Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)
1. Предметные модели
2. Предметно - схематические модели.
В них существенные признаки,
связи и отношения
3. Графические модели передают обобщенно признаки, связи и отношения природных объектов. Например, при формировании понятия о каком-либо млекопитающим, в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с млекопитающими с помощью других методов, обеспечивающие живые представления о признаках, свойствах, связях и отношениях ее объектов.
Таким образом, наглядные методы - способствуют формированию у детей четких, полных представлений об окружающем мире, развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи, игровой и трудовой деятельности.
Усвоение «живых» знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, это является важным компонентом для формирования бережного отношения к природе.
Следующая группа методов, которую мы рассмотрим это практические методы, к ним относятся игра, элементарные опыты и моделирование, труд в природе, экскурсии. Использование этих методов в процессе ознакомления дошкольников с млекопитающими позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников применять полученные знания.
Первое, что мы рассмотрим из практических
методов работы с детьми это дидактические
игры. В них дети уточняют, закрепляют,
расширяют имеющие
Элементарные опыты также являются практическими методами в работе с детьми дошкольного возраста. Опыт - наблюдение, производимое в специально организованных условиях [В.А. Зебзеева 2010]. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей, отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к млекопитающим, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыт всегда должен строится на основе уже имеющихся знаний, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должно быть ясно его задача и цель. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес и активность детей. В процессе организации опытов нельзя доводит животных до гибели, нарушать их жизненно важные проявления. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие проявления животных невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознание абстрактное, обобщенное представление об объекте. Успешно решить эти задачи помогает воспитателю моделирование, как метод ознакомления детей с млекопитающими. Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами. Схематическими изображениями, знаками. В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. Моделирование как активная самостоятельная деятельность используется воспитателем при ознакомлении дошкольников с животными наряду с демонстрацией моделей. Моделирование позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия о природе.
Следующая группа методов, которую мы рассмотрим в нашей работе это словесные методы. К словесным методам относятся рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогаю формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
На занятия, экскурсиях, прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода - создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте. Рассказ используется для того. Чтобы сообщить детям новые, неизвестные факты из жизни животных. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение и чувства. При выборе рассказа необходимо учитывать что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а так же опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов. Рассказывать детям надо увлеченно, красочно, образно. В рассказе должны использоваться новые слова, которые обогащают речь детей. Так же необходимо, чтобы в рассказе присутствовали точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Использовать рассказ, как метод ознакомления детей с млекопитающими можно уже с младших групп Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связан с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и усложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать не только повествовательные рассказы, но и рассказы, которые ставят перед детьми вопрос, наводят их на размышление и позволяют им делать собственные выводы. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, показом слайдов, диафильмов, фотографий. Это помогает детям понять его смысл. Чтобы привлечь внимание детей и удержать его на протяжении всего времени общения, нужно не только выбрать интересную тему с увлекательным сюжетом, но и образным точным языком передать свое отношение к событиям.
Книга о природе учит детей
эстетическому восприятию окружающего,
этому помогает образный язык и иллюстрации
художников, поэтому необходимо в
работе с дошкольниками активизировать
такой метод как использование
Беседа как метод ознакомления детей с природой. Использовать беседу как метод можно с разными дидактическими целями, например для создания интереса к предстоящей деятельности, для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний о природе. В каждой беседе решается задача развития речи детей. В зависимости от дидактических целей беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.
Установочная беседа или
предварительная помогает воспитателю
собрать внимание детей. Вызвать
интерес к предстоящей
Итоговая беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о животных. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами. Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о млекопитающих и только при условии, что эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний. Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно - наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования - оживить впечатления детей, помочь припомнить им уже известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечить активное участие в беседе всех детей. Побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.
Для повышения уровня дошкольников в экологическом развитии используются разнообразные формы работы. Это: экологические занятия, экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки, экологические конкурсы, КВН, аукцион, марафон, викторина «Поле чудес», экологические акции, обсуждение и проигрывание ситуации, трудовой десант, зелёный патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, составление экологических карт, ведение «Панорамы добрых дел», ведение фенологических календарей природы, коллекционирование, экологические выставки и экспозиции, экологические музеи, день (неделя) экологического творчества, экологические наблюдения, практическая деятельность детей, экологические фестивали творчества, экологические тропы, экологические игры, экологические сказки, экологические тренинги, инсценировка, театрализация. Рассмотрим некоторые из них. Самой важной и эффективной формой работы с детьми является экологическое занятие. Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению дошкольников с природой, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят детей к школе. Экологические занятия имеют определенную цель и четкую структуру. Важной особенностью экологических занятий является то обстоятельство, что на них дошкольников знакомят материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким - либо другим способом. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематическое наблюдение в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий для жизни животных, живущих по соседству) позволяет детям накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. С.Н. Николаева выделяет несколько типов занятия:
1. тип первично-ознакомительный
- главным компонентом таких
2 тип обобщающий - цель
данного занятия - выделить ряд
значимых признаков для группы
знакомых объектов - и на их
основе формируется обобщенное
представление. Обобщающие
3 тип углубленно-познавательное
- это занятия, которые строятся
на разнообразных конкретных
знаниях, полученных детьми во
время наблюдений в
4 тип комплексное - комплексные
занятия предусматривают
Следующей формой работы является труд детей в природе. Эта форма имеет большое воспитательное значение. В процессе труда формируется бережное и заботливое отношение к животным. Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за животными, дети убеждаются в его необходимости. Труд детей в природе помогает воспитателю формировать у детей привычку к трудовому усилию, воспитанию ответственности за порученное дело. При организации этого метода можно использовать индивидуальные поручения и коллективную работу. Индивидуальные поручения дают возможность воспитателю более пристально руководить действиями детей. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всей группы.
Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими