Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:59, доклад

Описание работы

Современная система образования, как и системы всех прошлых веков, находится на пересечении двух миров – мира науки и мира жизни, проходит через каждый из них и, не совпадая ни с одним, продолжает искать «золотую середину» между наукой и ее практическим воплощением в жизнь. Подтверждая эту мысль, обратимся к основным положениям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. В ней определены стратегические задачи:
обеспечение доступности образования;
переход к новому качеству образования;
повышение эффективности образования.

Файлы: 1 файл

ПроектЛосева.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Такая система рекомендаций позволила увеличить число педагогов, стремящихся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового.

В нашем коллективе присутствуют различные категории педагогов, для которых значимыми являются и материальные и моральные стимулы, поэтому и система стимулирования учитывала интересы и тех и других.

Вместе с тем, как  отмечает Р. М. Грановская,  не всякое вознаграждение стимулирует дальнейшие усилия. При поощрении некой деятельности каким – либо призом или знаком отличия, совершенно чуждым характеру самой деятельности, эта деятельность, осуществляемая в дальнейшем уже безо всякого вознаграждения, будет менее активной, а получаемое при этом удовольствие уменьшится. «Человек с наибольшим удовольствием вовлекается в те виды деятельности, которые воспринимаются им как свободно выбранные, поскольку никто не любит, чтобы его контролировали, а награда часто воспринимается как средство контроля и манипулирования». *

Поэтому мы использовали метод формирования отдаленной мотивации, который помогает каждому педагогу осознать свои возможности, возрастающие с увеличением стажа и повышением эффективности работы в нашем  учреждении.

В Приложении 7 рассмотрены различные стимулирующие факторы и дан их анализ.

Использование данных стимулирующих  факторов позволило построить «мостик», который связал человека и организацию. Педагоги поверили, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут принять участие в реализации любого проекта, прилагая при этом приемлемые для них усилия.


* Грановская Р. М.  Конфликт и творчество в зеркале  психологии. М.: Генезис, 2002. –С. 27. Цитируется по кн. Прохоровой Л. Н. Мастер- класс по созданию творческого коллектива в ДОУ. М.: «5 за знания», 2006.-С. 39-40

 

Данная система стимулирования позволила поощрять как хорошую  текущую деятельность, так и развитие, причем не только развитие организации в целом, но и развитие, и саморазвитие членов коллектива. Подобранные нами стимулы способствовали повышению качества педагогической деятельности, привели коллектив к инновационным преобразованиям.

Не существует единых методов мотивации педагогов, эффективных при разных условиях. Однако любой из методов стимулирования основан на выбранной нами стратегии управления человеческими ресурсами.

Таким образом, мы достигли поставленной цели - создали условия  для творческого преобразования педагогической системы ДОУ, условия для инновационных процессов, направленных на улучшение педагогической деятельности коллектива в целом и каждого педагога в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ реализации третьего этапа проектной деятельности (2008 год)

 

Мы считаем, что от грамотной организации работы методической службы зависит итог всего проекта. Но в современном, постоянно меняющемся мире невозможно обеспечить педагога ДОУ готовыми решениями проблем, поэтому наша задача – направить  воспитателя на самостоятельный поиск выхода из нестандартной ситуации. Работая в режиме развития, педагог постепенно учится соотносить имеющиеся знания с поставленными на данном этапе условиям, а главное – с конкретными детьми.

Поэтому основной целью методической службы детского сада в период реализации проекта является содействие развитию педагога как субъекта управленческой, педагогической и опытно – экспериментальной деятельности.

Нельзя не подчеркнуть, что методическая работа будет наиболее эффективна, когда организована как целостная система, что становится возможным лишь тогда, когда весь педагогический коллектив работает по единому проекту (см. Приложение 8).

В ходе реализации проекта  коллектив сада перешел в режим  развития. С его введением изменилась модель управления.

Во – первых, управление стало носить интегрированный характер, т. е. руководство осуществлялось одновременно и функционированием и развитием.

Во – вторых, особенность такого управления – введение в практику детского сада двух советов: педагогического, который решал вопросы функционирования образовательного учреждения и проектного, управляющего развитием детского сада.

Подобная организация  деятельности дошкольного учреждения в режиме развития  позволила  нам реализовать идею 3 – уровневого управления, которая выражается в повышении ответственности каждого из участников проекта за качество его выполнения:

1 уровень – самоанализ, самоконтроль педагогов;

2 уровень – проектный,  реализуемый руководителями проекта;

3 уровень – административный, осуществляемый представителями администрации  детского сада (см. Приложение 9).

В основу управления инновационной  деятельностью были положены принципы самоуправления и соуправления, что  способствовало становлению субъект  – субъектных отношений в системе  «руководитель – педагог – ребенок – родитель». Привлечение к управлению как можно большего числа педагогов и делегирование им полномочий – стало главной задачей управления. Для решения этой задачей разработаны локальные акты: положение о Проектном совете, положение о Временных творческих группах, о Педагогическом совете ДОУ, О движении наставничества.

Особенностью реализации проекта в детском саду является то, что для реализации содержания вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, помощников воспитателей, специалистов, медиков, родителей. Поэтому многие функции управление были переданы временным творческим группам, отдельным педагогам и определена их роль в решении конкретных задач для обеспечения функционирования ДОУ и реализации проекта.

Для управления разработкой и реализацией  проекта в ДОУ был создан Проектный совет (см. Приложение 10). Проектный совет являлся координатором всех проектных заседаний, основным генератором идей и нововведений. В его состав вошли старший воспитатель, учителя – логопеды, воспитатели. Проектный совет проводил 2 – 3 встречи в год, на которых решались вопросы выполнения тех или иных заданий, проблемы реализации проекта, обсуждался опыт работы его участников.

Для разработки методических рекомендаций, перспективных планов, показателей развития дошкольников в ходе реализации проекта, сценариев, конспектов были созданы Временные творческие группы (см. Приложение 11).

На первом этапе с  коллективом был проведен семинар  – практикум, целью которого являлось оказание помощи педагогам в организации работы временных творческих групп (см. Приложение 12). Такая встреча способствовала побуждению педагогов к творческой деятельности, то есть создала ситуацию успешности их работы. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности работой и должна царить в творческой группе.

В результате, были созданы  следующие творческие группы:

- по разработке логоритмических  программ;

- по  разработке игр  – занятий в сухом бассейне;

- по реализации имаготренинга;

- по разработке кинезиологического  тренинга;

- по реализации песочного игротренинга;

- по реализации фитболгимнастики;

- по реализации танцевального  игротренинга.

В группы объединились педагоги, имеющие опыт работы в том или ином направлении, проявляющие интерес к какому – либо направлению работы.

Результатом деятельности временных творческих групп стала  презентация перспективных планов работы.

Организация методической работы представляет собой систему  различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели (см. Приложение 13).

Как наиболее эффективные формы  и методы работы мы отмечаем следующие:

-  консультации современного уровня

- участие педагогов в нетрадиционных  методических объединениях, семинарах,  советах педагогов в форме творческих мастерских, тренингах, мастер – классах;

- создание временных творческих  групп;

- подготовка стендовых докладов, авторских выставок;

- моделирование и анализ проблемных  ситуаций;

- семинары – практикумы

- выставка – ярмарка методических идей

Хочется остановиться на некоторых из них.

Консультации приносят пользу особенно на подготовительном этапе. По нашему мнению консультации эффективны при соблюдении некоторых правил.

Так, целесообразно готовить консультацию для четырех – пяти педагогов. Они смогут дополнить  друг друга, помогать в подготовке наглядного материала, а главное – будут учиться работать на равных.

Текст консультации не читается с листа. В письменном варианте готовятся  лишь тезисы или план консультации. Выступающего в любой момент могут  поддержать коллеги. Такая работа в  команде придает уверенности в своих силах.

Тема должна носить проблемный характер, чтобы педагоги по завершении консультации могли перейти к  ее обсуждению. В противном случае она не вызовет интереса, а значит – едва ли кто из педагогов будет  использовать данный опыт в работе.

Консультация должна быть развивающей. Поэтому мы не пересказываем  статьи из журналов, книг. Лучше использовать мнение известных ученых, педагогов, или свое личное мнение. А затем  известный факт обсуждается.

Как можно шире следует  использовать наглядность при подаче материала, фрагменты видеоматериалов, фотографии.

Мы в своей практике применяли различные типы консультаций (см. Приложение 14).

Не менее интересны  методические объединения, педагогические советы, семинары, которые мы проводили  в форме тренинга, мастер – класса, ярмарки педагогических идей, творческих отчетов, презентаций.

Такая организация методической работы в коллективе способствовала развертыванию  проектной исследовательской и  творческой деятельности. Педагоги получили возможность поделиться своими достижениями,  получив при этом опыт публичного выступления и умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ответы на поставленные вопросы. А в конечном итоге такие мероприятия способствовали повышению профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Однако,  для успешной проектной  деятельности в образовательном  процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования. Проектирование требует от педагогов  поиска инновационных средств, методов  и приемов, предполагает наличие деятельностно – процессуального подхода к реализации проекта (см. Приложение 15). Проектная деятельность направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Таким образом, мы определили круг задач подготовки педагогов к проектной деятельности:

    1. Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).
    2. Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование).
    3. Развитие экспертно – аналитических умений (креативность и критическое мышление).
    4. Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).
    5. Совершенствование умения оформлять свои мысли в письменный текст.

В ходе различных методических мероприятий решались задачи обучения педагогов исследовательским навыкам. Для этого мы ввели своеобразный учебно - исследовательский практикум. Мы проводили семинарские занятия или выделяли на педагогических мероприятиях 10 - 15 минут на различные исследовательские тренировки. В результате сложилась примерная программа таких фрагментарных учебно – исследовательских занятий (см. Приложение 16). Темы учебно – исследовательского практикума не обязательно распределять по одному на каждое семинарское занятие. Их можно группировать или повторять по усмотрению старшего воспитателя.

В Приложении представлены обучающие деятельностные игры, целью которых является развитие деятельности педагогов по структуированию цели, направленной на решение проблем, связанных с осознанными потребностями (см. Приложение 17). Такое обучение дает возможность педагогам четко формулировать операционно определяемые цели. Реализация таких целей позволяет сплотить коллектив и осуществить инновационное развитие детского сада.

В конце каждого этапа реализации проекта довольно эффективна групповая  форма определения круга проблем. Их решение требует продолжительной координации и взаимодействия между многими людьми, такие проблемы лучше всего решать группой сотрудников, обладающих необходимыми знаниями для их решения и вовлеченных в реализацию проекта. Обучающая деятельностная игра по решению проблем включает 7 шагов (см. Приложение 18). В процессе такой работы отбирается самая важная проблема, стоящая на очередном этапе проекта, она рассматривается и принимается решение о вариантах выхода из нее. Это позволяет заново проанализировать весь ход проекта, внести коррективы в дальнейший план его реализации. Групповое решение дает возможность выявить больше альтернатив, всесторонне оценить многочисленные варианты, выбрать из них лучшие и устранить слабые.

Информация о работе Метод проектов как средство формирования профессиональной компетентности педагогов ДОУ