Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
Сущность понятия одарённости…………………………………….5
Виды одарённости…………………………………………………..15
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………………….26
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….....37
Список использованной литературы……………………………………..38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_odar.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражаемого в склонности «все делать по своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта

Высокая структурированность знаний, умений видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны. Практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий), и, с другой стороны удивительно легко переходить от единичной детали к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

Особый вид обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

 Мотивационный аспект  поведения одаренного ребенка  может быть описан следующими  признаками:

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, техническим устройствам, т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной и т.д.), сопровождающаяся как правило, переживанием чувства удовольствия.

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем необязательно должно соответствовать всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часть противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ конкретного индивидуального случая.

 Среди основных слагаемых  одаренности, как правило, принято  выделять следующие составляющие:

- Мотивация. Любая деятельность  человека полимотивирована, то есть в основе любых действий лежат самые разные мотивы. Но при этом исследователи отмечают, что сама мотивационно-потребностная сфера личности имеет иерархическую структуру: одни мотивы занимают относительно устойчивое доминирующее, другие – подчиненное положение Это явление получило наименование «направленность личности».

 Направленность –  одна из основных характеристик  творческой личности, выражена она  в иерархической структуре мотивационно-потребностной сферы, в которой доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

 Важные аспекты этой  проблемы вскрыты в исследованиях  психологов В.Э.Чудновского и В.С.Юркевича. Они отмечают, в частности: «…умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с деятельностью центра положительных эмоций». Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность мотивированная таким образом, содействует развитию данных способностей. Эта мысль многократно подчеркивалась многими зарубежными и отечественными последователями.[12, с. 478]

 С точки зрения воспитания  особенно важно многие последователи  приняли точку зрения, согласно  которой ключевой характеристикой  потенциала личности следует  считать не выдающийся интеллект  или высокую креативность. Как  считалось ранее, а ее мотивацию. Так, например, Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская пишут: «… люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно-значимую задачу, оказываются в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные».

- Креативность (или творческость) – одна из важнейших характеристик одаренности. Творчеством созданы науки и искусства, все изобретения человеческой цивилизации. Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет прежде всего особый склад ума. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. Важное значение в процессе творчества имеют воображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности.

 В материалах исследований  психологии творчества, проведенных  в последнее время, содержатся  довольно много параметров, характеризующих  это свойство личности. У П.Торренса их четыре (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность), у В.Лоуэнфельда – восемь (умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей), у А.Н.Лука их выделено более десяти.

 «Креативность – пишет  П.Торренс – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

 Есть в его работах  и более строгое описание. Так  понятие беглость он рассматривает  как способность к продуцированию  максимально большего числа идей. Этот показатель не является  специфическим для творчества, однако, чем больше идей, тем больше  возможностей для выбора из  них наиболее оригинальных.

 Гибкость – представляет  собой способность легко переходить  от явления одного класса к  явлениям другого класса, часто  очень далеким по содержанию. Противоположное качество называют  инертностью мышления.

 Оригинальность –  один из основных показателей  креативности. Это способность выдвигать  новые, неожиданные идеи, отличающихся от широко известных, общепринятых.

 Другой полюс креативности  обозначается термином – «разработанность». Творцы могут быть условно  разделены на две большие группы: одни умеют лучше всего продуцировать  оригинальные идеи, другие детально  творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности  специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы  реализации творческой личности.

- Способности выше среднего  уровня. В данном контексте термин  «способности» имеет несколько  нетрадиционный оттенок. Здесь имеется  в виду широкий спектр явлений, таких как самые разнообразные  знания, умения и навыки, без которых  никакая творческая деятельность  невозможна – это с одной  стороны, с другой – как бы  представлены возможности их  применения в самой разнообразной  деятельности.

 В моделях, где вместо  данного качества представляется  «интеллект» понятие одаренность  неоправданно сужается и модель оказывается пригодной лишь для описания одаренности лишь в познавательной сфере. Иначе говоря, мы в этом случае, имеем дело с одним из видов частной или специальной одаренности.

 Но при этом, в некоторых  работах Дж.Рензулли данный компонент раскрывается как проявляющиеся в разных сферах способности выше среднего уровня (основные интеллектуальные способности, специальные академические способности, психологические умения и т.д.) Сходная трактовка этой позиции при описании модели Дж.Рензулли принадлежит Х.Гарднеру. Разрабатывая данный аспект модели Дж.Рензулли он расклассифицировал интеллект на, выделив семь его категорий:

    • музыкальный интеллект;
    • телесно-кинестетический
    • логико-математический
    • лингвистический
    • пространственный
    • внутреннеперсональный
    • внешнеперсональный

 Рассматриваемая схема  предполагает несколько иное, более  универсальное представление. Она  допускает как один из вариантов  и вышеизложенную трактовку. Но  если под понятием способности  рассматривать не интеллект, а  психомоторные способности, то данная  схема позволяет охарактеризовать  одаренность в спорте. Естественно, что наполнение данного компонента  другим содержанием будет соответственно  менять предметную направленность, общее же в данном случае  останется неизменным. [12, 484]

 Одаренные дети –  дети, значительно опережающие своих  сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся  специальные способности. В научной  литературе и в обыденной речи  одаренных детей нередко называют  вундеркиндами, подчеркивая тем  самым исключительный характер  их способностей.

 Среди определений  понятия «одаренный ребенок»  наиболее удачное содержится  в тексте «Рабочей концепции»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными  иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки  для таких достижений) в том  или ином виде деятельности».

 Известный специалист  в области детской одаренности  Н.Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:

    • дети с высоким IQ;
    • дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;
    • дети с высокой креативностью.

 Другой специалист  в области психологии интеллекта  М.А.Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей

    • «сообразительные»;
    • «блестящие ученики»;
    • «креативы»;
    • «компетентные»;
    • «талантливые»;
    • «мудрые».

 По многим наблюдениям  реальная педагогическая практика  научилась определять лишь три  категории одаренных детей. Именно  эти представления, что совсем  не случайно, и закладываются  в фундамент дифференциации обучения

 Первая категория одаренных – дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

 Вторая группа одаренных  – дети, достигшие успехов в каких либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще называют талантливыми

 К третьей категории  одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность») [6, с. 5]

 Существует определенная  возрастная последовательность  проявления одаренности в разных  областях. Особенно рано может  проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность  к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше  проявляются способности к математике. Общеинтеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественным своеобразием умственной деятельности.

 Одаренные дети, демонстрирующие  выдающиеся способности в какой-то  одной области иногда ничем  не отличаются от своих сверстников  во всех прочих отношениях. Однако, как правило одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.

 Одаренных детей, как  правило отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Информация о работе Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку