Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:05, курсовая работа
Проблема исследования состоит в том, чтобы выявить степень работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Объект исследования: педагогически запущенные дети
Предмет исследования: методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Цель исследования: изучить методику и технологию работы социального педагога с педагогически запущенными детьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы исследования педагогической запущенности детей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.1. Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности……………………………………………………………………...7
1.2. Социально-педагогические методики и технологии с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………………………….14
1.3.Направления работы социального педагога по профилактике педагогической запущенности детей…………………………………………………………………...………….20
Выводы по главе I………………………………………………………………..24
Глава II. Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми…………………………………………..25
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………………………………………………………………..25
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………29
2.3. Рекомендации социальному педагогу по профилактике педагогической запущенности у детей ………………………………………………………….35
Выводы по главе II………………………………………………………………42
Заключение………………………………………………………………………43
Литература………………………………………………………
Инструкция: В данной анкете необходимо обвести кружком «да», если этот ответ на соответствующий вопрос имеет к тебе отношение или «нет», если вопрос тебя не касается.
С помощью данной анкеты определяются следующие типы агрессивности.
Физический-активный-прямой тип. Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
Физический-активный-непрямой тип. Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей с целью уничтожения другого человека.
Физический-пассивный-прямой тип. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.
Физический-пассивный-непрямой и вербальный-активный-прямой типы. Отказ от выполнения Необходимых задач, словесное оскорбление или унижение другого человека.
Вербальный-активный-непрямой тип. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.
Вербальный-пассивный-прямой тип. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы.
Вербальный-пассивный-непрямой тип. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения.
Типы следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип агрессивности указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.
Также был проведён метод комплексной эксресс-диагностики педагогической запущенности Овчаровой. Испытуемым предлагалось на вопросы состоящих из шкал (см. приложение 3).
Данный метод по продолжительности составил 20 минут. Это позволило нам при сопоставлении результатов всех методик, составить более полную психологическую картину о каждом испытуемом, склонности подростков к педагогической запущенности и склонности её возникновения.
Метод состоял из 6 шкал, где надо было ответить на все вопросы в каждой шкале.
Уровень педагогической запущенности определялся следующим образом.
Высокий уровень склонности к педагогической запущенности отмечался при:
-умении ответить на небольшое количество вопросов или не умение вообще ответить,
-имеет место педагогическая запущенность.
Средний уровень отмечается при :
-умение ответить на 50 % вопросов,
-склонность к педагогической запущенности.
3)низкий уровень при:
-умении ответить на все
-не имеет место ни склонность,
ни сама педагогическая
Таким образом, предлагаемые нами методики являются взаимодополняющими и дают возможность получения более объективной информации представлений подростков о педагогической запущенности. Они дают возможность выявить склонность подростка к педагогической запущенности.
2.2. Анализ результатов исследования
В результате проведенной методики было выявлено следующее отклоняющееся поведение у детей в исследуемой группе.
Высокий уровень отклоняющегося поведения выявлен у 5 человек (21%) из общего числа испытуемых, из них 4 юноши и 1 девушка. Эти подростки смогли ответить на все вопросы и имеют отклоняющееся поведение.
Средний уровень выявлен у 6 человек (25%) исследуемой группы, из них 2 девушки и 4 юноши. Подростки сумели ответить на 50 % вопросов. У них есть склонность к отклоняющемуся поведению.
Низкий уровень выявлен у 13 человек (54%) исследуемой группы, из них 9 девушек и 4 юноши. Эти подростки сумели ответить на небольшое количество вопросов, некоторые не сумели ответить ни на один вопрос, при ответах на вопросы у подростков не было выявлено отклоняющегося поведения. Результаты методики сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
Уровень отклоняющегося
поведения у детей по
Уровень отклоняющегося поведения у детей |
Количество человек |
% |
Высокий уровень |
5 |
21 |
Средний уровень |
6 |
25 |
Низкий уровень |
13 |
54 |
Из таблицы 1 видно, что в группе выявлен в основном низкий уровень отклоняющегося поведения. Из 24 подростков (100%), низкий уровень выявлен у больше половины -13 человек(54%) исследуемых. В эту группу попали дети из полных благополучных семей.
Результаты методики представлены графически,рис.1
Условные обозначения: 1 – Высокий уровень; 2 – Средний уровень;
3 – Низкий уровень.
Рис.1. Уровень отклоняющегося поведения у детей по результатам методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению.
По результатам исследования анкеты было выявлено следующие типы
агрессивности: большое количество учеников,
у которых выявлен физический-активный-прямой
тип агрессивности-30%, далее следует физический-пассивный-непрямой
тип-24%, вербальный-активный-прямой тип-19%,
вербальный-пассивный-непрямой-
Подростки с выявленным физическим-активным-прямым типом агрессивности склонны к нанесению другому человеку ударов, избиение или нанесения ранения.
Подростки с выявленным физическим-пассивным-непрямым типом агрессивности склонны к не позволению другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
Подростки с выявленным вербальным-активным-прямым типом агрессивности склонны к отказу от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека.
Таким образом, в исследуемой группе у 13 человек- 54% испытуемых, преобладают физический-активный-прямой тип и физический-пассивный-непрямой тип агрессивности, что также подтверждает склонность этой группы подростков к агрессивности.
Результаты исследования по Фрейбурской анкете агрессивности занесены в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты исследования Фрейбурской анкеты агрессивности.
Типы агрессивности |
Количество человек |
% |
физический-активный-прямой |
7 |
30 |
физический-пассивный-непрямой |
6 |
24 |
вербальный-активный-прямой |
6 |
19 |
вербальный-пассивный-непрямой |
3 |
16,8 |
физический-активный-непрямой |
2 |
10,2 |
Также результаты исследования по данной анкете представлены графически, рис.2
Типы агрессивности:
1- физический-активный-прямой
2- физический-пассивный-непрямой
3- вербальный-активный-прямой
4- вербальный-пассивный-непрямой
5- физический-активный-непрямой
Рис 2. Результаты исследования по Фрейбурской анкете агрессивности.
По результатам проведенной анкеты
агрессивности определена наибольшая
склонность агрессивности у подростков,
которых относят к физическому-активному-прямому
и физическому-пассивному-
Анализ результатов метода комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей разработанный Овчаровой, позволил выявить уровень педагогической запущенности подростков. Результаты метода в таблице 3.
Таблица 3
Уровень педагогической запущенности подростков исследуемой группы по методу Овчаровой.
Уровень педагогической запущенности подростков |
Количество человек |
% |
Высокий уровень |
13 |
54 |
Средний уровень |
7 |
26 |
Низкий уровень |
4 |
20 |
Анализ данных, представленных в таблице 3, позволяет сделать вывод о том, что высокий уровень педагогической запущенности выявлен у 13 человек(54%) из общего числа испытуемых. Эти подростки ответили на небольшое количество вопросов, что помогает выявить у них педагогическую запущенность.
Средний уровень выявлен у 7 человек(26%) исследуемой группы. Подростки сумели ответить на 50 % вопросов. У них выявлена склонность к педагогической запущенности.
Низкий уровень выявлен у 4 человек(20%) исследуемой группы. Эти подростки сумели ответить на все вопросы и у них ни склонности к педагогической запущенности, ни самой педагогической запущенности.
Результаты метода комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности Овчаровой, представлены графически на рисунке 3.
Условные обозначения: 1 – Высокий уровень; 2 – Средний уровень;
3 – Низкий уровень.
Рис.3.Уровень педагогической запущенности подростков по результатам метода Овчаровой.
Таким образом, результаты метода комплексной экспресс-диагностики педагогической запущенности детей Овчаровой, подтверждают данные, полученные с помощью методики СПО А.Н.Орла и Фрейбурской анкеты агрессивности, и позволяют сделать вывод, что в группе в основном низкий уровень отклоняющегося поведения и высокий уровень педагогической запущенности, что свидетельствует о риске возникновения педагогической запущенности у подростков исследуемой группы.
Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных по применяемым методикам: методики А.Н.Орла, анкетирования и метода Овчаровой, можно говорить о том, что половина подростков исследуемой группы склонна к педагогической запущенности.
Также было выявлено, что склонность к педагогической запущенности подростков проявляется независимо от обстановки в семье, и половой принадлежности.
Таким образом, мы выявили группу подростков в количестве 13 человек, склонных к педагогической запущености. Полученные результаты по данным методикам позволили нам разработать социально-педагогические рекомендации по профилактике педагогической запущенности у детей.
2.3 Рекомендации социальному
педагогу по профилактике
Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Коррекция, в отличие от профилактики, предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка. Следовательно, можно заключить, что
Психолого-педагогическая коррекция — совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания[1,с.45].
Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей:
1. Комплексный и системный
2. Учет возрастных и