Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

Методика ознакомления старших  дошкольников с млекопитающими

Исполнитель: Группа Д-34(4)

Михайлушкина Анна Владимировна

Научный руководитель: Доцент, к. б. н.

Черезова Лидия Борисовна

Волгоград 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у  старших дошкольников

1.1 Экологическое образование как  новое направление в работе  ДОУ

1.2 Ознакомление дошкольников с  млекопитающими в современных  программах ДОУ

1.3 Формы и методы ознакомления  дошкольников с природными объектами

Заключение по 1 главе

Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного  возраста)

Введение

Дошкольный возраст является важнейшим  этапом в экологическом образовании  и воспитании детей. Именно этот возраст  является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.

Проблемы экологического образования  были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.

И.А. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган и др. в своих работах  отмечают особую важность экологического образования как важнейшего фактора  нравственного формирования личности.

Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю  дальнейшую жизнь человека и должно начинаться с раннего детства, когда  закладываются первые основы миропонимания  и нравственного целостного опыта  взаимодействия с предметно-природной  средой.

Дошкольный возраст - это начальный  этап приобщения к экологической  культуре. В настоящие время появился ряд исследований, создано немало конкретных технологий экологического образования и воспитания дошкольников (В. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Г.В. Кирикэ, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, О.А. Овсянникова, Г.Н. Островская, Н.А. Рыжова и др.)

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка  с объектами природы, «живое»  общение с животными, которые  являются частью развивающей экологической  среды в дошкольном учреждении.

Для развития дошкольников большое  значение имеет понимания ими  многообразия живой природы: жизненных  форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка  с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они  являются важным условием накопление представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.

Педагог не только знакомит ребят  с животными, но относится к ним  бережно и внимательно. Как считает  Е.И. Золотарева, пробуждать у детей  с самого раннего возраста интерес  и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, каким являются гуманизм и  справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка  в отношении природных объектов.

Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем  виде, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе.

Проблему формирования у детей  дошкольного возраста представлении и многообразии живых существ и их влияние на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н. Николаева. Многие из работ С.Н. Николаевой посвящены особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира.

Многие программы для детей  дошкольного возраста уделяли внимание животным, в том числе млекопитающим («Детство», «Радуга», программа М. А. Васильевой, «Юный эколог», «Наш дом- природа»), но не рассматривали их подробно. Большое количество исследователей, посвятили разные аспекты своих работ экологическому образованию, проблема обеспечения ознакомления дошкольников с млекопитающими изучена не достаточно. Так данную тему рассматривали только некоторые авторы - Е.И. Золотова, Л.Б. Черезова, В.А. Зебзеева. Таким образом, существует противоречие между важностью изучения этой проблемы и недостаточностью научных данных по этому направлению.

С учетом этого была сформулирована проблема исследования, при каких педагогических условиях возможно экологическое образование детей старшего дошкольного возраста по формированию представлений о млекопитающих. Решение данной проблемы поставило цель исследования: подобрать методику для формирования представлений о многообразии млекопитающих у старших дошкольников.

Для реализации целевой установки, в работе ставится ряд задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  и биологическую литературу по  теме исследования.

2. Разработать диагностику и  провести диагностическое обследование  старших дошкольников по выявлению  уровня знаний сформированности понятий о млекопитающих.

3.Разработать комплекс мероприятий  по повышению уровня знаний  старших дошкольников о млекопитающих.

4. Проверить результативность проведенной  работы по формированию экологических  представлений о млекопитающих  у старших дошкольников

Теоретической базой для написания работы послужили труды таких ученых как С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, А.Ф. Говоркова, А.М. Федотова, Е.Ф. Тереньева, Е.И. Золотова и др.

Объект исследования - формирование представлений о многообразии млекопитающих у старших дошкольников.

Предмет исследования - педагогический процесс формирования экологических представлений у старших дошкольников.

Гипотеза: правильный подбор методов и приемов, включающих в себя максимальное использование наглядного материала (наблюдение, видеофильмы, другие иллюстрации), разнообразные игры (настольно-печатные, игровые обучающие ситуации), способны обеспечить оптимальное формирование представлений о млекопитающих у старших дошкольников

Методы исследования:

1. Теоретические:

1.1 Анализ научной литературы;

2. Эмпирические:

2.1 Изучение образовательных программ;

2.2. Беседы, наблюдения, вопросы;

2.3 Организация экспериментальной  работы;

2.4 Анализ результатов наблюдения.

Этапы работы:

1. Эмпирический - изучение научной и методической литературы;

2. Гипотетический - формулировка гипотезы, определение задач исследования.

3. Теоретический - предъявление доказательств гипотезы, аргументирование полученных данных.

4. Прогностический - анализ результатов, оформление.

В исследованиях приняли 20 детей  старшей группы, детского сада № 57 Краснооктябрьского района города Волгограда

База исследования: детский сад № 57 Краснооктябрьского района города Волгограда

Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений  у старших дошкольников

1.1 Экологическое образование дошкольников как новое направление в работе ДОУ

Проблема экологического образования  стала волновать общество достаточно давно. Еще в 1977 г. на Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в  области окружающей среды становился вопрос о развитии экологического образования  в стране. 90е гг. стали подъемными для экологического образования. Появляются программы («Детство», «Развитие»), публикуются  методические разработки, проводятся всероссийские и региональные конкурсы по экологическому образованию дошкольников.

Осмыслением обществом глобальности всего вопроса об экологических  проблемах стала конференция  в Рио-де-Жанейро, которая проводилась  все в тех же 90х гг. (1992). Самым  важным вопросом стал разговор об угрозе всему живому на Земле от человека. В связи с этим была принята  Концепция устойчивого развития, как новая стратегия природопользования. Участниками форума рассматривались  новые программы и дальнейшие перспективы развития цивилизации  по охране природы. [С.Н. Николаева 2002]

Проанализировав большое количество литературных источников (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, В.А. Зибзеева), мы можем с точностью утверждать, что современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

Содержание экологического образования  дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированными и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования - преемственность.

В концепции общего экологического образования отмечаются две группы принципов: общепедагогические (гуманизм, научность, систематичность и др.), содержание которых углублено и  расширено экологической темой, и специфические для этой отрасли  образование (прогностичность, интеграция, взаимосвязанное раскрытие глобальных, национальных и краеведческих экопроблем и путей их решения и др.). В целом можно отметить довольно хорошо разработанную систему принципов экологического образования школьников и студентов, в то же время в отношении дошкольного возраста этот вопрос разработан в меньшей степени.

Анализ литературы, а именно книги  Н.А. Рыжовой «Экологическое образование  в детском саду» [Рыжова 2002] позволяет  нам перечислить некоторые принципы отбора содержания экологического образования  дошкольников, которые необходимы нам  для раскрытия поставленной гипотезы.

Научность: принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью  элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитие познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения.

Доступность: крайне важно и тесно  сопряженным с принципом научности  является принцип доступности материала  для ребенка определенного возраста. Таким образом, из экологического образования  дошкольников должны быть исключены  научные термины, однако содержание некоторых из них может быть объяснено  детям в доступной и привлекательной  форме, нейтральная, положительная  или отрицательно-положительная

Регионализм: в работе с дошкольниками  предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализму. Объяснить  сущность глобальных проблем в большинстве  случаев воспитатель может только при помощи беседы, без наглядного материала. Формирование же экологических  представлений ребенка (в том  числе и о различных экологических  проблемах), навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения  к окружающей среде происходит на основе его знакомства с объектами  ближайшего окружения: помещением дошкольного  учреждения и его территорией, собственной  квартирой, дачей, ближайшим парком, сквером, лесом, озером.

Оставшиеся принципы отбора содержания экологического образования дошкольников мы просто перечислим: гуманистичность, прогностичность, деятельность, интеграция, целостность, конструктивизм, системность, преемственность.

Проанализировав большое количество литературы можно сделать вывод  о том, что экологическое образование  дошкольников довольно новое направление  в работе ДОУ. Из этого вытекает необходимость  нарабатывания и усовершенствования материалов, знаний и умений педагогов.

1.2 Ознакомление дошкольников  с млекопитающими в современных  программах ДОУ

Ознакомление детей с животными  является важной составной частью раздела  по ознакомлению с природным миром  комплексных и парциальных программ для ДОУ. [№ 13]

Так в программе «Детство» [1991] авторы предлагают в старшей группе формировать  представление о животных как  о представителях живого мира планеты. Авторы программы предлагают рассматривать  многообразие внешнего строения конкретных живых существ, основных жизненных  функций (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение), различия в проявлении жизненных функций  у конкретных животных. Так же авторы считают необходимым в старшей  группе формировать представление  о потребностях конкретных животных в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной  температуре, пище, месте для обитания, защите от врагов). Дети старшей группы должны понимать связи между средой обитания конкретных живых существ  и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ  от удовлетворения их потребностей, чувствовать  своеобразие и неповторимость каждого  живого существа, необходимость бережного  и заботливого отношения к  природе.

В программе «Детство» старшие  дошкольники должны получить знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах (питании, дыхании, движении и др.) об общих  и индивидуальных потребностях, которые  удовлетворяются в определенных условиях среды, конкретные представления  о труде человека по выращиванию  животных в городских и сельских условиях, обобщенные представления  об основных группах животных.

Считается актуальным представление  о сезонных изменениях основных условий  в разных средах обитания, о путях  приспособления к ним разнообразных  живых существ, живущих в этих средах. Зависимость способов существования конкретных животных от условий окружающей среды и степени удовлетворения потребностей в разные сезоны.

Животные приспособились к жизнью осенью по-разному: звери - лиса, лось, волк, заяц - линяют, у них вырастает теплая шерсть, изменяется ее окраска; это спасает их от холода и от врагов. Белка, еж запасает корм впрок, медведь, еж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают. Представления об отдельных видах человеческого труда в природе и некоторых способах охраны и защиты природы. Необходимо отметить, что авторы программы допустили ошибку: еж не запасает корм впрок, он засыпает. Так же старшие дошкольники должны знать представление о росте, развитие и размножении живых существ, о стадиях роста и развития хорошо знакомых животных разных сред обитания: представление о цикличности роста и развития на каждой стадии, о зависимости состояния живых существ от соответствия условий потребностям.

Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими