Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа психолого-педагогической литературы.
Задачи:
ü проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
ü выделить основные требования предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические вопросы детской одаренности
в психолого-педагогической литературе…………………………………5
Сущность понятия одарённости…………………………………….5
Виды одарённости…………………………………………………..15
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся по русскому языку
в начальной школе…………………………………………………………20
Глава II. Методические основы работы с одарёнными детьми
по русскому языку…………………………………………………………26
2.1. Анализ работы учителей начальных классов с одарёнными
Учащимися………………………………………………………………….26
2.2. Стимулирующие занятия как способ………………………………28
2.3. Олимпиадные движения……………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………….....37
Список использованной литературы……………………………………..38
Причины скрытой одаренности
во многом связаны с наличием
особых психологических
Выявление детей со
скрытой одаренностью ни в
коем случае не может
4. По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить:
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступают в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.
Специальная одаренность
обнаруживает себя в
Общая одаренность
связана со специальными
5. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
Решающим показателем
здесь выступают темп
Примером ранней одаренности
являются дети, которые получили
название «вундеркиндов». «Вундеркинд»
(буквально – «чудесный
Итак, любой индивидуальный
случай детской одаренности
1.3. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку в начальной школе
Цель обучения русскому языку во II—IV классах — формирование и развитие у учащихся умений и навыков эффективного владения языком (в устной и письменной форме) в различных ситуациях общения.
Задачи курса русского языка во II—IV классах:
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных качеств личности средствами языка;
• формирование языкового чутья, осознания эстетической ценности языка как части русской национальной культуры;
• формирование представлений о многоуровневом характере русского языка, его фонетике, графике, лексике, грамматике;
• усвоение знаний из области фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса, словообразования;
• обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся;
• формирование коммуникативно-речевых умений и навыков;
• овладение всеми видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо);
• формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков, а также навыков каллиграфического письма. [18. с. 41]
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 2 класса
1. Устная и письменная речь.
Учащиеся должны знать: об устной и письменной речи; о диалогической и монологической речи. Учащиеся должны уметь:
различать устную и письменную, монологическую и диалогическую речь;
пересказывать прочитанный или прослушанный текст; вести диалог на бытовые, учебные темы; уместно использовать формулы речевого этикета.
2. Звуки и буквы. Учащиеся должны знать:
о звуках и буквах;
о гласных и согласных звуках;
о слогообразующей роли гласных звуков;
буквы для обозначения гласных и согласных звуков;
алфавит;
о твердых и мягких согласных звуках (парных и непарных); об обозначении на письме твердости и мягкости согласных звуков;
о звонких и глухих согласных звуках (парных и непарных); о способе проверки написания парных звонких и глухих согласных (поставить проверяемый звук перед гласным); об ударении в слове;
об ударных и безударных гласных звуках (слогах) в слове; о способе проверки написания слов с безударными гласными (поставить проверяемый звук под ударение); правила переноса слов по слогам; правила написания разделительного ь;
правила написания буквосочетаний жи— ши, же—ше, ча¬ща, чу — щу, чк, чн.
Учащиеся должны уметь: правильно произносить все звуки речи;
выделять в последовательном порядке все звуки, составляющие слово;
соотносить звуки и обозначающие их буквы; располагать слова в алфавитном порядке; различать гласные и согласные звуки; обозначать гласные и согласные звуки буквами; делить слова на слоги;
переносить слова с одной строки на другую по слогам; различать и обозначать на письме мягкие и твердые согласные звуки (парные и непарные);
различать и обозначать на письме звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные);
проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными (ставить проверяемый звук перед гласным);
определять в слове ударный и безударные гласные (слоги); проверять написание слов с безударными гласными (ставить проверяемый звук под ударение);
грамотно писать слова с буквосочетаниями жи—ши, же—ше, ча—ща, чу—щу, чк, чн;
грамотно писать изученные слова с разделительным ь; производить (полный и частичный) устный звукобуквенный анализ слов, в том числе слов с безударными гласными в первом предударном слоге (гора, река), а также с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слова (гриб, узкий ).
3. Слово.
Учащиеся должны знать:
о словах с близким и противоположным значением; о словах — названиях предметов, названиях признаков предметов, названиях действий предметов; о предлогах;
об орфографическом словаре. Учащиеся должны уметь:
находить в тексте слова с близким и противоположным значением;
пользоваться школьным орфографическим словарем; ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, признаки предметов, действия предметов;
отличать предлоги от слов — названий предметов, названий признаков предметов, названий действий предметов;
правильно употреблять в речи предлоги, не совпадающие в русском и белорусском языках.
4. Части слова. Учащиеся должны знать:
о корне слова, об однокоренных словах; определение корня слова;
правила проверки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова. Учащиеся должны уметь:
находить в тексте и подбирать однокоренные слова; выделять корень слова;
применять на письме правила проверки правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
5. Предложение. Учащиеся должны знать: признаки предложения;
о различных по дели высказывания предложениях; как грамотно (интонационно и пунктуационно) оформляются начало, конец предложения;
о прописной букве в начале предложений, в именах собственных.
Учащиеся должны уметь:
определять границы предложения на основе смысла и интонации;
строить различные но цели высказывания предложения, правильно их интонировать и оформлять на письме (ставить соответствующие знаки препинания в конце предложений);
употреблять прописную букву в начале предложений, в именах собственных.
6. Текст.
Учащиеся должны знать:
о признаках текста (тема, основная мысль, заголовок); о строении текста (начало, основная часть, концовка). Учащиеся должны уметь: отличать текст от набора предложений; определять тему и основную мысль текста; озаглавливать тексты;
выделять начало, основную часть, концовку текста;
строить связное устное высказывание по картине, по серии сюжетных картинок;
письменно пересказывать текст по вопросам.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 3 класса
1. Текст.
Учащиеся должны знать:
об основной мысли текста, способах ее выражения; о плане текста;
о текстах повествовательных и описательных. Учащиеся должны уметь: определять тему, основную мысль текстов; составлять (коллективно) план текста;
составлять текст по заданной ситуации, по картине (устно); пересказывать текст-повествование и текст-описание по заданному или коллективно составленному плану; строить диалоги с учетом речевой ситуации.
2. Предложение. Учащиеся должны знать: об обращении;
о главных и второстепенных (без деления на виды) членах предложения;
о типах предложений по цели высказывания (повествовательном, вопросительном и побудительном) и по интонации (восклицательное и невосклицательное);
правила постановки знаков препинания в конце предложений. Учащиеся должны уметь:
различать и конструировать предложения разных типов по цели высказывания и по интонации;
правильно оформлять эти предложения в письменной речи; находить в предложении подлежащее и сказуемое; находить в предложении второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять словосочетания в составе предложения;
правильно ставить знаки препинания в конце предложений.
3. Слово.
Учащиеся должны знать: о словах с прямым и переносным значением; определение синонимов и антонимов; о толковом словаре. Учащиеся должны уметь: определять прямое и переносное значение слов; правильно употреблять русско-белорусские межъязыковые омонимы (рус. трус — бел. трус);
находить в тексте и подбирать к словам синонимы, антонимы; пользоваться толковым словарем.
4. Состав слова. Правописание слов.
Учащиеся должны знать:
части слова (окончание, корень, приставку, суффикс), их роль в слове;
об орфограмме как написании, которое надо проверять; способы проверки безударных гласных в корнях слов (изменение слова или подбор однокоренных слов);
правила написания парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; правила переноса слов с приставками;
правописание гласных и согласных звуков в приставках в-, до-, за-, над-, на-, с-, от-, по-, под-, про-;
правило написания слов с разделительным ъ. Учащиеся должны уметь:
выделять в слове окончание, суффикс, корень, приставку; подбирать однокоренные слова и слова с заданными приставками и суффиксами;
находить чередующиеся согласные в корнях однокоренных слов;
находить в словах орфограммы на изученные правила; проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; переносить слова с приставками;
Информация о работе Методические основы работы с одарёнными детьми по русскому языку