Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

Данная программа способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях, в частности реализует полные знания детей о животных. Работая  по программе, педагоги формируют экологическую  культуру у детей.

Программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Парциальная программа Николаевой [2002] рассматривает животных так  же на протяжении всей программы, которая  состоит из 6 разделов, в программе  описываются элементы неживой природы, как среды жизни животных и  сезонные изменения в природе. Основное внимание С.Н. Николаева уделяет  обитателям живого уголка и домашним животным. Дети должны знать виды животных, которые содержатся в детском  саду, их названия, характерные особенности. Формируется представление о  том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворить  их потребности. Эти условия создает  человек, он делает их похожие на естественные природные условия, к которым  животные приспособлены своим строением  и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют.

В теме «Вода», вода рассматривается  как сфера существования некоторых  животных, так же говорится о том, что вода нужна всем живым существам. В теме «воздух» формируются знания о животных, которые могут летать, и о том, что воздух нужен для  дыхания всем живым существам. В  теме «Сезоны» дети знакомятся с характерными явлениями природы и их изменениями  в разные сезоны. В разделе «Осень» дети знакомятся с влиянием изменений неживой природы на животных, в следующем разделе «Зима» формируются знания детей о том, как животные приспособились к суровым условиям: животные зимуют по разному - одни находятся в спячке, другие питаются запасами, третьи активны, отыскивают, или добывают пищу. В разделе «Весна» дети усваивают знания об улучшении условий жизни животных в связи с оживлением природы. Животные готовятся выводить потомство. В разделе «Лето» говорится о благоприятных условиях, которые наступили с приходом лета, животные растят потомство.

В теме «Обитатели уголка природы» дети узнают виды животных, которые содержаться  в детском саду. Формируется представления  о том, что все живые существа нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворить  их потребности. Дети должны усвоить  знания о том, что все животные разные и нуждаются в разных условиях. При благоприятных условиях все  животные хорошо выглядят, здоровы, активны, не болеют, вступают в контакт с  человеком.

У детей формируется понимание  того, что обитатели уголка природы - живые существа со своими потребностями, о них нужно постоянно заботиться; быть готовыми к удовлетворению их потребностей, охотно участвовать в  создании и поддержании необходимых  условий жизни; уметь отличать хорошее  самочувствие от недомогания, радоваться красоте проявлений здорового животного; отмечать болезненное состояние, беспокоится  по этому поводу. У детей развивается познавательный интерес к обитателям уголка природы, он проявляется в виде самостоятельных наблюдений, вопросов, сообщений, активного участия в коллективных занятиях, беседах, желании узнавать что-то новое. В разделе «домашние животные» дети получают представление о кошке, собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе и дт. Характерные для данной местности животных, узнают их названия, особенности внешнего облика, поведения. Так же дети уже узнают их детенышей, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети проявляют интерес к жизни домашних животных: охотно наблюдают за их проявлениями, задают вопросы, слушают рассказы, сказки. В ситуациях контакта добровольно участвуют в уходе за ними, понимают их желания, потребности, проявляют готовность их удовлетворить; умеют правильно общаться с ними. Любуются красотой их проявлений, например, силой, ловкостью, грациозностью, преданностью и т.д., отображают эти впечатления в игре, изодеятельности.

В разделе 4 описываются рост и развитие животных и их связь со средой обитания, в том числе млекопитающие  дети узнают, как млекопитающие размножаются: самки рожают живых детенышей. Сначала  они маленькие и слабые, о них  заботится мать: кормит их своим  молоком, вылизывает, согревает, охраняет «дом», защищает. У некоторых животных ей помогает самец. Детеныши растут, выходят  из гнезда, играют, мать их учит отыскивать корм, по-прежнему их охраняет и защищает. Детеныши растут - становятся взрослыми, могут сами добывать себе корм, защищаться от врагов, выводить потомство. Человек  заботится о детенышах домашних животных. Дети проявляют чуткость, осторожность в отношении с молодыми животными, с готовностью создают  для них хорошие условия, ухаживают, могут поступиться со своими желаниями, радуются различным проявлениям, разным формам поведения растущих детенышей. Проявляют интерес к их жизни, желание наблюдать за ними, слушать  рассказы о них, задают вопросы.

В разделе 5 автор рассматривает  различные экосистемы - лес, пруд, озеро, река, луг, степь и их обитателей. Рассмотрим лес как экосистему. Дети узнают, что лес это сообщество растений и животных, которые живут  вместе и нужны друг другу. В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, цветами. В  лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными. Все животные приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются, например, по земле, в почве, по деревьям, находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства, например дупло, гнездо, берлогу. Растительноядные животные приспособлены к защите от врагов, хищники к преследованию добычи. Многие животные имеют маскировочную окраску. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды. Дети, приходя в лес, должны уметь соблюдать правила поведения - не шуметь, не мусорить, не уничтожать насекомых, не ломать растения. Могут наслаждаться обстановкой леса: тишиной, спокойствием, прохладой, шорохами, журчанием ручья, лесными запахами. Развивается познавательный интерес к жизни леса: дети самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в разговоре.

Следующая экосистема, которую нам  предлагает автор это - тайга. Тайга - это лес, в котором преобладают  хвойные деревья. Тайга в России находится за Уралом - в Сибири. В  таежном лесу мало кустарников, трав, потому что под густыми хвойными деревьями мало света, но зато много  ягод - черники, брусники, много мхов и лишайников. В тайге водятся разные животные: волки, бурые медведи, рыси, соболи, куницы, белки, росомахи и др.

Тропический лес как экосистема. Тропический лес растет в теплых странах, где подолгу стоит жара, не бывает холодной зимы и дождей. Тропические  леса есть в Азии, Южной Америке, в Африке. В России тропический  лес растет только на берегу Черного  моря. В тропическом лесу много  лиственных деревьев, лиан, которые  их переплетают, мало кустарников. Такой  лес трудно проходим. В нем водятся  разные животные, например, змеи, ядовитые насекомые. Человека в тропическом  лесу подстерегает много опасностей.

Рассмотрим пруд, озеро, реку, как  следующую экосистему. Дети узнают, что пруд, озеро - это сообщество водных и прибрежных животных, которые  тесно связаны друг с другом.

В пруду живут мелкие водные животные, например, рачки, личинки, насекомые. Возле  водоема много комаров, стрекоз. Они откладывают яички в воду, там из них выводятся личинки, которые через некоторое время  превращаются во взрослых насекомых, а  затем вылетают из воды и живут  возле нее. Дети должны знать, что пруд (озеро) нельзя засорять, грязный пруд превратится в болото, в нем изменится вся жизнь. Дети проявляют интерес к рассказам о жизни водоема, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полетом стрекоз, вечерним туманом, прислушиваются к звукам.

В морях и океанах живет много  интересных животных: киты - самые громадные  и не хищные животные Земли, дельфины - умные и добродушные животные, часто помогают тонущим людям, осьминоги, морские звезды и др. В северных морях водятся тюлени, моржи. Во всех морях много разной рыбы, крупных  ракообразных и мелких рачков. Все  животные приспособлены к жизни  в воде морей и океанов.

Следующей экосистемой, которую рассматривает  автор, является луг. Дети узнают, что  луг - это сообщество травянистых  растений, которые любят свет и  солнце. В это сообщество входит много разных насекомых. Дети могут  самостоятельно наблюдать за насекомыми, например, бабочками, пчелами, шмелями, слушать стрекотание кузнечиков. Любоваться разноцветьем луга, полетом  насекомых, отражать впечатления в  изопродукции, чувствовать аромат луга, наслаждаться им.

Степь как экосистема. Степь - это  большие безлесные пространства, на которых много разнообразных  трав. В степях часто бывает засуха, поэтому там засухоустойчивые растения.

В других странах степи имеют  свои названия: прерии (в Северной Америке), пампасы (в Южной Америке), саванны (в Африке, Австралии).

В степях много разных животных: копытные (сайгаки), грызуны (суслики, хомяки), змеи и черепахи, насекомые. В африканских саванных живут зебры, жирафы, одногорбые верблюды, слоны и другие животные.

В разделе 6 программы «Юный эколог»  рассматривалось взаимодействие человека с природой. Особое внимание уделяется  природоохранной деятельности человека. Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные  люди, которые подкармливают зимой  животных. Человек создает заповедники, охраняет памятники природы, заносит  редких животных в Красную книгу. О том, что в каждом крае есть заповедные места. Дети проявляют интерес к  природоохранной деятельности человека. Участвуют вместе с взрослыми  и самостоятельно в доступных  акциях.

Таким образом, все рассмотренные  выше программы уделяют большое  внимание животным, в том числе  млекопитающим, как одному из основных компонентов природного мира. Учат правильному отношению и взаимодействию с ними.

Итак, мы рассмотрели основные комплексные  и парциальные программы, которые  предназначены воспитателям детей  дошкольного возраста и можем  сказать о том, что в каждой программе уделяется достаточно времени и материала для полноценного воспитания детей в области экологического образования.

1.3Формы и методы ознакомления  дошкольников с природными объектами

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы  и методы организации работы с  детьми при ознакомлении с млекопитающими.

Методы обучения - это способы  совместной деятельности воспитателя  и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему  миру [Л.А. Каменева 2003].

При ознакомлении детей с млекопитающими широко используются наглядные, практические и словесные методы.

К наглядным методам относятся  наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного  возраста, позволяют сформировать у  них яркие, конкретные представления  о природе. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения за млекопитающими, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о млекопитающих, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. Наблюдения за млекопитающими. Проводятся воспитателем на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы. В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других - наблюдение проводится с небольшой группой детей или одним ребёнком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Необходимо чтобы во всех случаях наблюдения дети были активны, искали ответы на поставленные вопросы, проявляли любознательность, осваивали бережное отношение к природе.

При ознакомлении детей с явлениями  недоступными для непосредственного  наблюдения, например, дикие животные или животные жарких и северных стран  целесообразно использовать метод рассматривание картин, который позволяет решить разнообразные задачи: уточнить и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать эстетическое восприятие. При выборе этого метода следует использовать дидактические сюжетные, предметные, а так же художественные картины. Художественные картины - необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте. Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей. Рассматривание картин должно проводится неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие отдельных деталей картины, и изображения в целом.

При формировании у детей представления  о динамике роста и развития млекопитающих  необходимо использовать метод учебного экрана. Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, это способствует более успешному усвоению знаний. Наиболее эффективными видами учебного кино являются сюжетные и очерковые кинофильмы. Диапозитивы это серии отдельных кадров, посвященных определённой теме. Основное назначение диапозитивов иллюстрировать рассказ воспитателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний. Серии кадров позволяют показать изменение и развитие животных. Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности. Диафильмы содержат сюжет или последовательно раскрывают какую-либо тему. Кадры диафильмов снабжены субтитрами. Диафильмы о млекопитающих используются в работе с детьми, помогая воспитателю решить ряд задач: закреплять и расширять представление детей об известных животных, знакомить с новыми, систематизировать и обобщать знания. Диафильмы следует вводить в работу с детьми с младшего дошкольного возраста. При демонстрации диафильмов малышам, не всегда следует использовать данные субтитры, педагог может адаптировать их для восприятия детей данной группы. По усмотрению воспитателя в зависимости от поставленной цели информация может быть опущена либо наоборот расширена. Методика использования диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов.

Следующий метод, который мы рассмотрим в нашей работе это демонстрация моделей. Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами [Л.А. Каменева 2003]. Этот метод используется для описания нового объекта, в процессе сравнения объектов, для абстрагирования существенных признаков природных объектов, для обобщений и систематизации знаний детей дошкольного возраста. Демонстрация моделей позволяют воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемого животного. В дошкольном возрасте при ознакомлениями детей с млекопитающими используют разные виды моделей, рассмотрим некоторые из них более подробно.

Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими