Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа
Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить степень работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Объект исследования: педагогически запущенные дети
Предмет исследования: методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Цель исследования: изучить методику и технологию работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности……………………………………………………………………...7
1.2. Социально-педагогические методики и технологии с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………………………….14
1.3.Направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей…………………………………………………………………...………….20
Выводы по главе I………………………………………………………………..24
Глава II. Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………………………..25
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………………………………………………………………..25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………29
2.3. Рекомендации социальному педагогу по профилактике педагогической запущенности у детей ………………………………………………………….35
Выводы по главе II………………………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………………43
Литература………………………………………………………
2. Коррекция недостатков
На этом этапе будут решаться важнейшие задачи нравственно - правового воспитания учащихся и на основе решений искорениться у определенных учащихся эгоизм, равнодушное отношение к людям, безответственность, лень, неисполнительность, недисциплинированность, самоуверенность, заносчивость и другие недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива. Эта работа предусматривается в разделах перспективного плана; где отражается формирование учебного коллектива, формирование у учащихся основ научного мировоззрения и идейной убежденности, их нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание и укрепление здоровья учащихся.
3. Воспитание правильного
На данном этапе происходит преодоление неуважительного отношения к закону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением, посредствам встреч с работниками милиции, суда и прокуратуры, правового просвещения родителей; проведение тематических лекций и бесед. Работа находит отражение в тех разделах перспективного плана, где предусматривается нравственное воспитание учащихся.
4. Работа с неуспевающими
Работа этого направления предусматривает обучение учащихся приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях, воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувства уверенности в своих силах и способностях. Работа будет эффективна при использовании индивидуального подхода к учащемуся на уроке, дополнительных учебных занятий, привлечения учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера, создания нормальных условий, труда и отдыха подростков в семье, поощрения за успехи в учебе.
Указанная работа может найти отражение почти во всех разделах перспективного плана, но, прежде всего там, где предусматривается формирование коллектива учащихся, воспитания у них основ научного мировоззрения, эстетическое воспитание.
5. Преодоление недостатков
Целью данного направления работы будет выработка у педагогически запущенных подростков привычки к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечение от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитание отрицательного отношение к курению, алкоголю, наркомании, формирование необходимых гигиенических навыков и привычек. Работа планируется в связи с решением общих задач физического воспитания учащихся.
6. Работа с родителями
Наиболее важный этап нашей работы – это изучение условий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовое просвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков, принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
7. Половое воспитание.
Наряду с решением общих по отношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильного отношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимных отношений) дополнительными целями на данном этапе работы с педагогически запущенными учащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности, неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарного поведения, в необходимых случаях - борьба с половыми извращениями[14,с.82].
1.3. Направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей.
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др[13,с.87].
Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу.
Понятия "дезадаптированные дети" и "дети с отклоняющимся (девиантным) поведением" имеют социальный, или скорее социально - психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой — на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними[2,с.55].
При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми[30,с.70].
Каждая из выделенных составляющих работы
социального педагога должна быть обеспечена
своими социально-педагогическими технологиями,
которые
соответственно можно разделить на две группы:
1.организационные социально-
2.социально-педагогические
Организационные социально-педагогические
технологии.
В целом они направлены на выявление детей
группы риска, диагностику их проблем,
разработку программ индивидуально-групповой
работы и обеспечение условий их реализации.
Эти функциональные направления деятельности
социального педагога обусловливают необходимые
этапы и составляющие.
1. Формирование банка данных
детей и подростков группы риска.
Данная функция выделяется в деятельности
социального педагога как ключевая, так
как позволяет организовать взаимодействие
различных структур, решающих проблемы
несовершеннолетних.
2. Диагностика проблем личностного и социального
развития детей и подростков, попадающих
в сферу деятельности социального педагога.
Данная функция необходима для уточнения
социальных и психолого-педагогических
особенностей каждого ребенка, сведения
о котором поступили в банк данных. Для
этого социальный педагог работает с ребенком,
с классным руководителем, учителями,
родителями с целью выяснения ситуации,
в которой находится ребенок.
Социальный педагог изучает индивидуальные особенности
ребенка и выявляет его интересы и потребности,
трудности и проблемы, конфликтные ситуации,
отклонения в поведении, определяет их
причины, отслеживает истоки возникновения
конфликтных ситуаций; исследует условия
и особенности отношений микросреды жизнедеятельности
ребенка.
Социальный педагог использует в работе
апробированный и утвержденный пакет
психолого-педагогической диагностики.
При этом важнейшим инструментом педагогической
диагностики выступает педагогическое
наблюдение, которое предопределяет успешность,
как диагностики, так и последующих мер
влияния и социально-педагогического
взаимодействия ребенка и социального
педагога.
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической
деятельности с ребенком, группой, общностью.
По результатам диагностики социальный
педагог определяет суть проблемы или
совокупности проблем, подбирает адекватные
психолого-педагогические, социальные
средства для их эффективного разрешения
как индивидуально, так и в группах.
4. Обеспечение условий реализации программ. Социальный педагог, являясь,
в зависимости от целей и задач программ,
посредником между учащимся и образовательным
учреждением, семьей, средой, специалистами
различных социальных служб, ведомств
и административных органов, выступает
одновременно в нескольких ролях.
5.Консультирование.
Данная функция предполагает консультирование
лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических
проблем детей группы риска. С этой целью
социальный педагог проводит в школе,
в установленные рабочим расписанием
дни и часы, консультации для учащихся,
родителей, учителей и других лиц при их
обращении.
6.Межведомственные связи социального
педагога.
Работая в составе социально-психологической
службы образовательного учреждения,
социальный педагог планирует и осуществляет
свою работу в тесном контакте с психологом
и другими специалистами службы, а также
ответственным секретарем комиссии по
делам несовершеннолетних, другими задействованными
в этой работе лицами. Межведомственные
связи социального педагога реализуются
с ограничениями, обусловленными соблюдением
норм конфиденциальности и тайны клиента[18,с.95].
Социально-педагогические технологии
индивидуальной и групповой работы с детьми
группы риска.
Они также имеют свои составляющие и этапы,
каждый из которых, выполняя собственное
целевое, локальное назначение:
- во-первых, позволяет конкретизировать
особые проблемы ребенка, при этом динамичность
и изменчивость состояния последнего
принимаются в технологии за основу и
учитываются повсеместно как на момент
первичной диагностики, так и во время,
и по окончании социально-педагогического
взаимодействия специалиста и ребенка;
-во-вторых, содержательно связан с последующим
и предыдущим этапами таким образом, что
невыполнение задач любого из этапов на
практике приводит к необходимости его
выполнения или повторения вновь, но обычно
уже в условиях ухудшенной, социально-педагогической
ситуации;
-в-третьих, сам по себе может
рассматриваться как
Выводы по I главе
Таким образом, в данной главе были рассмотрены различные подходы к определению понятия «педагогическая запущенность», выявление негативных факторов, влияющих на возникновение педагогической запущенности. И так мы определили, что педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
Так как педагогическая запущенность - явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов деятельность социального педагога по ее преодолению требует специальной работы при обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом.
Также мы изучили социально-педагогические технологии работы с педагогически запущенными детьми, их принципы. Что вообще такое технологии и социальные технологии. Какие они бывают.
Ещё в этой главе мы узнали направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей. Какими способами можно это избежать.
Таким образом, всё выше изученное представляет собой понятие педагогической запущенности, социально-педагогические технологии работы с ней и направления работы социального педагога по её профилактике.
Глава 2. Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
2.1. Характеристика объекта и методов исследования
Теоретический анализ проблемы педагогически запущенных детей, стал основанием экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №2 г. Первомайска, Нижегородской области. В состав испытуемых вошли ученики 7 класса в количестве 24 человек, из них 15 девочек и 9 мальчиков. Возраст учащихся от 13 до 14 лет. В исследовании принимали участие подростки из полных семей. Образование родителей высшее и среднее профессиональное. Родители работают в сфере торговли, промышленности, медицинского страхования, а также в сфере частного предпринимательства.
С целью выявления педагогической запущенности в исследовании мы использовали следующие методики:
-Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению(СПО) А.Н.Орёл.
- Фрейбурская анкета агрессивности.
- Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей Овчаровой.
Для изучения представлений о педагогической запущенности подростков и с последующей разработкой психолого-педагогических методов профилактики и склонности к педагогической запущенности было проведено исследование с помощью СПО А.Н.Орёл.
Методика содержит «закрытые» вопросы (с предложенными вариантами ответов).
Методика направлена на диагностику выявление отклоняющегося поведения у подростков и склонности к нему (см. Приложение1).
Исследование носило анонимный характер. Подростки отмечали только свой класс. В инструкции указывалось необходимость ответов собственного мнения, а не общепринятой пропагандой или установкой. Отмечалась необходимость независимой оценки, без вариантов совместного обсуждения между участниками исследования.
Использование методики позволяет выявить отклоняющееся поведение в коллективе.
1)высокий уровень отклоняющегося поведения у детей отмечается при:
- умении ответить на все вопросы
-негативное отношение к окружающим детям
-выявления признаков
2) средний уровень отмечается при :
- умение ответить на 50% вопросов
-проявление склонности
3)низкий уровень при:
- умении ответить на небольшое количество вопросов или не умение вообще ответить
- нет склонностей к отклоняющемуся поведению
-хорошее отношение к окружающим детям.
Фрейбурская анкета агрессивности позволяет увидеть агрессивные особенности подростка, которые помогают выявить агрессивность личности подростков – их отношения к сверстникам, проявления агрессии к родителям.
При помощи указанной анкеты мы выявляем типы агрессивности, присущих подросткам. Присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. В случае яркой выраженности основные черты характера становятся типами агрессивности. Сопоставив эти результаты, с результатами полученными в ходе методики, мы можем определить, склонность подростка к педагогической запущенности.
Анкета состоит из небольшого количества вопросов. В ходе проведения исследования подростки должны выбрать подходящий им ответ. Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся на лист с анкетой (см. приложение 2).