений всех видов и типов, реализующим схожие задачи как модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ реализации первого этапа проектной деятельности (2006 год).

 

Информационно – аналитический  этап в системе методической деятельности мы осуществляли на основе анализа  компетентности и профессионализма педагогических кадров. При этом учитывались следующие показатели: образование, педагогический стаж, результаты аттестации, курсовая подготовка, участие в конкурсах профессионального мастерства, звания и награды. Основой для моделирования системы методической деятельности являлся также мониторинг инновационного потенциала и психологического климата педагогического коллектива и SWOT – анализ.

 

Кадровое обеспечение  ДОУ

Штатным расписанием ДОУ предусмотрено 33 единицы:

Заведующий

Старший восп - ль

Воспитатель

Учитель -логопед

Учитель – дефектолог

Муз.-ый руководитель

Инструктор по ФИЗО

1

1

26

2

0

2

1


 

Таким образом, детский  сад полностью укомплектован  педагогическими кадрами, что снимает  проблему их нехватки. 

Образовательный уровень педагогических кадров

Образование

Высшее

Средне – специальное

Среднее

%

72,2 %

17,8 %

-


 

Анализ выявил высокий  образовательный уровень педагогического  коллектива:

100 % имеют высшее и  среднее специальное образование,  из них дошкольное имеют 52,7 %.

Специальное образование имеют учителя – логопеды.

 

 

 

Стаж работы

1 –  5 лет

6 – 10 лет

11 – 15 лет

16 – 20 лет

21 – 25 лет

Свыше 25 лет

5,5 %

27,7 %

8,2 %

19,4 %

22,2 %

17,0 %


 

Данные таблицы позволили  распределить педагогов на группы с  учетом стажа педагогической деятельности и определить систему индивидуального сопровождения педагога (см. Приложение 3). Большинство педагогов относятся к группе, стаж которой составляет от 6 до 10 лет. Для этой группы характерно следующее:

* Стабилизация профессиональной  деятельности, формирование профессиональной  позиции.

* Совершенствуется арсенал методов и приемов обучения, воспитания и коррекции.

* Уменьшается количество  конфликтов, связанных с потребностью  самоутвердиться в глазах коллег  и детей.

*  Повышается значимость  профессиональной деятельности  в жизни.

Достаточно большой процент педагогов ДОУ (22,2 %), стаж которых составляет от 21 до 25 лет. Эта группа педагогов, которые достигли «пика» своей профессиональной деятельности. Это - педагоги  -  мастера. Для них педагогика – не только профессия, но и, прежде всего, образ жизни. Именно в дошкольных учреждениях они стали мастерами, поняли, что дошкольная педагогика – это то, чему они готовы посвятить жизнь. Для них характерно:

*   Высокий уровень  профессионально значимых качеств.

*   Возможность посвятить  себя профессии.

*   Стабильность в социально – экономическом плане.

Таким образом, обе  группы педагогов открыты для инновационной  деятельности и в частности для  проектной деятельности.

 

Категорийность

Высшая

Первая

Вторая

Без категории

13,8 %

63,8 %

13,8 %

8,6 %


 

 Данные таблицы указывают на высокий категорийный потенциал коллектива.

Повышение профессионального  уровня

На начало реализации проекта курсы повышения квалификации прошли 35 % педагогов. Таким образом, особое внимание требуется уделить  системе повышения квалификации педагогов за счет прохождения курсов и самообразования.

 

Звания и  награды

Звание «Почетный работник народного образования УР» имеют 3 человека (9 %). Грамотами Управления дошкольного образования города Глазова награждены 15 человек ( 45,5 %).

 Из 33 педагогов в научно – практической конференции ГГПИ приняли участие 3 человека (9 %).

Педагоги ДОУ не принимали  участие в конкурсах профессионального  мастерства, организуемых Управлением  дошкольного образования города. Публикации опыта работы отсутствуют.

 

Анализ и оценка инновационной обстановки в ДОУ, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста.

Мониторинг показал, что 10% педагогов обладают высоким уровнем  профессиональной компетентности; 70 % педагогов имеют средний уровень, и 20 % находятся на низком уровне профессиональной компетентности. Был выявлен факт недостаточного уровня развития теоретических умений педагогов: в коррекции нуждаются как прогностические, так и проективные, рефлексивные, аналитические умения.

Информация о работе Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ