Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)
Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими
Исполнитель: Группа Д-34(4)
Михайлушкина Анна Владимировна
Научный руководитель: Доцент, к. б. н.
Черезова Лидия Борисовна
Волгоград 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления
дошкольников с природными
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)
Введение
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.
И.А. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган и др. в своих работах отмечают особую важность экологического образования как важнейшего фактора нравственного формирования личности.
Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю дальнейшую жизнь человека и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственного целостного опыта взаимодействия с предметно-природной средой.
Дошкольный возраст - это начальный этап приобщения к экологической культуре. В настоящие время появился ряд исследований, создано немало конкретных технологий экологического образования и воспитания дошкольников (В. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Г.В. Кирикэ, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, О.А. Овсянникова, Г.Н. Островская, Н.А. Рыжова и др.)
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с животными, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном учреждении.
Для развития дошкольников большое значение имеет понимания ими многообразия живой природы: жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопление представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Педагог не только знакомит ребят
с животными, но относится к ним
бережно и внимательно. Как считает
Е.И. Золотарева, пробуждать у детей
с самого раннего возраста интерес
и любовь к животным необходимо,
во-первых, для формирования правильного,
рачительного отношения к фауне,
во-вторых, для развития высших нравственных
чувств, каким являются гуманизм и
справедливость, предполагающие активную,
действенную позицию ребенка
в отношении природных
Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем виде, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе.
Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлении и многообразии живых существ и их влияние на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н. Николаева. Многие из работ С.Н. Николаевой посвящены особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.
Многие программы для детей дошкольного возраста уделяли внимание животным, в том числе млекопитающим («Детство», «Радуга», программа М. А. Васильевой, «Юный эколог», «Наш дом- природа»), но не рассматривали их подробно. Большое количество исследователей, посвятили разные аспекты своих работ экологическому образованию, проблема обеспечения ознакомления дошкольников с млекопитающими изучена не достаточно. Так данную тему рассматривали только некоторые авторы - Е.И. Золотова, Л.Б. Черезова, В.А. Зебзеева. Таким образом, существует противоречие между важностью изучения этой проблемы и недостаточностью научных данных по этому направлению.
С учетом этого была сформулирована проблема исследования, при каких педагогических условиях возможно экологическое образование детей старшего дошкольного возраста по формированию представлений о млекопитающих. Решение данной проблемы поставило цель исследования: подобрать методику для формирования представлений о многообразии млекопитающих у старших дошкольников.
Для реализации целевой установки, в работе ставится ряд задач:
1. Проанализировать психолого-
2. Разработать диагностику и
провести диагностическое
3.Разработать комплекс
4. Проверить результативность
Теоретической базой для написания работы послужили труды таких ученых как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, А.Ф. Говоркова, А.М. Федотова, Е.Ф. Тереньева, Е.И. Золотова и др.
Объект исследования - формирование представлений о многообразии млекопитающих у старших дошкольников.
Предмет исследования - педагогический процесс формирования экологических представлений у старших дошкольников.
Гипотеза: правильный подбор методов и приемов, включающих в себя максимальное использование наглядного материала (наблюдение, видеофильмы, другие иллюстрации), разнообразные игры (настольно-печатные, игровые обучающие ситуации), способны обеспечить оптимальное формирование представлений о млекопитающих у старших дошкольников
Методы исследования:
1. Теоретические:
1.1 Анализ научной литературы;
2. Эмпирические:
2.1 Изучение образовательных
2.2. Беседы, наблюдения, вопросы;
2.3 Организация экспериментальной работы;
2.4 Анализ результатов наблюдения.
Этапы работы:
1. Эмпирический - изучение научной и методической литературы;
2. Гипотетический - формулировка гипотезы, определение задач исследования.
3. Теоретический - предъявление доказательств гипотезы, аргументирование полученных данных.
4. Прогностический - анализ результатов, оформление.
В исследованиях приняли 20 детей старшей группы, детского сада № 57 Краснооктябрьского района города Волгограда
База исследования: детский сад № 57 Краснооктябрьского района города Волгограда
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование дошкольников как новое направление в работе ДОУ
Проблема экологического образования стала волновать общество достаточно давно. Еще в 1977 г. на Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды становился вопрос о развитии экологического образования в стране. 90е гг. стали подъемными для экологического образования. Появляются программы («Детство», «Развитие»), публикуются методические разработки, проводятся всероссийские и региональные конкурсы по экологическому образованию дошкольников.
Осмыслением обществом глобальности
всего вопроса об экологических
проблемах стала конференция
в Рио-де-Жанейро, которая проводилась
все в тех же 90х гг. (1992). Самым
важным вопросом стал разговор об угрозе
всему живому на Земле от человека.
В связи с этим была принята
Концепция устойчивого
Проанализировав большое количество литературных источников (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Зибзеева), мы можем с точностью утверждать, что современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированными и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования - преемственность.
В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность и др.), содержание которых углублено и расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли образование (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих экопроблем и путей их решения и др.). В целом можно отметить довольно хорошо разработанную систему принципов экологического образования школьников и студентов, в то же время в отношении дошкольного возраста этот вопрос разработан в меньшей степени.
Анализ литературы, а именно книги
Н.А. Рыжовой «Экологическое образование
в детском саду» [Рыжова 2002] позволяет
нам перечислить некоторые
Научность: принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.
Доступность: крайне важно и тесно
сопряженным с принципом
Регионализм: в работе с дошкольниками
предпочтение должно быть отдано принципу
регионализма, а не глобализму. Объяснить
сущность глобальных проблем в большинстве
случаев воспитатель может
Оставшиеся принципы отбора содержания экологического образования дошкольников мы просто перечислим: гуманистичность, прогностичность, деятельность, интеграция, целостность, конструктивизм, системность, преемственность.
Проанализировав большое количество литературы можно сделать вывод о том, что экологическое образование дошкольников довольно новое направление в работе ДОУ. Из этого вытекает необходимость нарабатывания и усовершенствования материалов, знаний и умений педагогов.
1.2 Ознакомление дошкольников
с млекопитающими в
Ознакомление детей с
Так в программе «Детство» [1991] авторы предлагают в старшей группе формировать представление о животных как о представителях живого мира планеты. Авторы программы предлагают рассматривать многообразие внешнего строения конкретных живых существ, основных жизненных функций (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение), различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных. Так же авторы считают необходимым в старшей группе формировать представление о потребностях конкретных животных в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной температуре, пище, месте для обитания, защите от врагов). Дети старшей группы должны понимать связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей, чувствовать своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.
В программе «Детство» старшие дошкольники должны получить знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.) об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды, конкретные представления о труде человека по выращиванию животных в городских и сельских условиях, обобщенные представления об основных группах животных.
Считается актуальным представление о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах. Зависимость способов существования конкретных животных от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в разные сезоны.
Животные приспособились к жизнью осенью по-разному: звери - лиса, лось, волк, заяц - линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и от врагов. Белка, еж запасает корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают. Представления об отдельных видах человеческого труда в природе и некоторых способах охраны и защиты природы. Необходимо отметить, что авторы программы допустили ошибку: еж не запасает корм впрок, он засыпает. Так же старшие дошкольники должны знать представление о росте, развитие и размножении живых существ, о стадиях роста и развития хорошо знакомых животных разных сред обитания: представление о цикличности роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребностям.
Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими