Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:59, доклад
Современная система образования, как и системы всех прошлых веков, находится на пересечении двух миров – мира науки и мира жизни, проходит через каждый из них и, не совпадая ни с одним, продолжает искать «золотую середину» между наукой и ее практическим воплощением в жизнь. Подтверждая эту мысль, обратимся к основным положениям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней определены стратегические задачи:
обеспечение доступности образования;
переход к новому качеству образования;
повышение эффективности образования.
В этой ситуации часть полномочий руководителя делегируется педагогам, что является мощным мотивирующим фактором роста эффективности работы всех участников проекта.
В результате коллектив получает возможность в полной мере проявить свою инициативу, у педагогов развиваются аналитические умения (креативность и критическое мышление), формируется позитивное отношение к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, уверенность в своих силах, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком). Командная работа стала основой успеха организации в целом. Прежде всего, растет взаимное доверие в коллективе, а участие в разработке и принятии решений становится сильнейшим средством мотивации педагогов. Коллективно рождается значительно больше идей, идет наращивание индивидуального потенциала каждого, а сами решения становятся более обоснованными. К тому же повышается ответственность каждого за их принятие и реализацию. Все это формирует чувство причастности к достижению общей цели. При этом уточняются и индивидуальные ценности, улучшаются межличностные отношения, снижаются стрессы, усиливается сплоченность коллектива.
В основу организации деятельности педагогов мы положили работу в парах сменного состава и индивидуальную работу, разработанную М. А. Мкртчяном.*
Так, например, оформление мыслей в письменный текст включает много операций, которые требуют определенных микроумений:
подобрать соответствующие выразительные средства для изложения мысли (сравнения, эпитеты, метафоры и пр.).
Обучение написанию статей проходит в группе субъектов, деятельность которых распределена: статьи обсуждаются и оформляются в совместной деятельности, но каждый работает над своей темой (следовательно, и статьей). Работа предполагает следующие этапы:
* Мкртчян М. А. и др. Теория
и технология коллективных
У каждого члена рабочей группы своя тема. Его задача – с помощью коллег сформулировать собственную тему статьи, раскрыть и оформить в текст ее
содержание. Реализация каждого этапа предполагает работу с несколькими напарниками. Например, в первой паре пишущий сначала определяется с общими контурами темы и границами ее содержания (о чем нужно писать, а о чем нет; что актуально; что должно быть первоочередным, а что дополнительным и т. д.), во второй паре это корректируется и уточняется, а в третьей утверждается в том варианте темы, по которой предстоит дальнейшая работа на следующем этапе.
Работа в парах сочетается с индивидуальной. Поработав в паре, автор что – то, если посчитает нужным, может обдумать или зафиксировать самостоятельно.
Для проговаривания содержания очередного пункта плана, его обсуждения и оформления автор находит нового напарника. Работая, таким образом, по частям над всеми пунктами плана, автор в итоге получает приемлемый вариант статьи.
Проверить
уровень сформированности
В ходе всей проделанной работы мы разработали программу семинар – практикума для педагогов ДОУ по развитию прогностических, проективных, рефлексивных, аналитических умений (см. Приложение 20).
Только после этого возможно самостоятельное проведение исследования, составление проекта, написание реферата и их защита.
Следующим направлением работы на этом этапе стала организация деятельности педагогов. При этом организация рассматривается как деятельность по реализации проекта, которая обеспечивается четким определением обязанностей каждого члена коллектива.
Одной из основных функций старшего воспитателя стало оказание помощи педагогам в организации образовательного процесса, направленного на использование современных программ, ознакомление с новыми формами и методами работы с детьми, традиционными и нетрадиционными технологиями в подготовке детей к школе. С целью ознакомления педагогов с современными технологиями использовались групповые и индивидуальные формы работы (педагогические советы, консультации, семинары – практикумы, показ открытых занятий, брифинги).
Немаловажная роль в овладении новыми технологиями уделялась самообразованию педагогов. В помощь мы разработали таблицы и бланки для тренировочных упражнений, инструкции по обработке полученных данных, шкалы оценок, позволяющих сделать заключение относительно качества работы по реализуемому направлению, педагогам предлагался справочный материал по теме и литература для более глубокого самостоятельного изучения содержания, вопросы для обсуждения при коллективной форме ознакомления с материалом и задания для самостоятельной работы.
Следующее важное направление – организация работы методического кабинета, содержание и оформление которого должно отвечать потребностям педагогов ДОУ. Чтобы можно было успешно решать все задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам по проблемам разработки и реализации проектов в педагогический процесс, повышением их квалификации и общего образовательного уровня в данной области, необходимо подобрать для кабинета материал, соответствующий всем современным методическим требованиям, тщательно продумать его систематизацию. Мы разделили материал на несколько разделов:
Кроме того, мы дополнили данный комплекс 10 – ю музыкальными программами, непосредственно воздействующими на мозг таким образом, что у ребенка улучшается сосредоточенность, усиливается концентрация внимания, повышается работоспособность и производительность. Аудиопрограммы подготавливают к выразительному чтению, придают уверенность в своих силах, повышают творческий и другие потенциалы, снимают психологические барьеры, преодолевают переутомление, слабость, замкнутость: «Энергия мозга», «Сверхобучение», «Активное мышление», «Суперпамять», «Гипервнимание и Концентрация» и т. д.
Реализация проекта предполагает наличие специальных условий в дошкольном образовательном учреждении. Так, мы приобрели сухой бассейн, мячи – фитболы (20 штук), в группах организовали места для игр с песком. В детском саду для детей функционируют дополнительные помещения: исследовательская лаборатория «Эврика», изостудия, зимний сад, комната удмуртского быта, игротека развивающих игр.
Педагоги детского сада проводят с детьми игры в школе этикета для маленьких принцев и принцесс, в театральной студии «Буратино». Старшие дошкольники совместно с воспитателями создают интересные познавательные проекты, участвуют в интеллектуальных играх, викторинах, проводят презентации плакатов, рисунков, фотовыставок. С удовольствием ребята всех возрастов играют и занимаются в автогородке «У Автоши».
Завершающей функцией цикла управления методической работой в детском саду стал контроль. Заведующий и старший воспитатель должны проконтролировать в частности ту сферу, которая непосредственно связана с качеством реализации каждого этапа проекта и координацией в работе воспитателей и узких специалистов. Наряду с традиционными формами контроля широко в нашем саду используется взаимо - и самоконтроль. Такое делегирование способствует повышению уровня ответственности педагогов, осознанному отношению к работе. Для работников ДОУ были разработаны таблицы, анкеты, экспертные листы, позволяющие незаметно изменить установку педагогов на организацию работы в данном направлении.
Для четкого распределения обязанностей между педагогами нами были составлены циклограммы деятельности воспитателей, учителей – логопедов, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей, а также сетки занятий, графики.
В рамках реализации проекта очень важно получать информацию о состоянии работы в ДОУ. Здесь очень ценен сбор информации – с помощью педагогов, детей, родителей, а также других лиц, причастных к подготовке к школе детей. Посещение занятий и их анализ с педагогами – это одна из форм сбора информации о протекании процесса. Хотелось бы остановиться на рекомендации вести дневник или записную книжку. «Вовремя не записанная мысль – это потерянный клад», «Записная книжка – это запасной мозг» - гласит народная мудрость. Ведение подобных книжек очень помогает в работе руководителя, ведь наш труд – это постоянный творческий поиск. Понравившиеся, нестандартные методические приемы, описание интересных дидактических игр, пособий, а также трудностей – все это поможет в дальнейшем скорректировать педагогический процесс, внести изменения в содержание и планирование проекта, а также определить направления работы с педагогами.
Помимо контроля на данном этапе отрабатывается на практике система взаимодействия между специалистами и четкое распределение обязанностей. Так, например, у всех специалистов в циклограмме на месяц выделено время для взаимодействия с воспитателями всех групп.
Логоритмику проводят учитель
– логопед совместно с
Таким образом, в ДОУ сложилась система научно – методической деятельности, предоставляющая каждому педагогу выбор творческого пути развития, способствующая его профессиональной адаптации.
Анализ реализации четвертого этапа проектной деятельности (2009 год)
На заключительной стадии реализации проекта мы вновь проанализировали компетентность и профессионализм педагогических кадров.
Кадровое обеспечение ДОУ
В 2008 - 2009 году штатным расписанием ДОУ предусмотрено 33 единицы. С начала реализации проекта педагогический коллектив обновился на 21,6 % .
Заведующий |
Старший восп - ль |
Воспитатель |
Учитель -логопед |
Учитель – дефектолог |
Муз.-ый руководитель |
Инструктор по ФИЗО |
1 |
1 |
26 |
2 |
0 |
2 |
1 |
Изменение состава исполнителей по реализации проекта явилось одним из факторов риска, так как это могло повлиять на качество содержания информации, соблюдение основных концептуальных идей, сроки выполнения проекта, уровень взаимодействия между административно – управленческой и образовательной системами.
Изменения кадрового состава сказалось на все составляющие профессиональной компетентности педагога.
Образовательный уровень педагогических кадров
Образование |
Высшее |
Средне – специальное |
Среднее |
% |
77,7 % |
22,3 % |
- |
Образовательный уровень педагогических кадров, по – прежнему, остался высоким (100 % имеют высшее и среднее специальное образование). Однако, снизился процент педагогов, имеющих дошкольное образование. Он составил 35,4 %, что меньше, чем в 2006 году на 17,3 %. И это также могло сказаться на общем профессиональном уровне.
Стаж работы
1 – 5 лет |
6 – 10 лет |
11 – 15 лет |
16 – 20 лет |
21 – 25 лет |
Свыше 25 лет |
16,5 % |
5,5 % |
16,5 % |
5,5 % |
19,3 % |
36,7 % |
Начинающие педагоги (16,5 %) испытывали наибольшие затруднения. Они имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а коллеги, родители, администрация ожидает от них высокого профессионализма.
Достаточно большой процент педагогов ДОУ (19,3 %), стаж которых составляет от 21 до 25 лет. Для них характерен высокий уровень профессионализма. Используя рекомендуемые в Приложении 2 формы методической работы, мы поддержали в педагогах стремление к инновационной деятельности.
Категорийность