Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

Экскурсии в природу. Экскурсии это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Экскурсии условно делятся на два вида: природоведческие - в парк, лес, на реку, луг и т.д.; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - в поле, в сад, огород и т.д.. наблюдения на экскурсиях и занятиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни. Преимущество экскурсий - занятий в том, что здесь дети могут видеть животных в естественных для них условиях обитания. . экскурсия помогает формировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. Экскурсии в лес, парк, привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать материал для наблюдений в группе и уголке природы. На экскурсиях у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Научить детей видеть прекрасное - дело не простое. Если педагог сам любит природу, восхищается ей, тогда он сможет передать это дошкольникам. Дети очень чутки к словам, настроению и делам взрослого, они мгновенно схватывают положительное и подражают наставнику. Любовь к природе означает не только бережное отношение, но понимание, восприятие ее красоты.

В дальнейшем мы рассмотрим следующую форму работы с детьми, это уроки доброты. Цель: развивать интерес к природе, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитывать чуткость и сопереживание. Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей, чаще всего со старшим возрастом. Лучше уроки доброты дополнять музыкальным сопровождением, художественной литературой, не должны быть многословны.

Обсуждение и  проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

Экологические выставки и композиции. Цель: ознакомить детей с природными явлениями, недоступными для наблюдения. Выставки и композиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и взрослыми.

Следующей формой работы с  дошкольниками являются экологические музеи, они являются для ребёнка настоящей школой природой. В музее уместны следующие экспозиции: редкие или исчезающие виды животных (альбомы и фотографии), экологические катастрофы и бедствия (альбомы и иллюстрации).

Подобный материал позволяет  наглядно представить детям разнообразные  темы: «Жизнь животных в природе», «Млекопитающие в воде» и т. д., но не один музей  не заменит общения с живой  природой. И здесь большое значение имеют экологические наблюдения.

Цель: сформировать представления о животных как о живых организмах, взаимосвязях, существующих в природе.

В наблюдениях за животными  целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные  с названием); внешний вид, особенности, классификация, способы передвижения, приспособление конечностей к способу передвижения, способ добывания пищи, приспособления к способу добывания пищи, среда обитания, приспособление к среде обитания, размножение, взаимосвязи, существующие в природе, значение в жизни человека, роль человека в жизни животных, правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического осознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Целью практической деятельности детей является закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения  потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях. Особое значение имеют трудовые десанты, рейды, которые рекомендуют проводить  раз в неделю. Содержание трудового  десанта определяют сами дети.

Следующей формой работы с  детьми являются экологические тропы. Эта форма работы помогает детям увидеть то как человек влияет на природу и решает проблемы ее охраны. Чтобы тропа действительно помогала воспитывать детей экологически, необходимо особое внимание уделять правилам поведения в природе. Наряду с этим необходимо проводить с детьми экологические игры. Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи. Соревновательные экологические игры стимулируют активность участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений, навыков.

Широко применяются в  практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО  попадают на Северный полюс, на дно  океана и т. д.

В процессе обучения детей  экологическим представлениям целесообразно  использовать все методы и формы  работы, которые были указаны выше, это обеспечит овладением детьми всеми необходимыми навыками, умениями и знаниями в этой области.

Заключение по 1 главе

Проанализировав теоретические  основы формирования представлений  о млекопитающих у старших  дошкольников, мы можем сделать вывод  о том, что экологическое образование  в целом является новоявленным направлением в работе ДОУ, и поэтому считаем  необходимым разрабатывать новый  материал и усовершенствовать уже  имеющийся. Мы ознакомились с достаточно известными программами по которым уже работают многие детские сады нашей страны, это комплексные программы «Детство», «Радуга» и программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. Рассмотрели парциальные программы, которое достаточно широко используются нашими педагогами, это программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа», программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». Проанализировав основные программы для дошкольников можно вывести заключение о том, что в каждой из них уделяется не достаточно времени и материала, дидактических пособий для ознакомления детей с млекопитающими. Следующим этапом нашей работы, стали методы и формы ознакомления дошкольников с природными объектами. При ознакомлении детей с млекопитающими широко используются наглядные, словесные и практические методы, к наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, метод учебного экрана, демонстрация моделей. Практические методы подразумевают под собой дидактические, подвижные игры, элементарные опыты, моделирование. Следующей группой методов являются словесные, сюда относятся рассказы о природе, использование природоведческой литературы, беседы. Для повышения уровня дошкольников в экологическом развитии используют разнообразные формы работы. Самой важной и эффективной формой работы с детьми, по мнению авторы, является занятие. Эта форма работы имеет большое воспитательное и обучающие значение. Так же в нашем научном исследовании мы представили и другие формы работы, которые так же являются немаловажными для ознакомления детей с животными объектами.

экологический образование  дошкольник животный

Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)

На основе дидактических  игр по экологии С.Н. Николаевой мы провели  исследования уровня развития экологических  знаний у детей старшего дошкольного  возраста.

Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня развития экологических знаний у старших  дошкольников.

Задачи констатирующего  эксперимента:

1) определить критерии  уровня развития экологических  знаний старших дошкольников;

2) подобрать диагностический  материал и оборудование;

3) провести диагностику  уровня развития экологических  знаний у детей старшего дошкольного  возраста.

Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование  осознанно-правильного отношения  к живой природе;

- во-вторых, ознакомление  детей с природой, в основе  которого должен лежать экологический  подход, т.е. опора на основополагающие  идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно  относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой  природе.

Отсюда следует, что диагностику  экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения  к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний о живой природе:

1) знания о мире животных.

Результаты диагностики  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников детского сада №57 представлены ниже в таблицах и  графически.

Представители мира животных

Направлена на определение характерных особенностей представителей мира животных.

Таблица 1

Результаты методики, диагностирующей  уровень развития знаний о животных детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

 

№ п/п

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о  животных

 

1

Олег

1

н

 

2

Арина

8

с

 

3

Данил

4

н

 

4

Илья

3

н

 

5

Рита

8

с

 

6

Азамат

0

н

 

7

Руслан

1

н

 

8

Лена

0

н

 

9

Катя

1

н

 

10

Лера

3

н

 

11

Ксюша

5

н

 

12

Эдик

3

н

 

13

Ирина

5

н

 

14

Егор

8

с

 

15

Лиза

5

н

 
 

Средний балл по группе

3,7

н

 
         

Высокий уровень - 0 детей (0%);

Средний уровень - 3 детей (20%);

Низкий уровень - 12 детей (80%).

Таблица 2

Анализ результатов по методике

 

Уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 
 

0

20

80

 
         

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что  развитие представлений о животных у 80% детей в группе находится  на низком уровне, что составляет в  среднем по группе 3,7 балла. Эти дети часто допускают ошибки при распределении  представителей животного мира по видам. Не аргументируют свой выбор. Не соотносят  представителей фауны со средой обитания. Затрудняются назвать характерные  признаки. На поставленные вопросы  отвечать затрудняются, а если и  отвечают, то в основном неверно. Не проявляют интереса и не выражают свое отношение к животным.

Таким образом, проанализировав  результаты констатирующего этапа  эксперимента, мы видим, что уровень  сформированности экологических знаний у детей находится на низком уровне, поэтому детям необходима коррекционная помощь педагогов в повышении уровня экологических знаний.

2.1 Подбор, планирование  игр по живой природе

Таблица 3

Перспективный план по экологии

 

Недели

Вид деятельности

I неделя

Животный мир

II неделя

Дикие животные в лесу весной

III неделя

Домашние животные

IV неделя

Обобщение

 
 

Дни недели

       
 

пн

вт

ср

чт

пт

сб

пн

вт

ср

чт

пт

сб

пн

вт

ср

чт

пт

сб

пн

вт

ср

чт

пт

сб

 

Занятие (ИЗО, лепка)

Ежики

Подбери и нарисуй

Раскрась лишнее животное

Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат

                                         

Развитие речи

Колобок

Кто как кричит

Кошка ловит мышку

Еж и кот

                                         

Игры

Покорми животных

Помоги животным

Угадай, кто у меня

Кто за дверью

                                         

Конструирование

Домики для животных

Построим спальню для медведей

Собери из частей собаку

Найди форму в предмете

                                         

Прогулка

Зверюшки на дорожках

Лови и назови

Помоги животным

Куда пойдешь, кого найдешь

                                         

Свободная деятельность

Лиса и зайцы

В зоопарке

Угадай кто у меня

Четвертый лишний

                                         
                                                   

К перспективному плану прилагается  подробное описание дидактических  игр о животных и сценарии наблюдений и бесед.

Игры

Дети входят в группу под  музыку и рассаживаются по стульчикам.

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем взрослых, которые пришли к нам в гости. Вы знаете, а ведь к нам собирался  еще кто - то прийти. (Воспитатель  вызывает у детей любопытство, желание  узнать, кто это). Этот гость прислал  мне письмо, давайте прочитаем  его: «Здравствуйте, дорогие дети! Мне  очень хочется с вами встретиться, но я маленький и пугливый. Если вы умные и добрые, то я обязательно  приду». А вы хотите увидеть того, кто написал это письмо? Тогда  приготовьтесь и внимательно  слушайте.

(Воспитатель обращает  внимание детей на столик, на  котором стоят макеты дома  и леса. Макеты изготовлены из картона, дом имеет откидывающуюся крышку).

Воспитатель: «Скажите, что  вы видите на столе?»

(Хоровые ответы детей).

Воспитатель: «А кто живет  в лесу?»

(Несколько индивидуальных  ответов детей).

Воспитатель: «Значит, в лесу живут животные. А в доме живут  какие- нибудь зверушки?»

(Дети дают несколько  индивидуальных ответов).

Воспитатель: «А как же назвать  животных, которые живут в лесу и которые живут дома?»

(Воспитатель подводит  детей к ответу: дикие и домашние).

Воспитатель: «Значит, дикие  животные живут в лесу, а домашние - в доме, рядом с нами. Ой, посмотрите, у этого домика открывается крыша. (Воспитатель откидывает крышу и  заглядывает внутрь). Да наш домик  не пустой! Кто хочет узнать, что  там?»

(Дети по желанию подходят  к домику , достают спрятанные внутри фигурки домашних животных и называют их).

Воспитатель: «Оказывается, в домике спрятались домашние животные! Хотите поиграть в игру?»

(Проводится игра «Кто  лишний?»: детям предлагается  найти среди четырех предложенных  животных одно лишнее (дикое). Воспитатель помогает, подсказывая детям, что дикое животное живет в лесу. Игра проводится 2-3 раза, состав животных при этом меняется).

Воспитатель: «Ну вот мы проводили всех диких животных в лес. Давайте опять посмотрим на наших домашних животных. А вы знаете, какие у них голоса?»

(Проводится упражнение  на звукоподражание).

Воспитатель: «А теперь самое  время немного отдохнуть и  подвигаться. Давайте сделаем коротенькую  зарядку».

(Проводится физминутка «Любопытная Варвара»:

Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими