Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
Сущность понятия одарённости…………………………………….5
Виды одарённости…………………………………………………..15
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………………….26
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….....37
Список использованной литературы……………………………………..38

Файлы: 1 файл

Kursovaya_odar.docx

— 92.22 Кб (Скачать файл)

 Причины скрытой одаренности  во многом связаны с наличием  особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития  и интеграции способностей и  существенно искажают формы проявления  одаренности.

 Выявление детей со  скрытой одаренностью ни в  коем случае не может сводиться  к одномоментному психодиагностическому  обследованию больших групп. Идентификация  детей с таким видом одаренности  – это длительный процесс, основанный  на использовании многоуровневого  комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми и т.д.

4. По критерию «широта  проявления в различных видах  деятельности» можно выделить:

    • общую одаренность;
    • специальную одаренность.

 Общая одаренность  проявляется по отношению к  различным видам деятельности и выступают в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

 Общая одаренность  определяет уровень понимания  происходящего, глубину эмоциональной  и мотивационной вовлеченности  в деятельность, эффективность целеполагания  и саморегуляции.

 Специальная одаренность  обнаруживает себя в конкретных  видах деятельности и может  быть определена лишь в отношении  отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.)

 Общая одаренность  связана со специальными видами  одаренности. В частности, под влиянием  общей одаренности проявления  специальной одаренности выходят  на качественно более высокий  уровень освоения конкретной  деятельности. В свою очередь  специальная одаренность оказывает  влияние на избирательную специализацию  общих психологических ресурсов  личности, усиливая тем самым  индивидуальное своеобразие и  самобытность одаренного ребенка.

5. По критерию «особенности  возрастного развития» можно  дифференцировать:

    • раннюю одаренность;
    • позднюю одаренность.

 Решающим показателем  здесь выступают темп психического  развития ребенка, а также возрастные  этапы, на которых одаренность  проявляется в явном виде. Необходимо  учитывать, что ускоренное психическое  развитие раннее обнаружение  дарований далеко не всегда  связано с высокими достижениями  в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

 Примером ранней одаренности  являются дети, которые получили  название «вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок. Как правило, дошкольного  или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами  в каком-либо определенном виде  деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди  таких детей занимают интеллектуальные  вундеркинды. Это не по годам  развитые дети, чьи возможности  проявляются в крайне высоком  опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию. [4, с. 110]

 Итак, любой индивидуальный  случай детской одаренности может  быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика – это возможность и, вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам  учащихся по русскому языку в начальной школе

Цель обучения русскому языку во II—IV классах — формирование и развитие у учащихся умений и навыков эффективного владения языком (в устной и письменной форме) в различных ситуациях общения.

Задачи курса русского языка во II—IV классах:

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами языка;

• формирование языкового чутья, осознания эстетической ценности языка как части русской национальной культуры;

• формирование представлений о многоуровневом характере русского языка, его фонетике, графике, лексике, грамматике;

• усвоение знаний из области фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса, словообразования;

• обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;

• формирование коммуникативно-речевых умений и навыков;

• овладение всеми видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);

• формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, а также навыков каллиграфического письма. [18. с. 41]

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса

1. Устная и письменная речь.

Учащиеся должны знать: об устной и письменной речи; о диалогической и монологической речи. Учащиеся должны уметь:

различать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь;

пересказывать прочитанный или прослушанный текст; вести диалог на бытовые, учебные темы; уместно использовать формулы речевого этикета.

2. Звуки и буквы. Учащиеся должны знать:

   о звуках и буквах;

о гласных и согласных звуках;

о слогообразующей роли гласных звуков;

буквы для обозначения гласных и согласных звуков;

алфавит;

о твердых и мягких согласных звуках (парных и непарных); об обозначении на письме твердости и мягкости согласных звуков;

о звонких и глухих согласных звуках (парных и непарных); о способе проверки написания парных звонких и глухих согласных (поставить проверяемый звук перед гласным); об ударении в слове;

об ударных и безударных гласных звуках (слогах) в слове; о способе проверки написания слов с безударными гласными (поставить проверяемый звук под ударение); правила переноса слов по слогам; правила написания разделительного ь;

правила написания буквосочетаний жи— ши, же—ше, ча¬ща, чу — щу, чк, чн.

Учащиеся должны уметь: правильно произносить все звуки речи;

выделять в последовательном порядке все звуки, составляющие слово;

соотносить звуки и обозначающие их буквы; располагать слова в алфавитном порядке; различать гласные и согласные звуки; обозначать гласные и согласные звуки буквами; делить слова на слоги;

переносить слова с одной строки на другую по слогам; различать и обозначать на письме мягкие и твердые согласные звуки (парные и непарные);

различать и обозначать на письме звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные);

проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными (ставить проверяемый звук перед гласным);

определять в слове ударный и безударные гласные (слоги); проверять написание слов с безударными гласными (ставить проверяемый звук под ударение);

грамотно писать слова с буквосочетаниями жи—ши, же—ше, ча—ща, чу—щу, чк, чн;

грамотно писать изученные слова с разделительным ь; производить (полный и частичный) устный звукобуквенный анализ слов, в том числе слов с безударными гласными в первом предударном слоге (гора, река), а также с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова (гриб, узкий ).

3. Слово.

Учащиеся должны знать:

о словах с близким и противоположным значением; о словах — названиях предметов, названиях признаков предметов, названиях действий предметов; о предлогах;

об орфографическом словаре. Учащиеся должны уметь:

находить в тексте слова с близким и противоположным значением;

пользоваться школьным орфографическим словарем; ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, признаки предметов, действия предметов;

отличать предлоги от слов — названий предметов, названий признаков предметов, названий действий предметов;

правильно употреблять в речи предлоги, не совпадающие в русском и белорусском языках.

4. Части слова. Учащиеся должны знать:

о корне слова, об однокоренных словах; определение корня слова;

правила проверки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова. Учащиеся должны уметь:

находить в тексте и подбирать однокоренные слова; выделять корень слова;

применять на письме правила проверки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.

5. Предложение. Учащиеся должны знать: признаки предложения;

о различных по дели высказывания предложениях; как грамотно (интонационно и пунктуационно) оформляются начало, конец предложения;

о прописной букве в начале предложений, в именах собственных.

Учащиеся должны уметь:

определять границы предложения на основе смысла и интонации;

строить различные но цели высказывания предложения, правильно их интонировать и оформлять на письме (ставить соответствующие знаки препинания в конце предложений);

употреблять прописную букву в начале предложений, в именах собственных.

6. Текст.

Учащиеся должны знать:

о признаках текста (тема, основная мысль, заголовок); о строении текста (начало, основная часть, концовка). Учащиеся должны уметь: отличать текст от набора предложений; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать тексты;

выделять начало, основную часть, концовку текста;

строить связное устное высказывание по картине, по серии сюжетных картинок;

письменно пересказывать текст по вопросам.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3 класса

1. Текст.

Учащиеся должны знать:

об основной мысли текста, способах ее выражения; о плане текста;

о текстах повествовательных и описательных. Учащиеся должны уметь: определять тему, основную мысль текстов; составлять (коллективно) план текста;

составлять текст по заданной ситуации, по картине (устно); пересказывать текст-повествование и текст-описание по заданному или коллективно составленному плану; строить диалоги с учетом речевой ситуации.

2. Предложение. Учащиеся должны знать: об обращении;

о главных и второстепенных (без деления на виды) членах предложения;

о типах предложений по цели высказывания (повествовательном, вопросительном и побудительном) и по интонации (восклицательное и невосклицательное);

правила постановки знаков препинания в конце предложений. Учащиеся должны уметь:

различать и конструировать предложения разных типов по цели высказывания и по интонации;

правильно оформлять эти предложения в письменной речи; находить в предложении подлежащее и сказуемое; находить в предложении второстепенные члены предложения (без деления на виды);

устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять словосочетания в составе предложения;

правильно ставить знаки препинания в конце предложений.

3. Слово.

Учащиеся должны знать: о словах с прямым и переносным значением; определение синонимов и антонимов; о толковом словаре. Учащиеся должны уметь: определять прямое и переносное значение слов; правильно употреблять русско-белорусские межъязыковые омонимы (рус. трус — бел. трус);

находить в тексте и подбирать к словам синонимы, антонимы; пользоваться толковым словарем.

4. Состав слова. Правописание слов.

Учащиеся должны знать:

части слова (окончание, корень, приставку, суффикс), их роль в слове;

об орфограмме как написании, которое надо проверять; способы проверки безударных гласных в корнях слов (изменение слова или подбор однокоренных слов);

правила написания парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; правила переноса слов с приставками;

правописание гласных и согласных звуков в приставках в-, до-, за-, над-, на-, с-, от-, по-, под-, про-;

правило написания слов с разделительным ъ. Учащиеся должны уметь:

выделять в слове окончание, суффикс, корень, приставку; подбирать однокоренные слова и слова с заданными приставками и суффиксами;

находить чередующиеся согласные в корнях однокоренных слов;

находить в словах орфограммы на изученные правила; проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; переносить слова с приставками;

Информация о работе Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку