Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:59, доклад
Современная система образования, как и системы всех прошлых веков, находится на пересечении двух миров – мира науки и мира жизни, проходит через каждый из них и, не совпадая ни с одним, продолжает искать «золотую середину» между наукой и ее практическим воплощением в жизнь. Подтверждая эту мысль, обратимся к основным положениям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней определены стратегические задачи:
обеспечение доступности образования;
переход к новому качеству образования;
повышение эффективности образования.
* Введенский. В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика.-2003.-№ 10.-с. 51-55
** Зимняя И. А. Ключевые
компетенции – новая парадигма
результата образования//
*** Воронцова В. Г. Гуманитарно – аксиологические основы постдипломного образования педагогов: Монография. Псков, 1997
Цель проекта – создание условий для развития проектной культуры образовательной среды дошкольного образовательного учреждения № 11, с целью повышения профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса.
Задачи проекта:
Предполагаемый результат данного проекта:
- выход большинства членов коллектива (80 %) на уровень активного саморазвития;
- повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования образовательного процесса (90 %);
- создание научно – методической базы развития проектной культуры педагогов;
- прохождение педагогами ДОУ курсов повышения квалификации (70%);
- публикация опыта работы педагогов ДОУ(3 - 5 статей);
- участие педагогов ДОУ в научно – практических конференциях города, республики;
- составление педагогами ДОУ авторских проектов (2 – 3 проекта).
В своей деятельности мы планируем опираться на технологию управления качеством образования по результатам, технологию индикаторного преобразующего управления, а также рефлексивный подход к управлению. На отдельных этапах реализации проекта возможно применение самоорганизационного (синергетического) подхода к управлению (делегирование полномочий).
Реализовать идею формирования
модели системы управления методической
деятельностью позволяет
Очень важно довести задачи методической работы до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.
Следовательно, методическая работа по развитию проектной культуры должна качественно повлиять на повышение профессионально – личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма работников ДОУ.
Срок действия проекта: 3 года (2006 – 2009).
Обеспечение проекта (материально – техническое, программное, финансовое, кадровое):
Техническое обеспечение:
Материалы и программы:
Финансовое обеспечение:
Кадровое обеспечение:
- учитель – логопед – 2 человека;
- музыкальный руководитель – 2 человека;
- инструктор по физическому воспитанию – 1 человек;
- психолог центра «Семья» - 1 человек;
- руководитель хореографии (приходящий) – 1 человек;
- руководитель изостудии (
3. Воспитатели – 25 человек.
Рабочий план реализации проекта
1 этап – информационно - аналитический
(Июнь - август 2006 г.)
Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо,
Цель – изучить уровень профессиональной компетентности педагогов детского учреждения, готовность педагогов ДОУ к инновационным изменениям и освоению современных педагогических достижений, способность к саморазвитию, уровень самообразования и самоанализа; провести анализ ресурсов, SWOT – анализ.
Информационно – аналитический этап в системе методической деятельности осуществляется на основе анализа компетентности и профессионализма педагогических кадров. При этом учитываются следующие показатели: образование, возраст, педагогический стаж, результаты аттестации, курсовая подготовка, участие в конкурсах профессионального мастерства, звания и награды. Основой для моделирования системы методической деятельности является также мониторинг инновационного потенциала и психологического климата педагогического коллектива, профессиональных затруднений и запросов педагогов, анализ ресурсов и SWOT – анализ.
Диагностические методики:
- «Выявление способности педагогов к развитию» (О. А. Скоролупова);
- «Диагностическая карта
педагогического мастерства» (
- «Реакция человека
на нововведения» (К. М.
- «Карта оценки способностей педагога к инновационной деятельности» (И. А. Зимняя);
- «Оценка уровня инновационного
потенциала педагогического
Эффективность реализации проекта во многом зависит от стратегически верно организованных управленческих действий.
Коллектив ДОУ всегда должен стремиться к тому, чтобы:
- раскрыть свои сильные стороны;
- полностью изменить (или маскировать) свои слабые стороны;
- быть готовым
использовать
Поэтому для дальнейшего планирования работы следует задействовать SWOT – анализ (strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности, threats – угрозы).
SWOT – анализ проводят после анализа ресурсов ДОУ и определения цели деятельности. Для этого нужно составить общий список направлений будущей деятельности и распределить все направления по категориям SWOT – анализа: выделить у них сильные и слабые стороны, что можно рассматривать как возможности, а что будет угрозой и препятствием для осуществления намеченных целей.
В нашем проекте список
направлений будущей
1. Анализ профессионализма
и компетентности педагогов
2. Уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
3. Психологический климат в ДОУ.
№ |
Содержание деятельности |
Прогнозируемый результат |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Мониторинг профессиональной компетентности педагогов ДОУ. |
Определение перспектив профессионального роста педагогического коллектива. |
Июнь |
Заведующий, старший воспитатель |
2 |
Оценка способностей
педагогов к инновационной |
Июнь |
Заведующий, старший воспитатель | |
3 |
Оценка психологического климата в ДОУ. |
Июль |
Заведующий | |
4 |
Анализ ресурсов, необходимых для реализации проекта. |
Июль |
Заведующий | |
5 |
SWOT – анализ |
Установить соответствие между сильными и слабыми свойствами методической работы, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды. |
Август |
Заведующий, старший воспитатель |
Мотивационно – целевой этап
(2006 год)
«Человек…лишь тогда чего – то добивается, когда он верит в свои силы». Л. Фейербах.
Цель: разработка системы стимулирования участия педагогического коллектива в инновационной деятельности.
Приступая к работе в инновационном режиме, не следует сбрасывать со счетов тот фактор, что реакция людей на нововведения может значительно ухудшить социально – психологический климат в организации. В процессе нововведений происходит разрушение сложившихся представлений, устоявшихся взглядов, привычек, что неизбежно при рождении нового взгляда. «Возникновение новой идеи невозможно без большего или меньшего потрясения»*.
Влияние психологической атмосферы на личность может быть двояким – как стимулирующим, так и тормозящим, подавляющим творческую инициативу, активность и энергию. Управленческая деятельность должна включать в себя создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого сотрудника, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания. Синдром «выгорания» может стать серьезным препятствием для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов, проявления творческой активности педагогов, которое нельзя игнорировать. Исследование уровня психического выгорания у дошкольных работников, учет выявленных результатов необходимо учитывать в системе методической работы.
Творческая активность личности является производной от сочетания факторов, среди которых центральное место занимают мотивационные характеристики.
* Мэй Р. Мужество творить:
Очерк психологии творчества/ Пер.
с англ. – Львов: Инициатива; Москва:
Институт общегуманитарных
Мотивация – это процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Мотивировать педагогов – значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.
Поэтому следующим направлением методической деятельности должна стать разработка системы морального стимулирования участия педагогического коллектива в реализации проекта.
В своей работе мы планируем опираться на принципы мотивации трудовой деятельности, разработанные Фредериком Херцбергом, известным специалистом по мотивации деятельности:
* большинство людей испытывают
радость от работы, если в ее
процессе удовлетворяется