Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
Сущность понятия одарённости…………………………………….5
Виды одарённости…………………………………………………..15
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………………….26
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….....37
Список использованной литературы……………………………………..38
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..38
Введение
Современное общество предъявляет высокие требования к молодому поколению: это и умение ориентироваться в бурном потоке информации, выбирая нужное, и умение владеть навыками самостоятельной умственной деятельности, умение перестраиваться и даже самостоятельное профессиональное обучение.
Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Понимание одаренности, как только интеллектуальной характеристики не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей человека. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Человек, наделенный развитыми способностями — другой и по характеру и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку, как к личности необходим, чтобы суметь развить его способности реализовать его дар. Более того, лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его творческие и интеллектуальные потенции.
Актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся развитие НТР, развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве». Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве». Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук, Н.Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской.
Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж.Гилфорд, Дж.Рензулли, П.Торренс, А.Таннебаум и другими. В изучении данного вопроса мы опирались на таких столпов русской, советской психологии, как Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин и ряд других.
Ю.З.Гильбух вместе с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.
Данный вопрос широко освещается в современных публикациях, педагоги находятся в постоянном поиске новых путей и методов работы с данной категорией детей.
Большое количество публикаций по работе с одарёнными детьми принадлежат Мохначёвой Г.И. Она разрабатывает задания для стимулирующих занятий.
Объект исследования – учебная деятельность.
Предмет исследования – работа с одарёнными учащимися.
Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку;
ü выявить основные методы работы с данной категорией детей;
ü разработать планирование стимулирующих занятий по русскому языку в 4 классе.
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности в психолого-педагогической литературе
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
На сегодняшний день
большинство психологов
Детский возраст –
период становления
Тот или другой ребенок
может проявлять свою
Одаренность ребенка
часто проявляется в
В качестве одной
из причин отсутствия
В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны сделать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, что одаренность они пока не смогли увидеть.
С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.
Поскольку одаренность
в детском возрасте можно
У детей, опережающих
свой возраст, переплетение возрастных
и, собственно индивидуальных
Следует подчеркнуть,
что как уровень, так и своеобразие
умственного потенциала
Очень важно своевременно
уловить, не упустить черты
Признаки одаренности
– это те особенности
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности.
Способы действий одаренного
ребенка обеспечивают ее
Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
Использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в данной ситуации.
Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного
ребенка характерен, главным образом
третий уровень успешности: новаторство,
как выход за пределы
Информация о работе Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку