Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем  процессе специального дошкольного  учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить  ребенку получить собственный опыт.

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологической  воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику  уровня экологической воспитанности  детей в экспериментальной и  контрольной группах.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа  и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них  экологически правильного отношения  к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности  проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный  эксперимент.

Анализ результатов диагностики  экологической воспитанности старших  дошкольников в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

Это позволило сделать  вывод о том, что разработанный  нами комплекс мероприятий по повышению  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.

Заключение

На этапе дошкольного  детства складывается начальное  ощущение окружающего мира: ребенок  получает эмоциональное впечатления  о природе, накапливает представления  о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются  первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей  проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и  наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных).

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологической  воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику  уровня экологической воспитанности  детей в экспериментальной и  контрольной группах.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа  и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них  экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.

Анализ результатов диагностики  экологической воспитанности старших  дошкольников в контрольном эксперименте показал, что уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился.

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших  дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность.

Список литературы.

1) Авдеева Н.Н. Экологическое  образование и воспитание // Вестник  образования. 20066. - № 11. С. 67-69.

2) Асланиди К.Б., Потапова Т.В. Концепция экологического воспитания дошкольников // Мир психологии. - 1997.- № 1. С. 75-84.

3) Обылева Л.Д. Экологические знания - дошкольникам // Дошкольное. воспитание. - 2007. - № 7. - С. 16-20.

4) Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Умеет ли природа говорить?: [Экология - детям]. М.: Изд. дом Карапуз: Ансел-М. - 2005. - 380 с.

5) Епачинова Л.А. Формирование экологической культуры дошкольников // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - 2002. - № 5. - С. 94-95.

6) Звенина Т. Работаем по программе Юный эколог: Из опыта работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. -№ 7. - С. 42-46.

7) Кирикэ Г.В. Воспитание экологически направленной личности старшего дошкольника // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста. - 2002. - № 8. - С. 90-92.

8) Кирикэ Г.В. Ребенок и природа: [Об экологическом воспитании дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3. С. 3-9.

9) Николаева С.М. Игра  и экологическое воспитание [дошкольников] // Дошкольное воспитание.- 2004. - №  12. - С. 5-15..

10) Николаева С.М. Наблюдая - познаем: [Экологическое воспитание  дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. С. 4-10.

11) Николаева С.М. Программа  Юный эколог // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С. 51-53.

12) Николаева С.М. Эколог  в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 128 с.

13) Николаева С.М. Формирование  начал экологической культуры: Старшая  группа // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 7. - С. 36-42.

14) Николаева С.М. Формирование  начал экологической культуры: Старшая  группа // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 8. - С. 79-87

15) Николаева С.М. Формирование  начал экологической культуры: Старшая  группа // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 9. - С. 69-75.

16) Николаева С.М. Формирование  начал экологической культуры: Старшая  группа // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 11. С. 44-52

17) Николаева С.М. Формирование  начал экологической культуры: Старшая  группа // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 12. - С. 8

18) Николаева С.М. Формирование  начал экологической культуры: Старшая  группа // Дошкольное воспитание. - 2007.- №. 1. - С. 30-35.

19) Николаева С.Н. Методика  экологического воспитания в  детском саду. - М.: Просвещение, 2005. - 208 с.

20) Николаева С.Н. Использование  игры в экологическом воспитании  дошкольников // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 2003. - № 3. - С. 158-169.

21) Николаева С.Н. Комплексные  занятия по экологии для старших  дошкольников. - М.: Педагогическое общество  России, 2005. - 96 с.

22) Николаева С.Н. Общение  с природой начинается с детства  / Всероссийское общество охраны  природы, Пермский областной совет. - Пермь, 1992. - 216 с.

23) Федотова А.М. Экологический  подход в воспитании детей  дошкольного возраста // Проблемы  гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Пермь, 2003. - С. 192-206.


Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими