Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
Сущность понятия одарённости…………………………………….5
Виды одарённости…………………………………………………..15
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………………….26
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….....37
Список использованной литературы……………………………………..38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_odar.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

 Одаренных детей в  раннем возрасте отличает способность  отслеживать причинно-следственные  связи и делать соответствующие  выводы; они особенно увлекаются  построением альтернативных моделей  и систем. Для них характерна  более быстрая передача нейронной  информации, их внутримозговая система  является более разветвленной, с  большим числом нервных связей.

 Одаренные дети обычно  обладают отменной памятью, которая  основана на раннем овладении  речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать  и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

 Чаще всего внимание  к одаренным детям привлекает  их большой словарный запас, сопровождающийся  сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением  читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

 Одаренных детей также  отличают повышенная концентрация  внимания на чем-либо, упорство  в достижении результата в  той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из  них разнообразие интересов иногда  приводит к тому, что они начинают  несколько дел одновременно, а  также берутся за слишком сложные  задачи.[19, с. 164]

 Раннее развитие способностей  школьника существенно сказывается  на всем стиле поведения и  формирования его личности. Такому  ученику нет необходимости полагаться  на постороннюю помощь, у него  меньше бывает эмоциональных  стрессов во время ответов  у доски, во время контрольных  работ и экзаменов. Сравнительная  легкость овладения учебным материалом  способствует возникновению уверенности  в своих силах, определенных навыков  преобразовывать обстоятельства  в соответствии поставленными  перед собой целями.

 Наряду с тем, что  одаренные дети имеют ряд преимуществ  перед своими сверстниками, им  приходится сталкиваться и со  специфическими трудностями. В первую  очередь это связано с отношениями  родителей к одаренности своих  детей. Некоторые обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова – акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области, то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребенка. Многие известные ученые музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А.Моцарта, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, И.А.Римского-Корсакова, М.Мусоргского и этот список можно продолжать. Не секрет, что одаренные дети, как уже говорилось часто становятся выдающимися взрослыми, хотя далеко не всегда.

 И, наоборот, не менее  часто люди не проявившие себя в детстве достигали выдающихся результатов в последующем, зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал как свидетельствуют биографии многих выдающихся людей, долгое время оставался незамеченным окружающими. Например, Н, Коперник не только не значился среди одаренных детей, но даже формально не принадлежал к числу ученых-астрономов. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов.

 Естественно, что в  каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась  незамеченной, различны. Потенциал  может действительно не проявиться до определенного времени. А может быть родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. А может быть напротив, они в силу непонимания они не заметили в ребенке этих потенциальных выдающихся возможностей и даже рассматривали проявление креативности, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее умными считали совсем других.

 Всем нам по собственному  опыту известно, что нередко встречаются  родители, школьные учителя, вузовские  профессоры, которые ценят прилежание, послушность, аккуратность выше  оригинальности, смелости, независимости  действий и суждений. Своеобразным  подтверждением этой мысли нашли  американские ученые, изучившие  под этим углом зрения биографии  четырехсот выдающихся людей. В  исследовании обнаружено, что 60% из  них имели серьезные проблемы  в период школьного обучения  в плане приспособления к условиям  школьной жизни.[8, с. 97]

 Факты существования  актуальной и потенциальной, явной  и скрытой, ранней и поздней  одаренности еще раз подчеркивают  сложность и важность проблемы  прогнозирования развития. Какие  признаки, свойства личности черты  характера. Особенности поведения  и деятельности могут указать  взрослому, на то что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником и т.д. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющие прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных, обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды одаренности

 Дифференциация видов  одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации.

 Анализ качественных  характеристик одаренности предполагает  выделение различных качественно  своеобразных видов одаренности  в связи со спецификой психических  возможностей человека и особенностями  их проявления в тех или  иных видах одаренности.

 Анализ количественных  характеристик одаренности позволяет  описать степень выраженности  психических возможностей человека.

 Среди критериев выделения  видов одаренности можно отметить  следующие:

    • Вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики;
    • Степень сформированности;
    • Форма проявления;
    • Широта проявлений в различных видах деятельности;
    • Особенности возрастного развития.

1. По критерию «вид  деятельности и обеспечивающие  его сферы психики» выделение  видов одаренности осуществляется  в рамках пяти видов деятельности  с учетом включенности трех  психических сфер и, соответственно, степени участия разных уровней  психической организации. К основным  видам деятельности относится  практическая, теоретическая (учитывая  детский возраст, мы предпочитаем  говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная  и духовно-ценностная. Сферы психики  представлены интеллектуальной, эмоциональной  и мотивационно-волевой. В рамках  каждой сферы могут быть выделены  различные уровни психической  организации. Так, в рамках интеллектуальной  сферы различают сенсорно-моторный, пространственно-визуальный, понятийно-логический  уровни. В рамках эмоциональной  сферы – уровни эмоционального  реагирования и эмоционального  переживания. В рамках мотивационно-волевой  сферы – уровни побуждения, целеобразования, смыслопорождения.

 Соответственно, могут  быть выделены следующие виды  одаренности:

    • в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;
    • в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;
    • в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
    • в коммуникативной деятельности, прежде всего следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность
    • в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

 Каждый вид одаренности  предполагает одновременное включение  всех уровней психической организации  с преобладанием того уровня, который наиболее значим для  данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность  обеспечивается всеми уровнями  психической организации, при этом  на первый план могут выходить  либо сенсорно-моторные качества, либо эмоционально-экспрессивные  качества.

 Каждый вид одаренности  по своим проявлениям охватывает  в той или иной мере все  пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того формируется и проявляется  в практическом плане, коммуникативном  плане (на уровне коммуникации  с автором исполняемого произведения  и слушателями), духовностно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

 Классификация видов  одаренности по данному критерию  является наиболее важной в  плане понимания природы детской  одаренности. В рамках этой классификации  могут быть поставлены и решены  следующие два вопроса:

как соотносятся одаренность и отдельные способности?

существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности?

 Выделение видов одаренности  по критерию видов деятельности  позволяет отойти от житейского  представления об одаренности  как количественной степени выраженности  способностей и перейти к пониманию  одаренности как системного качества. При этом деятельность выступает  в качестве объективного основания  интеграции отдельных способностей. Следовательно, одаренность выступает  как интегральное проявление  разных способностей.

 Второй возникает естественно, так как анализ одаренности  с необходимостью ставить проблему  в ее связи с творчеством  как закономерным ее результатом

2. По критерию «степень  сформированности одаренности» можно дифференцировать:

    • актуальную одаренность
    • потенциальную одаренность

 Актуальная одаренность  – это психологическая характеристика  ребенка с такими наличными  показаниями психического развития, которые проявляются в более  высоком уровне выполнения деятельности  в конкретной предметной области  по сравнению с возрастной  и социальной нормой. В данном  случае, безусловно, речь идет не  только об учебной, а о широком  спектре различных видов деятельности.

 Особую категорию актуально  одаренных детей составляют талантливые  дети. Талантливый ребенок – это  ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.

 Потенциальная одаренность  – это психологическая характеристика  ребенка, который имеет лишь определенные  психические возможности для  высоких достижений в том или  ином виде деятельности, но не  может реализовать свои возможности  в данный момент времени в  силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит  от наличия или отсутствия  ряда неблагоприятных причин (трудные  семейные обстоятельства, недостаточная  мотивация, и т.д.).

 Выявление потенциальной  одаренности требует высокой  прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще не сформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

3. По критерию «форма  проявления можно говорить о:

    • явной одаренности;
    • скрытой одаренности

 Явная одаренность  проявляется в деятельности ребенка  достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных  условиях. Достижения ребенка столь  очевидны, что его одаренность  не вызывает сомнения. Поэтому  специалисты в области детской  одаренности с большей степенью  вероятности удается сделать  заключение о наличии одаренности  или о высоких потенциальных  возможностях ребенка. Он может  адекватно оценить «зону ближайшего  развития» и правильно наметить  программу дальнейшей работы  с таким «перспективным ребенком». Однако не всегда одаренность  обнаруживает себя столь явно.

 Скрытая одаренность  проявляется в деятельности ребенка  в менее выраженной форме. Вследствие  этого проявляется опасность  ошибочных заключений об отсутствии  одаренности такого ребенка. Его  могут отнести к числу «неперспективных»  и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его  способностей. Вместе с тем. Известны  многочисленные примеры, когда именно  такие «неперспективные дети»  добиваются высочайших результатов.

Информация о работе Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку