Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить степень работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Объект исследования: педагогически запущенные дети
Предмет исследования: методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Цель исследования: изучить методику и технологию работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности……………………………………………………………………...7
1.2. Социально-педагогические методики и технологии с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………………………….14
1.3.Направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей…………………………………………………………………...………….20
Выводы по главе I………………………………………………………………..24
Глава II. Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………………………..25
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………………………………………………………………..25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………29
2.3. Рекомендации социальному педагогу по профилактике педагогической запущенности у детей ………………………………………………………….35
Выводы по главе II………………………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………………43
Литература………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Titulny_list.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

2. Коррекция недостатков нравственного  развития и физического.

На этом этапе будут решаться важнейшие задачи нравственно - правового воспитания учащихся и на основе решений искорениться у определенных учащихся эгоизм, равнодушное отношение к людям, безответственность, лень, неисполнительность, недисциплинированность, самоуверенность, заносчивость и другие недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива. Эта работа предусматривается в разделах перспективного плана; где отражается формирование учебного коллектива, формирование у учащихся основ научного мировоззрения и идейной убежденности, их нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание и укрепление здоровья учащихся.

3. Воспитание правильного отношения  к закону и навыков правомерного  поведения.

На данном этапе происходит преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением, посредствам встреч с работниками милиции, суда и прокуратуры, правового просвещения родителей; проведение тематических лекций и бесед. Работа находит отражение в тех разделах перспективного плана, где предусматривается нравственное воспитание учащихся.

4. Работа с неуспевающими учащимися.

Работа этого направления предусматривает обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях. Работа будет эффективна при использовании индивидуального подхода к учащемуся на уроке, дополнительных учебных занятий, привлечения учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создания нормальных условий, труда и отдыха подростков в семье, поощрения за успехи в учебе.

Указанная работа может найти отражение почти во всех разделах перспективного плана, но, прежде всего там, где предусматривается формирование коллектива учащихся, воспитания у них основ научного мировоззрения, эстетическое воспитание.

5. Преодоление недостатков физического  развития и формирование правильного понимания здорового образа жизни.

Целью данного направления работы будет выработка у педагогически запущенных подростков привычки к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечение от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитание отрицательного отношение к курению, алкоголю, наркомании, формирование необходимых гигиенических навыков и привычек. Работа планируется в связи с решением общих задач физического воспитания учащихся.

6. Работа с родителями педагогически  запущенных учащихся.

Наиболее важный этап нашей работы – это изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.

7. Половое воспитание.

Наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями на данном этапе работы с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения, в необходимых случаях - борьба с половыми извращениями[14,с.82].

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей.

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др[13,с.87].

 Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу.

Понятия "дезадаптированные дети" и "дети с отклоняющимся (девиантным) поведением" имеют социальный, или скорее социально - психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними[2,с.55].

При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми[30,с.70].

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые 
соответственно можно разделить на две группы:

1.организационные социально-педагогические  технологии;

2.социально-педагогические технологии  индивидуальной  работы[18,с.82].

Организационные социально-педагогические технологии. 
В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие.

1. Формирование банка данных  детей и подростков группы риска. 
Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. 
Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок. 
Социальный педагог изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. 
Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога. 
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью. 
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. 
4. Обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. 
5.Консультирование. 
Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, учителей и других лиц при их обращении. 
6.Межведомственные связи социального педагога. 
Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, другими задействованными в этой работе лицами. Межведомственные связи социального педагога реализуются с ограничениями, обусловленными соблюдением норм конфиденциальности и тайны клиента[18,с.95]. 
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. 
Они также имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение: 
- во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во время, и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка; 
-во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной, социально-педагогической ситуации;

-в-третьих, сам по себе может  рассматриваться как инструмент  стабилизации положения ребёнка, ибо как показывает практика  социально-педагогической работы, примерно  в 10% случаев самого факта педагогического  внимания к проблемам ребёнка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия[18,с.102]. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Таким образом, в данной главе были рассмотрены различные подходы к  определению понятия «педагогическая запущенность», выявление негативных факторов, влияющих на возникновение педагогической запущенности. И так мы определили, что педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

Так как педагогическая запущенность - явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов деятельность социального педагога по ее преодолению требует специальной работы при обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.

Также мы изучили социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными детьми, их принципы. Что вообще такое технологии и социальные технологии. Какие они бывают.

Ещё в этой главе мы узнали направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей. Какими способами можно это избежать.

Таким образом, всё выше изученное представляет собой  понятие педагогической запущенности, социально-педагогические технологии работы с ней и направления работы социального педагога по  её профилактике.

 

 

 

 

Глава 2. Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми

2.1. Характеристика объекта  и методов исследования

Теоретический анализ проблемы педагогически запущенных детей, стал основанием экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №2 г. Первомайска, Нижегородской области. В состав испытуемых вошли ученики 7 класса в количестве 24 человек, из них 15 девочек и 9 мальчиков. Возраст учащихся от 13 до 14 лет. В исследовании принимали участие подростки из полных семей. Образование родителей высшее и среднее профессиональное. Родители работают  в сфере торговли, промышленности, медицинского страхования, а также в сфере частного предпринимательства.

С целью выявления педагогической запущенности в исследовании мы использовали следующие методики:

-Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению(СПО) А.Н.Орёл.

- Фрейбурская анкета агрессивности.

- Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей Овчаровой.

Для изучения представлений о педагогической запущенности подростков и с последующей разработкой психолого-педагогических методов профилактики и склонности к педагогической запущенности было проведено исследование с помощью СПО А.Н.Орёл.

Методика содержит «закрытые» вопросы (с предложенными вариантами ответов).

Методика направлена на  диагностику выявление отклоняющегося поведения у подростков и склонности к нему (см. Приложение1).

Исследование носило анонимный характер. Подростки отмечали только свой класс. В инструкции указывалось необходимость ответов собственного мнения, а не общепринятой пропагандой или установкой. Отмечалась необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.

Использование методики позволяет выявить отклоняющееся поведение в коллективе.

1)высокий уровень отклоняющегося поведения у детей отмечается при:

- умении ответить на все вопросы

-негативное отношение  к окружающим детям

-выявления признаков отклоняющегося  поведения.

2) средний уровень отмечается при :

- умение ответить на 50% вопросов

-проявление склонности отклоняющегося  поведения.

3)низкий уровень при:

- умении ответить на небольшое количество вопросов или не умение вообще ответить

- нет склонностей к  отклоняющемуся поведению

-хорошее отношение  к окружающим детям.

Фрейбурская анкета агрессивности позволяет увидеть агрессивные особенности подростка, которые помогают выявить агрессивность личности подростков – их отношения к сверстникам, проявления агрессии к родителям.

При помощи указанной анкеты мы выявляем типы агрессивности, присущих подросткам. Присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. В случае яркой выраженности основные черты характера становятся типами агрессивности. Сопоставив эти результаты, с результатами полученными в ходе методики, мы можем определить, склонность подростка к педагогической запущенности.

Анкета состоит из небольшого количества вопросов. В ходе проведения исследования подростки должны выбрать подходящий им ответ.  Выборы, которые производятся испытуемыми,  заносятся на лист с анкетой (см. приложение 2).

Информация о работе Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми