Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
Сущность понятия одарённости…………………………………….5
Виды одарённости…………………………………………………..15
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………………….26
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….....37
Список использованной литературы……………………………………..38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_odar.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

     а) песня            б) басня          в) закличка          г) былина     д) небылица

 

4 класс конкурсный  4 тур

1. Поменяйте буквы местами, чтобы получились другие слова (анаграммы)

               Приказ -     петлица-

               Дома -     ракета –

               Кукла -     выбор –

               Вывоз -     право –

               Марка -     потеха –

     2. Проанализируйте  ряд из четырёх слов и назовите  слово, у которого нет качества, присутствующего у всех остальных:

           Печка, свечка, утка, овечка 

           Крик, кричать, квакать, кукарекать         

           Лебедь, воробей, ворона, попугай         

           Ночь, дочь, рожь,  мышь                             

           Пароход, парной, парик, парник              

3. Закончи пословицу.

       1. Слово  не воробей -  

       2. Кончил  дело –

       3. Тише  едешь – 

       4. Как  аукнется – 

      5. Под лежачий  камень –

4.Подберите и запишите  по 2 слова в составе которых были бы корни:

- вар -,  - вед -,  - воз -,  - вод -,  - кол -,   - коп -,  - лов -,  - мер-,   - мет -,   - ход -,   - нос -.

 

5. Подберите синонимы  с  -не- к данным словам:

  Сомнение –                          ложь –                             глупость –

 Болезнь –                                     беда –                             противник –

 Возмущение –                              слякоть –

6.Укажите группу слов, в которой правильно расставлены  все ударения:

а) позво`нишь              балова`ть         на`чала

б) позвони`шь              ба`ловать         начала`

в) позвони`шь              балова`ть         на`чала

г) позвони`шь              балова`ть         начала`

7. Упасть навзничь –  это как?

а) на бок                        б) вниз головой                  в) замертво

г ) на спину, вверх лицом                 д )на живот, вниз лицом.

 

8. Вставьте  окончания

Папа купил несколько килограмм…   картофел…, апельсин…, яблок…, фасол…

9. Сколько раз встречаем  звук  -(з)- в предложении: 

                 Зина обратилась с просьбой  к Лизе.

10. Напишите слова, в которых  один звук обозначался бы двумя  буквами, а одна буква обозначала  бы два звука.                                                

11. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие  из них он включил в список  неправильно?

Ком,  дама, мак,  карман, дамка, ад, мандат, дно,  ода, мода, дан, анаконда.

12. Напиши по два прилагательных, подходящих по смыслу существительным.

Хлеб, ландыш, речка, метро   

13. В каких словосочетаниях  существительные находятся в  Винительном падеже?

1. Читает книгу;  2. висит  на стене;  3. рисует карандашом;  4. рассказал о поездке; 

5. повесил на стену;  6. вылетел в окно   

14. Замените существительные  мужского рода существительными  женского рода:

Гусь, заяц, индюк, лось, медведь, морж, осёл, баран, боров, петух, селезень.

15. Запишите 4 пословицы в которых встречается слово «семь». 

 

 

 

 

 

4 класс конкурсный  5 тур

 

1. Придумать как можно  большее количество слов с  таким расчетом, чтобы в каждом  слове не менее двух раз  повторялось  название нот (фа-ми-лия).

2. Составить из имеющихся  букв наибольшее количество слов (имён существительных в именительном  падеже).

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

3. Заменить фразеологические  обороты синонимами:

а) в час по чайной ложке; б )рукой подать; в)повесить нос; г)набрать в рот воды; д)себе на уме; е) гонять лодыря; ж) во все лопатки; з) раз, два и обчелся; и) куры не клюют; к) кожа да кости.

4. Придумайте к словам  свою рифму, так чтобы они складно  звучали:

а) задача -  удача – иначе – дача -……..

б) стрекоза – глаза – гроза – слеза -……

в) апрель – капель -  свирель – трель -….

5. Подберите глаголы, характеризующие  ветер в различные времена  года. Образец: Весенний ветер   играет, ласкает, оживляет, веет, целует, усыпляет, манит.

 Осенний ветер … .

Зимний ветер … .

Летний ветер … .

6. Что это?

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

7. Вспомните и запишите  русские пословицы, похожие с  этими по смыслу.

          1. Верблюда под мостом не спрячешь  (Афганистан)

          2. Всё хорошо в своё время.  (Англия)

          3. Сын леопарда – тоже леопард.   (Африка)

          4. Куда лопата ведёт, туда вода  течёт.  (Тибет)

          5. После обеда приходится платить.  (Англия)

8. Дайте парное соответствие  мужского рода к женским названиям  профессий.

    Доярка, маникюрша, медсестра, стюардесса 

9. Что общего и различного  в словах учитель и ученик?

10. Из каждой строчки  выберите лишь те буквы, которые  не повторяются, и составьте из  них пожелание.

АОБООУАДА  -    _______________

ИПЬРТПЕИР    -    _______________

ЭПВФЭСФПЕ   -    _______________

ВЮЛГВДЛАЮ  -    _______________

ЗУСКЗУЧКА      -   ---------------------------

ОАСАОТАЛО   -   ________________

Заключение

 В курсовой работе в теоретической части мы рассматривали значение понятия одаренности, виды и требования к знаниям, умениям и  навыкам учащихся по русскому языку предъявляемые учебной программой. Из всего вышеизложенного материала вытекают следующие выводы:

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности

На основе рассмотрения элементов теоретической части дипломной работы, и полученных с ее помощью знаний мы сделали практическую часть, в которой проанализировали работу учителей начальных классов с одарёнными учащимися, выяснили знание стимулирующих занятий и разработали тематическое планирование для 4 класса, рассмотрели вопрос об олимпиадном движении.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута. Тематическое планирование стимулирующих занятий и тренировочные олимпиадные задания могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бекетова З. Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы. //Завуч, № 7. -  2004. - с. 83
  2. Дидактический материал по русскому языку: 4-й класс: Пособие для учителя / И.И. Гаптар, Г.А. Гвоздович, Ю.А. Гурская и др.; Под ред. Т.А. Дикун. – мн.: Лексис, 2002. – 202 с.
  3. Изучаем язык, развиваем речь / А.В. Верниковская // Пачатковая школа. – Мн.: 2012. - №10. – с.3-13
  4. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224 с.
  5. Ляликова, М.Г. Планирование и работа с одарёнными детьми по русскому языку. 2-4 классы / М.Г. Ляликова, Т.А. Астапенко, Л.Д. Мархель. – Мозырь: Содействие, 2011. – 180 с.
  6. Никитин Б., Никитина Л. Одаренность и дети. //Детское творчество. – 1999. – №6. – с. 5.
  7. Основы  педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик. Под ред. А.И. Жука. – Мн.: Аверсев, 2003. – 349 с.
  8. Психология одаренности  детей и подростков. / Сост. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., и др./ Ред.Лейтес Н.С. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
  9. Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман – 3-е изд., стереотипное. – Мн.: «Тетра Системс», 2002. – 256 с.
  10. Развитие познавательного интереса младших школьников / С.П. Емельянова // Пачатковае навучанне. – Мн.: 2012. - №3. – с.10-15
  11. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев. Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Изд. центр Академия, 2002. – 576 с.
  12. Сосновский Б.А.Психология: Учебник для педагогических вузов / Под  ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
  13. Степаненков, Н.К. Педагогика: Учебное пособие. – Мн.: изд. Скакун В.М., 1998. – 448 с.
  14. Стимулирующие занятия по русскому языку / Г.И. Мохначёва // Пачатковае навучанне. – Мн.: 2011. - №9. – с.63-64
  15. Стимулирующие занятия по русскому языку / Г.И. Мохначёва // Пачатковае навучанне. – Мн.: 2011. - №10. – с.64-65
  16. Стимулирующие занятия по русскому языку / Г.И. Мохначёва // Пачатковае навучанне. – Мн.: 2012. - №3. – с.26-27
  17. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.
  18. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения I – IV классы, 2011. –  239 с.
  19. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Універсітэцкая, 1998. – 560 с.
  20. Шумакова Н.Б. Система обучения и развития одарённых школьников // Одаренный ребёнок, 2005. -  № 6. -  с.39-42

 

 


Информация о работе Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку