Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)
Данная программа способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, в частности реализует полные знания детей о животных. Работая по программе, педагоги формируют экологическую культуру у детей.
Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
Парциальная программа Николаевой [2002] рассматривает животных так же на протяжении всей программы, которая состоит из 6 разделов, в программе описываются элементы неживой природы, как среды жизни животных и сезонные изменения в природе. Основное внимание С.Н. Николаева уделяет обитателям живого уголка и домашним животным. Дети должны знать виды животных, которые содержатся в детском саду, их названия, характерные особенности. Формируется представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворить их потребности. Эти условия создает человек, он делает их похожие на естественные природные условия, к которым животные приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют.
В теме «Вода», вода рассматривается
как сфера существования
В теме «Обитатели уголка природы» дети узнают виды животных, которые содержаться в детском саду. Формируется представления о том, что все живые существа нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворить их потребности. Дети должны усвоить знания о том, что все животные разные и нуждаются в разных условиях. При благоприятных условиях все животные хорошо выглядят, здоровы, активны, не болеют, вступают в контакт с человеком.
У детей формируется понимание
того, что обитатели уголка природы
- живые существа со своими потребностями,
о них нужно постоянно
В разделе 4 описываются рост и развитие
животных и их связь со средой обитания,
в том числе млекопитающие
дети узнают, как млекопитающие
В разделе 5 автор рассматривает различные экосистемы - лес, пруд, озеро, река, луг, степь и их обитателей. Рассмотрим лес как экосистему. Дети узнают, что лес это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами. В лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными. Все животные приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются, например, по земле, в почве, по деревьям, находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства, например дупло, гнездо, берлогу. Растительноядные животные приспособлены к защите от врагов, хищники к преследованию добычи. Многие животные имеют маскировочную окраску. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды. Дети, приходя в лес, должны уметь соблюдать правила поведения - не шуметь, не мусорить, не уничтожать насекомых, не ломать растения. Могут наслаждаться обстановкой леса: тишиной, спокойствием, прохладой, шорохами, журчанием ручья, лесными запахами. Развивается познавательный интерес к жизни леса: дети самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в разговоре.
Следующая экосистема, которую нам предлагает автор это - тайга. Тайга - это лес, в котором преобладают хвойные деревья. Тайга в России находится за Уралом - в Сибири. В таежном лесу мало кустарников, трав, потому что под густыми хвойными деревьями мало света, но зато много ягод - черники, брусники, много мхов и лишайников. В тайге водятся разные животные: волки, бурые медведи, рыси, соболи, куницы, белки, росомахи и др.
Тропический лес как экосистема. Тропический лес растет в теплых странах, где подолгу стоит жара, не бывает холодной зимы и дождей. Тропические леса есть в Азии, Южной Америке, в Африке. В России тропический лес растет только на берегу Черного моря. В тропическом лесу много лиственных деревьев, лиан, которые их переплетают, мало кустарников. Такой лес трудно проходим. В нем водятся разные животные, например, змеи, ядовитые насекомые. Человека в тропическом лесу подстерегает много опасностей.
Рассмотрим пруд, озеро, реку, как следующую экосистему. Дети узнают, что пруд, озеро - это сообщество водных и прибрежных животных, которые тесно связаны друг с другом.
В пруду живут мелкие водные животные, например, рачки, личинки, насекомые. Возле водоема много комаров, стрекоз. Они откладывают яички в воду, там из них выводятся личинки, которые через некоторое время превращаются во взрослых насекомых, а затем вылетают из воды и живут возле нее. Дети должны знать, что пруд (озеро) нельзя засорять, грязный пруд превратится в болото, в нем изменится вся жизнь. Дети проявляют интерес к рассказам о жизни водоема, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полетом стрекоз, вечерним туманом, прислушиваются к звукам.
В морях и океанах живет много интересных животных: киты - самые громадные и не хищные животные Земли, дельфины - умные и добродушные животные, часто помогают тонущим людям, осьминоги, морские звезды и др. В северных морях водятся тюлени, моржи. Во всех морях много разной рыбы, крупных ракообразных и мелких рачков. Все животные приспособлены к жизни в воде морей и океанов.
Следующей экосистемой, которую рассматривает
автор, является луг. Дети узнают, что
луг - это сообщество травянистых
растений, которые любят свет и
солнце. В это сообщество входит
много разных насекомых. Дети могут
самостоятельно наблюдать за насекомыми,
например, бабочками, пчелами, шмелями,
слушать стрекотание
Степь как экосистема. Степь - это
большие безлесные
В других странах степи имеют свои названия: прерии (в Северной Америке), пампасы (в Южной Америке), саванны (в Африке, Австралии).
В степях много разных животных: копытные (сайгаки), грызуны (суслики, хомяки), змеи и черепахи, насекомые. В африканских саванных живут зебры, жирафы, одногорбые верблюды, слоны и другие животные.
В разделе 6 программы «Юный эколог» рассматривалось взаимодействие человека с природой. Особое внимание уделяется природоохранной деятельности человека. Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди, которые подкармливают зимой животных. Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит редких животных в Красную книгу. О том, что в каждом крае есть заповедные места. Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека. Участвуют вместе с взрослыми и самостоятельно в доступных акциях.
Таким образом, все рассмотренные
выше программы уделяют большое
внимание животным, в том числе
млекопитающим, как одному из основных
компонентов природного мира. Учат
правильному отношению и
Итак, мы рассмотрели основные комплексные
и парциальные программы, которые
предназначены воспитателям детей
дошкольного возраста и можем
сказать о том, что в каждой
программе уделяется достаточно
времени и материала для
1.3Формы и методы
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы и методы организации работы с детьми при ознакомлении с млекопитающими.
Методы обучения - это способы
совместной деятельности воспитателя
и детей, в ходе которых осуществляется
формирование знаний, умений и навыков,
а также отношение к
При ознакомлении детей с млекопитающими широко используются наглядные, практические и словесные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Рассмотрим их более подробно.
Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения за млекопитающими, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о млекопитающих, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. Наблюдения за млекопитающими. Проводятся воспитателем на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других - наблюдение проводится с небольшой группой детей или одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Необходимо чтобы во всех случаях наблюдения дети были активны, искали ответы на поставленные вопросы, проявляли любознательность, осваивали бережное отношение к природе.
При ознакомлении детей с явлениями недоступными для непосредственного наблюдения, например, дикие животные или животные жарких и северных стран целесообразно использовать метод рассматривание картин, который позволяет решить разнообразные задачи: уточнить и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. При выборе этого метода следует использовать дидактические сюжетные, предметные, а так же художественные картины. Художественные картины - необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Рассматривание картин должно проводится неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие отдельных деталей картины, и изображения в целом.
При формировании у детей представления о динамике роста и развития млекопитающих необходимо использовать метод учебного экрана. Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные и очерковые кинофильмы. Диапозитивы это серии отдельных кадров, посвященных определённой теме. Основное назначение диапозитивов иллюстрировать рассказ воспитателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний. Серии кадров позволяют показать изменение и развитие животных. Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности. Диафильмы содержат сюжет или последовательно раскрывают какую-либо тему. Кадры диафильмов снабжены субтитрами. Диафильмы о млекопитающих используются в работе с детьми, помогая воспитателю решить ряд задач: закреплять и расширять представление детей об известных животных, знакомить с новыми, систематизировать и обобщать знания. Диафильмы следует вводить в работу с детьми с младшего дошкольного возраста. При демонстрации диафильмов малышам, не всегда следует использовать данные субтитры, педагог может адаптировать их для восприятия детей данной группы. По усмотрению воспитателя в зависимости от поставленной цели информация может быть опущена либо наоборот расширена. Методика использования диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов.
Следующий метод, который мы рассмотрим в нашей работе это демонстрация моделей. Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами [Л.А. Каменева 2003]. Этот метод используется для описания нового объекта, в процессе сравнения объектов, для абстрагирования существенных признаков природных объектов, для обобщений и систематизации знаний детей дошкольного возраста. Демонстрация моделей позволяют воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемого животного. В дошкольном возрасте при ознакомлениями детей с млекопитающими используют разные виды моделей, рассмотрим некоторые из них более подробно.
Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими