Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
Сущность понятия одарённости…………………………………….5
Виды одарённости…………………………………………………..15
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………………….26
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….....37
Список использованной литературы……………………………………..38
правильно писать приставки в-, до-, за-, на-, над-, с-, от-, по-, под-, про-;
отличать приставки от предлогов;
правильно писать изученные слова с двойными согласными; правильно писать изученные слова с ъ; разбирать слова по составу.
5. Части речи.
Учащиеся должны знать:
названия и основные признаки частей речи (имени существительного, прилагательного, глагола);
правило написания ь после шипящих на конце имен существительных.
Учащиеся должны уметь:
различать существительные, прилагательные, глаголы, предлоги;
определять род, число существительных и прилагательных; время и число глаголов; род глаголов прошедшего времени;
правильно употреблять существительные, род которых не совпадает в русском и белорусском языках;
грамотно писать имена существительные, оканчивающиеся на шипящие;
раздельно писать не с глаголами.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4 класса
1. Текст.
Учащиеся должны знать: основные признаки текста;
о делении текста на части и составлении плана текста; типы текстов (повествование, описание, рассуждение). Учащиеся должны уметь:
делить текст на смысловые части, составлять план; определять тип текста (повествование, описание, рассуждение);
составлять текст-повествование и текст-описание по впечатлениям, наблюдениям, по картине (устно);
составлять элементарные тексты-рассуждения (устно); составлять подробный пересказ текста (устно и письменно); составлять тексты-поздравления (устно и письменно); употреблять в речи слова извинения, благодарности, вежливой просьбы.
2. Предложение. Учащиеся должны знать:
определения главных членов предложения: подлежащего и сказуемого;
о второстепенных (без деления на виды) и однородных членах предложения;
правила постановки запятых между однородными членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; находить однородные члены предложения; правильно оформлять на письме предложения с однородными членами;
составлять предложения с однородными членами; проводить разбор предложений по членам предложения. 3. Части речи.
Учащиеся должны знать:
изученные части речи и их грамматические признаки; падежи имени существительного; о 1, 2, 3-м склонении имен существительных; о распределении имен существительных по типам склонения; способы проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонений в единственном числе (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия);
способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных (кроме имен прилагательных с основой на шипящие и ц);
о раздельном написании местоимений с предлогами; об изменении глаголов по лицам; о I, II спряжении глаголов; о распределении глаголов по спряжениям; способы проверки написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени; правописание глаголов на тся, -ться;
правило правописания ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
о написании ь после шипящих в неопределенной форме глагола (беречь, печь);
о наречии как части речи.
Учащиеся должны уметь:
различать существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и наречия;
определять склонение имен существительных (с опорой на памятку, таблицу);
использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения единственного и множественного числа, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия;
использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа, кроме имен прилагательных с основой на шипящие и ц;
правильно употреблять падежные формы местоимений 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа в предложениях и текстах;
изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени;
определять спряжение глаголов (с опорой на таблицу); использовать (с опорой на памятку, таблицу) способы проверки написания безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени;
использовать правило написания ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
правильно употреблять ь после шипящих в неопределенной форме глагола (беречь, печь);
использовать правило написания глаголов на тся, -ться; находить наречия в тексте;
употреблять наиболее распространенные наречия в речи.[18, с. 45]
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку
2.1. Анализ
работы учителей начальных
Исследование по изучению работы учителей начальных классов с одарёнными учащимися проходило в средней школе № 6 г. Орши. Для анализа была выбрана параллель 4 классов.
В 2012-2013 учебном году в СШ №6 в 4 классах обучается 50 человек.
Количество одарённых учащихся по классам
Классы |
4а |
4б |
4в |
Кол-во учеников в классе |
15 |
17 |
18 |
Кол-во одарённых учеников |
0 |
0 |
3 |
% одарённых учеников |
0% |
0% |
16,7% |
Всего одарённых учащихся в параллели 4 классов |
3 учащихся – 6% |
Работа с одаренными детьми в школе строится на следующих принципах:
• принципе дифференциации и индивидуализации обучения
(высшим уровнем реализации которых является разработка программы развития одаренного ребенка);
• принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
• принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
• принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;
• принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
• принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Учитель 4 «В» класса – Сотченко Анастасия Владимировна (вторая категория, стаж - 6 лет) ставит следующие цели в работе с одарёнными учащимися:
Анастасия Владимировна использует следующие виды работ с одарёнными учащимися:
ü Индивидуальная работа на уроке
ü Дополнительное творческое домашнее задание
ü Стимулирующие занятия
ü Факультативные занятия
ü Подготовка к олимпиадам, конкурсам, исследовательским работам.
В своей работе учитель пользуется следующей памяткой.
Памятка
по организации учебной работы, направленной на развитие творческого начала школьников
1. Систематически применяй задания, требующие выдумки, фантазии, воображения,
Помни, что самостоятельная систематизация, схематизация, составление опорных конспектов - тоже творчество. Творчество на уроке может быть не только в содержании, но и в форме подачи и закрепления знаний - именно это позволяет составлять кроссворды, чайнворды, опорные сигналы и т.п., считать их средством творческого развития. Применяй на уроках ролевые игры, но помни, что они учат, прежде всего, не интеллектуальному творчеству, а творческому поведению.
Перевод учебного материала из одной формы в другую - понятие в образ, слово в рисунок, рисунок в движение и т.п. - тоже творчество.
2. Не "загоняй" учеников в творчество, создавай ситуации, позволяющие ребятам выполнять или не выполнять творческие задания (необязательные), выбирать.
3. Не забывай, что творчеству учат. Учи творчеству!
4. В творческих заданиях оценивай не только результат - знание, но и результат - оригинальность.
2.2. Cтимулирующие занятия как форма работы с одарёнными детьми
Стимулирующие занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время с наиболее способными учащимися.
Проведение стимулирующих занятий занимает промежуточное место между учебной и внеклассной работой. Организуя эти занятия, учитель имеет возможность влиять на интересы детей, развивать у них творческие способности и готовить детей к олимпиаде. Прививать любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить – задача творчески работающего учителя. Каждый ребёнок по-своему талантлив, нужно только поддержать его и помочь раскрыться его таланту.
Проведение стимулирующих занятий в начальной школе имеет большое воспитательное и обучающее значение. Основной целью таких занятий является предоставление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета. [5, с. 6]
Мною был разработан план стимулирующих занятий по русскому языку для 4 класса на учебный год.
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
Звуки речи. Гласные звуки. Ударение |
1 |
2 |
Части речи и члены предложения |
1 |
3 |
Предложения простые и сложные |
2 |
4 |
Однородные члены предложения |
2 |
5 |
Знаки препинания при однородных членах предложения |
2 |
6 |
Фонетический разбор слова |
1 |
7 |
Имя существительное. Род имён существительных |
1 |
8 |
Число имён существительных |
1 |
9 |
Склонение имён существительных |
1 |
10 |
Несклоняемые имена существительные |
1 |
11 |
Имя прилагательное |
2 |
12 |
Полные и краткие имена прилагательные |
1 |
13 |
Глагол |
2 |
14 |
Спряжение глаголов |
1 |
15 |
Местоимение |
2 |
16 |
Наречие |
2 |
17 |
Синонимы |
2 |
18 |
Антонимы |
2 |
19 |
Омонимы |
2 |
20 |
Фразеологизмы |
2 |
21 |
Народная мудрость. Пословицы и поговорки |
2 |
22 |
Интеллектуальная игра по изученным разделам |
1 |
2.3. Олимпиадные движения
Основная цель олимпиады в школе - повышение интереса к русскому языку как учебному предмету, расширение кругозора учащихся.
И дело не только
в том, чтобы выявить учащихся,
хорошо разбирающихся в
Олимпиада – это учебное мероприятие. Этому учебному навыку (умению показывать знания в неординарной ситуации) надо учить, как и любому предмету. Чтобы подготовить школьников к участию в олимпиаде и организовать саму олимпиаду, необходимо разбирать вместе со школьниками нестандартные упражнения. Наиболее эффективно воздействие школьных соревнований, если они проходят в течение всего учебного года.
Трудность заданий определяется процентом учеников, справившимся с ним из числа выполнявших работу.
Во-первых, в задания олимпиады необходимо включить упражнения разного уровня трудности, чтобы каждый ребенок мог что-то выполнить. Если задания слишком трудны, ребята теряют интерес к олимпиаде.
Во-вторых, задания, при всей их нестандартности и занимательности, должны опираться на пройденный школьниками программный материал и быть достаточно разнообразным по тематике, чтобы учащиеся могли сделать выбор. Кроме того, на олимпиаде должны быть обеспечены самостоятельность учащихся, одинаковые условия работы для всех.
Приведём некоторые варианты тренировочных олимпиадных заданий.
4 класс 1 тур
1.Укажи слова с
непроизносимой согласной в
1) опас…ный 6) пас…бище
2) чудес..ный 7) чес..ность
3) мес…ный
8) праз…ник
4) радос…ный 9) крас…ный
5) ужас…ный
2. В каком падеже
существительные не
1) в Именительном падеже
2) в родительном падеже
3) в Винительном падеже
4) в Дательном падеже
3.Укажи глаголы-исключения:
1) сесть
2) кидать
5) слышать
Информация о работе Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку