Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Современная система образования, как и системы всех прошлых веков, находится на пересечении двух миров – мира науки и мира жизни, проходит через каждый из них и, не совпадая ни с одним, продолжает искать «золотую середину» между наукой и ее практическим воплощением в жизнь. Подтверждая эту мысль, обратимся к основным положениям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней определены стратегические задачи:
обеспечение доступности образования;
переход к новому качеству образования;
повышение эффективности образования.

Файлы: 1 файл

ПроектЛосева.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)


* Введенский. В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика.-2003.-№ 10.-с. 51-55

** Зимняя И. А. Ключевые  компетенции – новая парадигма  результата образования//Высшее  образование сегодня.- 2003.- №5. – С. 34 – 42

*** Воронцова В. Г.  Гуманитарно – аксиологические основы постдипломного образования педагогов: Монография. Псков, 1997

Цель проекта – создание условий для развития проектной культуры  образовательной среды дошкольного образовательного учреждения № 11, с целью повышения профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса.

Задачи проекта:

    1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах технологии проектирования.
    2. Приведение в систему научно – методической базы развития технологии проектирования (дидактических материалов, методических пособий и т. д.); систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по развитию проектной культуры педагогов.
    3. Создание единой системы мониторинга развития инновационного потенциала и психологического климата педагогического коллектива, образовательных потребностей педагогов (анкетирование, тестирование, самоанализ).
    4. Разработка системы морального стимулирования участия педагогического коллектива в реализации проекта.
    5. Использование возможностей методической системы для пропаганды опыта работы педагогического коллектива по реализации технологии проектирования.

Предполагаемый  результат данного проекта:

-    выход большинства  членов коллектива (80 %) на уровень  активного саморазвития;

-    повышение  компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования образовательного процесса (90 %);

-   создание научно – методической базы развития проектной культуры педагогов;

-       прохождение педагогами ДОУ курсов повышения квалификации (70%);

-      публикация опыта работы педагогов ДОУ(3 - 5 статей);

-    участие педагогов  ДОУ в научно – практических  конференциях города, республики;

-       составление педагогами ДОУ авторских проектов (2 – 3 проекта).

В своей деятельности мы планируем опираться на технологию управления качеством образования по результатам, технологию индикаторного преобразующего управления, а также рефлексивный подход к управлению. На отдельных этапах реализации проекта возможно применение самоорганизационного (синергетического) подхода к управлению (делегирование полномочий).

Реализовать идею формирования модели системы управления методической деятельностью позволяет личностно  ориентированный подход к развитию профессионализма педагогов, который  создает благоприятные условия  для реализации их индивидуальной программы профессионального развития. Создание условий происходит через:

  • отказ от авторитарных методов управления и перехода на диалоговую основу взаимодействия;
  • создание личностно – формирующих ситуаций, субъект – субъектных отношений;
  • формирование мотивации педагогов на развитие профессиональной сферы;
  • прогнозирование развития личностных успехов педагогов в сфере профессионального мастерства;
  • самооценку и самоанализ деятельности при планировании дальнейшего пути профессионального продвижения;
  • согласование содержания, методов, приемов, форм работы;
  • сотворчество всего педагогического сообщества ДОУ.

Очень важно довести  задачи методической работы до сознания каждого педагога, превратить их в  личные цели, в стремление к профессиональному  совершенствованию и постоянной работе над собой.

Следовательно, методическая работа по развитию проектной культуры должна качественно повлиять на повышение  профессионально – личностного  потенциала, уровня квалификации и  профессионализма работников ДОУ.

 

Срок действия проекта: 3 года (2006 – 2009).

Обеспечение проекта (материально – техническое, программное, финансовое, кадровое):

Техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Принтер
  3. Цифровой фотоаппарат
  4. Музыкальный центр
  5. Телевизор
  6. Видеомагнитофон
  7. Фонотека аудиомузыкальных произведений
  8. Спортивный зал
  9. 2 музыкальных зала
  10. 2 кабинета учителей – логопедов
  11. Методический кабинет

Материалы и программы:

  1. Материалы мониторинга развития инновационного потенциала и психологического климата педагогического коллектива, образовательных потребностей педагогов (анкеты, тесты, схемы самоанализа).
  2. Нормативно – правовые документы, регламентирующие педагогический процесс в специальном дошкольном образовательном учреждении.
  3. Подборка литературы по организации проектной деятельности в ДОУ.
  4. План – программа развития ДОУ.

Финансовое  обеспечение:

  1. Бюджет Управления дошкольного образования Администрации г. Глазова
  2. Помощь шефов (МУП КЭС г. Глазова)
  3. Добровольные спонсорские пожертвования

 

Кадровое  обеспечение:

  1. Руководитель и координатор проекта – заведующий.
  2. Узкие специалисты:

- учитель – логопед  – 2 человека;

- музыкальный руководитель  – 2 человека;

- инструктор по физическому  воспитанию – 1 человек;

- психолог центра «Семья»  - 1 человек;

- руководитель хореографии (приходящий) – 1 человек;

- руководитель изостудии (приходящий) – 1 человек.

3.  Воспитатели –  25 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий план реализации проекта

1 этап –  информационно - аналитический

(Июнь - август 2006 г.)

                                     «Если ты что – нибудь делаешь, делай это хорошо.

Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо,

                                           лучше совсем не делай».                             Л. Н. Толстой

Цель – изучить уровень профессиональной компетентности педагогов детского учреждения, готовность педагогов ДОУ к инновационным изменениям и освоению современных педагогических достижений, способность к саморазвитию, уровень самообразования и самоанализа; провести анализ ресурсов, SWOT – анализ.

Информационно – аналитический  этап в системе методической деятельности осуществляется на основе анализа компетентности и профессионализма педагогических кадров. При этом учитываются следующие показатели: образование, возраст, педагогический стаж, результаты аттестации, курсовая подготовка, участие в конкурсах профессионального мастерства, звания и награды. Основой для моделирования системы методической деятельности является также мониторинг инновационного потенциала и психологического климата педагогического коллектива, профессиональных затруднений и запросов педагогов, анализ ресурсов и SWOT – анализ.

 

Диагностические методики:

- «Выявление способности  педагогов к развитию» (О. А.  Скоролупова);

- «Диагностическая карта  педагогического мастерства» (И.  Ю. Соколова);

- «Реакция человека  на нововведения» (К. М. Ушаков);

- «Карта оценки способностей педагога к инновационной деятельности» (И. А. Зимняя);

- «Оценка уровня инновационного  потенциала педагогического коллектива»  (Поздняк Л. В., Лященко Н. Н.) Приложение 1.

Эффективность реализации проекта во многом зависит от стратегически верно организованных управленческих действий.

Коллектив ДОУ всегда должен стремиться к тому, чтобы:

-   раскрыть свои  сильные стороны;

-   полностью изменить (или маскировать) свои слабые  стороны;

-   быть готовым  использовать предоставляющиеся  возможности  и преодолевать угрозы при организации деятельности.

Поэтому для дальнейшего  планирования работы следует задействовать  SWOT – анализ (strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности, threats – угрозы).

SWOT – анализ проводят после анализа ресурсов ДОУ и определения цели деятельности. Для этого нужно составить общий список направлений будущей деятельности и распределить все направления по категориям SWOT – анализа: выделить у них сильные и слабые стороны, что можно рассматривать как возможности, а что будет угрозой и препятствием для осуществления намеченных целей.

В нашем проекте список направлений будущей деятельности будет следующий:

1. Анализ профессионализма  и компетентности педагогов ДОУ.

2. Уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

3. Психологический климат  в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

деятельности

Прогнозируемый  результат

Сроки

Ответственные

1

Мониторинг профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Определение перспектив профессионального роста педагогического коллектива.

Июнь

Заведующий, старший воспитатель

2

Оценка способностей педагогов к инновационной деятельности.

Июнь

Заведующий, старший воспитатель

3

Оценка психологического климата в ДОУ.

Июль

Заведующий

4

Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Июль

Заведующий

5

SWOT – анализ

Установить соответствие между сильными и слабыми свойствами методической работы, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней  среды.

Август

Заведующий, старший воспитатель


 

 

 

 

 

 

Мотивационно  – целевой этап

(2006 год)

«Человек…лишь тогда чего – то добивается, когда  он верит в свои силы». Л. Фейербах.

 

Цель: разработка системы стимулирования участия педагогического коллектива в инновационной деятельности.

Приступая к работе в  инновационном режиме,  не следует сбрасывать со счетов тот фактор, что реакция людей на нововведения может значительно ухудшить социально – психологический климат в организации. В процессе нововведений происходит разрушение сложившихся представлений, устоявшихся взглядов, привычек, что неизбежно при рождении нового взгляда. «Возникновение новой идеи невозможно без большего или меньшего потрясения»*.

Влияние психологической  атмосферы на личность может быть двояким – как стимулирующим, так и тормозящим, подавляющим творческую инициативу, активность и энергию. Управленческая деятельность должна включать в себя создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого сотрудника, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания. Синдром «выгорания» может стать серьезным препятствием для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов, проявления творческой активности педагогов, которое нельзя игнорировать. Исследование уровня психического выгорания у дошкольных работников, учет выявленных результатов необходимо учитывать в системе методической работы.

Творческая активность личности является производной от сочетания  факторов, среди которых центральное место занимают мотивационные характеристики.


* Мэй Р. Мужество творить:  Очерк психологии творчества/ Пер.  с англ. – Львов: Инициатива; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2001

Мотивация – это процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивировать педагогов – значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

Поэтому следующим направлением методической деятельности должна стать  разработка системы морального стимулирования участия педагогического коллектива в реализации проекта.

В своей работе мы планируем опираться  на принципы мотивации трудовой деятельности, разработанные Фредериком Херцбергом, известным специалистом по мотивации  деятельности:

* большинство людей испытывают  радость от работы, если в ее  процессе удовлетворяется потребность  в собственной значимости и  личной причастности к работе. Важно, чтобы решения тех вопросов, в которых педагог компетентен,  принимались совместно с ним;

Информация о работе Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ