Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа
Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить степень работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Объект исследования: педагогически запущенные дети
Предмет исследования: методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Цель исследования: изучить методику и технологию работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности……………………………………………………………………...7
1.2. Социально-педагогические методики и технологии с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………………………….14
1.3.Направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей…………………………………………………………………...………….20
Выводы по главе I………………………………………………………………..24
Глава II. Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………………………..25
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………………………………………………………………..25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………29
2.3. Рекомендации социальному педагогу по профилактике педагогической запущенности у детей ………………………………………………………….35
Выводы по главе II………………………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………………43
Литература………………………………………………………
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
Психолого-педагогический факультет
Кафедра социальной работы, сервиса и туризма
Выполнила:
АржаткинаТ.Ю.,
студентка II курса
очной формы обучения,
направление «Психолого-
профиль «Психология
22 группа
Курсовая работа
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ДЕТЬМИ
«Допущена к защите»
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор
____________ Валеева Е.В.
Арзамас
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы исследования
педагогической запущенности детей в
психолого-педагогической литературе……………………………………………………
1.1. Различные подходы к проблеме исследования
педагогической запущенности………………………………………………
1.2. Социально-педагогические методики и
технологии с педагогически запущенными
детьми………………………………………………………………
1.3.Направления работы
Выводы по главе I………………………………………………………………..24
Глава II. Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………………………..25
2.1. Характеристика объекта и
методов исследования…………………………
2.2. Анализ результатов
2.3. Рекомендации социальному
Выводы по главе II………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Тема педагогической запущенности приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребенка, но и к его личности. Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой, его «объектностью», что тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков, одновременно формируя такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность и мотивации поведения личности. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей), с другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии), а, значит, проявляется в определенной позиции его личности, характеризующейся неразвитостью всех свойств субъекта самосознания, общения и деятельности, формируя явление педагогической запущенности.
Характеризуя состояние изучаемой проблемы в психолого-педагогической литературе, сложилось противоречие между необходимостью организации работы социального педагога с педагогически запущенными детьми и недостаточной профилактики педагогической запущенности детей.
Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить степень работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Объект исследования: педагогически запущенные дети
Предмет исследования: методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Цель исследования: изучить методику и технологию работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что: адекватно подобранные методы диагностики и своевременное выявление педагогической запущенности, позволят разработать рекомендации социальному педагогу по работе с педагогически запущенными детьми.
На основе объекта, предмета, цели и гипотезы мы сформулировали следующие задачи:
1.Изучить различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности.
2.Выявить социально-
3.Раскрыть основные направлени
4. Разработать рекомендации социальному педагогу по профилактике педагогической запущенности у детей.
Методологическими основами исследования послужили концептуальные положения психологии об объективных зонах развития психики (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), также труды Медведева и Давыдова, в литературе А. С. Белкина.
Теоретическими основами исследования являются работы: диагностическая программа В.Г.Баженова, программа работы школы с педагогически запущенными учащимися А.А. Невского, психологическая концепция педагогической запущенности С.А. Беличевой, концепция педагогической запущенности Р.В. Овчаровой и другие.
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
Экспериментальной базой исследования явилось МАОУ СОШ №2 г. Первомайска, Нижегородской области. В исследовании принимали участие ученики 7 класса в количестве 24 человек, из них 15 девочек и 9 мальчиков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в обобщении материалов по проблеме педагогической запущенности у детей: рассмотрены подходы к изучению педагогической, изучены причины возникновения педагогической запущенности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены склонности подростков к педагогической запущенности, разработаны рекомендации социальному педагогу по профилактике педагогической запущенности у детей. Данные результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы социальными педагогами, школьными психологами в целях социально-педагогической работы по профилактике социальных отклонений у детей, склонных к наркомании. Материалы исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке учителей, классных руководителей, социальных педагогов, психологов; на курсах повышения квалификации для социальных педагогов; студентами в период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении.
Структура работы: введение, две главы, выводы и заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей в психолого-педагогической литературе.
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Однако в психолого-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории и практике часто употребляется как синоним понятию "трудные" дети. Понятие "педагогической запущенности" характеризует историю воспитания ребенка, а "трудный" - говорит о результатах такого воспитания. "Педагогически запущенный" рано или поздно становится "трудным" [14,с.67].
Российская педагогическая энциклопедия понятие "педагогическая запущенность" рассматривает, как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания.[42,с.45]. Педагогический словарь, под редакцией Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [34,с.78].
В Педагогической
Все рассмотренные понятия, на наш взгляд, синонимичны, т.к. имеют общую основу, выраженную в наличии социально-педагогических проблем разного рода. Именно поэтому в нашей работе мы будем оперировать мнением названных авторов.
Проанализировав данные подходы к определению педагогической запущенности, выделив общие черты, на которые указывают авторы, мы будем придерживаться следующего определения.
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами[14,с.34]. Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента (Э.С. Заседателевой):
Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность[11,с.56].
Проблема педагогической запущенности самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она может фигурировать в различных формах, имея разные причины, следствия и локус жалобы (их так же изучила и выделила Э.С. Заседателева).