Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
Сущность понятия одарённости…………………………………….5
Виды одарённости…………………………………………………..15
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………………….26
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….....37
Список использованной литературы……………………………………..38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_odar.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности

в психолого-педагогической литературе…………………………………5

    1. Сущность понятия одарённости…………………………………….5
    2. Виды одарённости…………………………………………………..15
    3. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся по русскому языку

в начальной школе…………………………………………………………20

Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми

по русскому языку…………………………………………………………26

2.1.    Анализ работы  учителей начальных классов с  одарёнными

Учащимися………………………………………………………………….26

2.2.   Стимулирующие занятия как способ………………………………28

2.3.   Олимпиадные движения……………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………….....37

Список использованной литературы……………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к молодому поколению: это и умение ориентироваться в бурном потоке информации, выбирая нужное, и умение владеть навыками самостоятельной умственной деятельности, умение перестраиваться и даже самостоятельное профессиональное обучение.

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Понимание одаренности, как только интеллектуальной характеристики не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Человек, наделенный развитыми способностями — другой и по характеру и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку, как к личности необходим, чтобы суметь развить его способности реализовать его дар. Более того, лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его творческие и интеллектуальные потенции.

Актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся развитие НТР, развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве». Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве». Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук, Н.Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской.

 Свои психологические  модели были разработаны и  рядом западных психологов: Дж.Гилфорд, Дж.Рензулли, П.Торренс, А.Таннебаум и другими. В изучении данного вопроса мы опирались на таких столпов русской, советской психологии, как Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин и ряд других.

 Ю.З.Гильбух вместе с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.

Данный вопрос широко освещается в современных публикациях, педагоги находятся в постоянном поиске новых путей  и методов работы с данной категорией детей.

Большое количество публикаций по работе с одарёнными детьми принадлежат Мохначёвой Г.И.  Она разрабатывает задания для стимулирующих занятий.

Объект исследования – учебная деятельность.

Предмет исследования – работа с одарёнными учащимися.

Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.

Задачи:

ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;

ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку;

ü выявить основные методы работы с данной категорией детей;

ü разработать  планирование стимулирующих занятий  по русскому языку в 4 классе.

 

Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности в психолого-педагогической литературе

    1. Сущность понятия одарённости

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 На сегодняшний день  большинство психологов признает. Что уровень. Качественное своеобразие  и характер развития одаренности  – это всегда результат сложного  взаимодействия наследственности (природных  задатков) и социальной сферы  опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

 Детский возраст –  период становления способностей, личности и бурных интегративных  процессов психике. Уровень и  широта интеграции характеризуют  формирование и зрелость самого  явления – одаренности. Одним  из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных  детей, является вопрос о частоте  проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки  зрения «все дети являются  одаренными» - «одаренные дети встречаются  крайне редко». Указанная альтернатива  снимается в рамках следующей  позиции: потенциальная одаренность  по отношению к разным видам  деятельности присуща многим  детям, тогда как актуальную одаренность  демонстрирует значительная часть  детей

 Тот или другой ребенок  может проявлять свою успешность  в достаточно широком спектре  деятельности, Более того, даже в  одном и том же виде деятельности  разные дети могут обнаружить  своеобразие своего дарования  применительно к разным ее  аспектам. Существует множество  видов и форм одаренности, поскольку  психические возможности ребенка  чрезвычайно пластичны на разных  этапах его возрастного развития.

 Одаренность ребенка  часто проявляется в успешности  деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный  характер. Например, ребенок увлеченный  техникой дома строит свои  модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

 В качестве одной  из причин отсутствия проявлений  того или иного вида одаренности  может быть недостаток (в силу  условий жизни) соответствующих  знаний, умений и навыков. Стоит  такому ребенку их усвоить, как  его одаренность становится явной  и очевидной для педагога

 В некоторых случаях  причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.

 Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, что одаренность они пока не смогли увидеть.

 С другой стороны, одаренность  не всегда можно отличить от  обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

 Поскольку одаренность  в детском возрасте можно рассматривать  в качестве потенциала психического  развития по отношению к последующим  этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность  самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана  со спецификой детской одаренности (в отличие от одаренности взрослого  человека). Одаренность конкретного  ребенка в значительной мере  условная характеристика. Самые  замечательные способности ребенка  не являются прямым и достаточным  показателем его достижений в  будущем. Нельзя закрывать глаза  на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже  при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

 У детей, опережающих  свой возраст, переплетение возрастных  и, собственно индивидуальных черт  обнаруживается довольно остро, а то и драматически. Нелегко  бывает примириться с тем, что  ранние успехи, с которыми могла  связываться надежда на дальнейший  подъем необычных умственных  сил, порой оказываются по преимуществу  выражением возрастного этапа  развития. Показательны случаи, когда  привлекающие к себе внимание  достоинства происходят за счет  таких возрастных особенностей, которые не имеют долгосрочного  значения. Например, не следует слишком  обольщаться, когда ребенок обнаруживает  избирательное тяготение к оперированию  абстрактными понятиями, с также  схемами, планами. Со временем может  выясниться, что более конкретный, содержательный анализ, который  потребуется на последующих возрастных этапах таких детей будет затруднять. Так что сама по себе ранняя готовность к систематизации, к манипулированию общими понятиями, создающая видимость одаренности. Еще недостаточно для предвидения будущего этого ребенка.

 Следует подчеркнуть, что как уровень, так и своеобразие  умственного потенциала проявляются  у растущего человека не сразу, не полностью, а в ходе возрастных  изменений. Такова специфика детства: именно в меняющихся возрастных  проявлениях интеллекта выступают  те собственно индивидуальные, возрастные  свойства, которым предстоит укорениться, развиться и эти подлинные  признаки одаренности не всегда  лежат на поверхности

 Очень важно своевременно  уловить, не упустить черты относительного  постоянства индивидуальности у  детей, опережающих в умственном  отношении свой возраст. Одаренность  ребенка – это достаточно устойчивые  особенности именно индивидуальных  проявлений незаурядного, растущего  с возрастом интеллекта. [1, с. 83]

 Признаки одаренности  – это те особенности одаренного  ребенка, которые проявляются в  его реальной деятельности. И  могут быть оценены на уровне  наблюдения за характером его  действий. Признаки явной одаренности  зафиксированы в ее определении  и связаны с высоким уровнем  выполнения деятельности. Вместе  с тем, об одаренности ребенка  следует судить в единстве  категорий «хочу» и «могу». Поэтому  признаки одаренности охватывают  два аспекта поведения одаренного  ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует  способы его деятельности. Мотивационный  – характеризует отношение ребенка  к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

Наличие специфических стратегий деятельности.

 Способы действий одаренного  ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных  уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана  своя специфическая стратегия  ее осуществления:

Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в данной ситуации.

Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

 Для поведения одаренного  ребенка характерен, главным образом  третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований  выполняемой деятельности.

Информация о работе Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку