Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа
Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить степень работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Объект исследования: педагогически запущенные дети
Предмет исследования: методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Цель исследования: изучить методику и технологию работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности……………………………………………………………………...7
1.2. Социально-педагогические методики и технологии с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………………………….14
1.3.Направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей…………………………………………………………………...………….20
Выводы по главе I………………………………………………………………..24
Глава II. Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………………………..25
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………………………………………………………………..25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………29
2.3. Рекомендации социальному педагогу по профилактике педагогической запущенности у детей ………………………………………………………….35
Выводы по главе II………………………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………………43
Литература………………………………………………………
3. Профессиональная
4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.
5. Единство и
6. Дифференцированный подход.
Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер[5,с.98].
В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:
А. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:
— познавательные игры;
— создание ситуаций эмоционального переживания;
— создание ситуаций занимательности;
— создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
— создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.
Б. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:
— создание ситуаций личностной и групповой перспективы;
— коллективные игры;
— выработка коллективно-единых требований;
— коллективные соревнования;
— коллективное самообслуживание.
В. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
— уважение;
— педагогическая требовательность;
— убеждение;
— осуждение;
— понимание;
— доверие;
— побуждение;
— сочувствие;
— педагогическое предостережение;
— анализ поступка;
— решение конфликтной ситуации.
Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:
— пример, разъяснение;
— ожидание радости;
— снятие напряжения;
— обращение к самолюбию, самоуважению;
— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
— требование;
— внушение[5,с.100].
Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей[9,с.35].
Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка[9,с.78].
Значительную роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды[11,с.99].
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.
Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.
Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги[12,с.75]..
Перейдем к психологической коррекции (психокоррекции) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать.
К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.
Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей[5,с.97].
Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка.
Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду».
Профилактика педагогической запущенности может вестись в двух направлениях. Во-первых, это предупреждение ее возникновения, т.е. снятие внешних причин, которые могут приводить ребенка к такому состоянию, интенсивное формирование положительных и торможение отрицательных качеств, свойств, сторон личности. Во-вторых, это предупреждение ее развития, т.е. преодоление возникающих пробелов в развитии детей, коррекция поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния ребенка[13,с.190].
Овчарова Р.В., кандидат психологических наук, предлагает учителям начальных классов и классным руководителям примерную программу организации индивидуальной работы по предупреждению и преодолению педагогической запущенности, состоящую из 3-х основных направлений помощи. Рассмотрим каждое из них:
- изменение условий семейного воспитания ребенка:
-повышение психолого-
-создание воспитывающих
-индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолению отрицательных качеств ребенка;
-контроль за организацией
-помощь в организации
-меры по устранению нарушений
семейного воспитания, восстановление
воспитательного потенциала
Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
-коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, активное использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;
-гуманизация межличностных
-рационализация воспитательно-
-взаимодействие учителей и
Помощь ребенку в личностном росте:
-организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
-индивидуальная работа по
-включение ребенка в активную
деятельность на основе
-преодоление
-организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;
-руководство общением ребенка
со сверстниками на основе
опоры на положительные
-работа по формированию
Средства профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты[32,с.135].
Выводы по II главе
Теоретический анализ проблемы педагогической запущенности у детей, стал основанием экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ№2 г. Первомайска, Нижегородской области. В состав испытуемых вошли ученики 7 класса в количестве 24 человек, из них 15 девочек и 9 мальчиков. Возраст учащихся от 13 до 15 лет. В работе были использованы следующие психодиагностические методики: методика диагностики отклоняющегося поведения А.Н.Орла, Фрейбурская анкета агрессивности, метод комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности Овчаровой.
Использование методики позволило выявить уровень отклоняющегося поведения.
Фрейбурская анкета позволила выявить типы агрессивности подростков.
А метод Овчаровой выявил уровень педагогической запущенности подростков.
На основании полученных данных первичной диагностики были сделаны следующие выводы:
Проведенная диагностическая работа
позволила выявить причины предрасположенности
подростков к педагогической запущенности, таковыми являются низкий уровень отклоняющегося поведения
и преобладание физического-активного-прямого
и физического-пассивного-
Мы выявили группу подростков в количестве 13 человек, склонных к педагогической запущенности. Полученные результаты по данным методикам позволили нам разработать социально-педагогические рекомендации по профилактике педагогической запущенности у детей.
Заключение
Курсовая работа посвящена теме «Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми».
Проанализировав теории педагогической запущенности у детей, согласно первой задаче исследования, мы пришли к выводу, что педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами. Существует множество точек зрения на понятия педагогической запущенности, психолого-педагогической профилактики педагогической запущенности подростков и особенности данного процесса, на который влияет целый ряд причин.
Решая вторую задачу исследования, мы пришли к выводу о том, что основными методами и технологиями педагогической запущенности выступают обеспечение сберегающей здоровье направленности образовательного процесса; использование современных педагогических технологий, соответствующих новым жизненным реалиям; создание благоприятных условий для личностного роста, реализации собственных возможностей и развития у подростка социальной компетентности и функциональной грамотности, позволяющих ему интегрироваться в социум.
В качестве третьей задачи, мы раскрыли направления работы социального педагога по профилактики педагогической запущенности сделали экспериментальное исследование с целью выявления педагогической запущенности, которое проводилось на базе МАОУ СОШ№2 г.Первомайска, Нижегородской области. В исследовании принимали участие ученики 7 класса в количестве 24 человек, из них 15 девочек и 9 мальчиков.
В работе были использованы следующие психодиагностические методики: методика диагностики отклоняющегося поведения А.Н.Орла, Фрейбурская анкета агрессивности, метод комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности Овчаровой.
Использование методики позволило выявить уровень отклоняющегося поведения.
Фрейбурская анкета агрессивности позволила определить типы агрессивности подростков.