Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа

Описание работы

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 87.38 Кб (Скачать файл)

Любопытная Варвара Дети поднимают и опускают плечи.

Смотрит влево, Поворачивают корпус влево.

Смотрит вправо, Поворачивают корпус вправо.

Смотрит вверх, Поднимают  голову вверх.

Смотрит вниз, Опускают голову.

Чуть присела на карниз, Выполняют легкие полуприседания.

А с него свалилась вниз! Резко приседают.)

Воспитатель: «Скажите, ребята, а что вы любите кушать? (Несколько  индивидуальных ответов детей). А  знаете ли вы, что у наших домашних животных тоже есть любимая еда?»

(Проводится игра «Кто  что ест»: детям предлагается  по очереди подходить к столу,  на котором разложены варианты  пищи (зерно, сено, косточка и бутылочка  с молоком) и распределять ее  между животными (игрушки: корова, курочка, собака, кошка). Во время игры воспитатель обращает внимание на необходимость ласкового обращения к животным: «Кушай, коровка. Кушай, милая кошечка».)

Воспитатель: «Я принесла сегодня  с собой книжечку про зверей. Хотите почитать? «Жили-были мама кошка, мама собачка, мама курочка, мама коза и мама лошадь. Пошли однажды они со своими детишками гулять, шли долго, устали. Разрешили они детишкам немного  поиграть, а сами присели на мягкую зеленую травку. А детишки заигрались: кустик за кустиком - потерялись, плачут, мам своих зовут.» Ох, какая грустная сказка. Я думаю, что надо обязательно помочь бедным зверятам найти своих мам. Вы согласны?»

(Проводится игра «Найди  маму»: перед детьми на планшете  расставлены карточки с изображением  домашних животных, часть карточек (с изображением детенышей этих  животных) в руках у воспитателя. Воспитатель показывает по-очереди эти карточки детям, предлагая назвать детенышей и найти изображение их мам).

Воспитатель: «Ребята, а вы ничего не слышали? Мне показалось, что за дверью какой-то шум. Пойду посмотрю. (Воспитатель делает вид, что уговаривает кого-то войти). Вы знаете, детишки, наш гость все-таки пришел, но боится зайти. Чтобы он перестал бояться, нужно ответить на несколько вопросов: можно ли кидать в животных камни? грубо кричать на них? пинать ногами? а как надо вести себя?»

(Дети подводятся к  ответу: обращаться ласково, не  пугать, не шуметь, тихонько гладить).

Воспитатель: «Пойду, спрошу, перестал ли наш гость бояться? Только помните, что он боится громких криков, шума, грубых хватаний, поэтому прошу вас тихонько сидеть на стульчиках).

(Воспитатель вносит корзину  с котенком, показывает его детям,  напоминая, как надо себя вести  с животным).

Воспитатель: «Это наш гость, а гостей полагается угощать. Давайте  вспомним, что любят кошки».

(Хоровые ответы детей. Воспитатель наливает в блюдце молоко и поит котенка. Дети наблюдают. После этого каждому ребенку позволяется тихонько погладить котенка.)

Воспитатель: «Наш пушистый гость пришел не с пустыми лапками. Посмотрите-ка, у него есть маленький  красивый сундучок, в котором лежит  сюрприз для вас, ребята. (Воспитатель  достает пакет с конфетами). А  конфетки-то не простые, а молочные, называются «Коровка». Давайте скажем «Спасибо!», попрощаемся и попросим приходить к нам еще. А после  помоем ручки и сядем кушать сладкий  кошечкин подарок.»

(Дети прощаются. Занятие окончено).

Наблюдения, беседы

Наблюдение за кошкой

Программный материал: внешний  вид кошки, как ест, как играет.

Словарь: мяукает, шерсть густая, мягкая, мурлычет, лапы, усы.

Ход занятия: воспитатель  приносит в группу кошку.

- Это кошка, - говорит воспитатель.

- Посмотрите дети, какая  она красивая: вся серая, с чёрными  полосами. Её можно погладить,  она не укусит. (Гладит кошку). У неё густая и мягкая шерсть. А посмотрите, какие у неё на  мордочке большие усы.

Воспитатель постепенно обращает внимание детей на особенности внешнего вида кошки. Дети отмечают, что у  неё есть голова, уши, глаза, нос, рот. Потом разглядывают её ноги, лапы, хвост. Воспитатель называет отдельные  части тела животного. Когда дети уже достаточно ознакомились с внешним  видом животного, воспитатель даёт ей молоко. Увидев блюдце с молоком, кошка начинает мяукать. Ребята радостно отмечают, что она просит молоко. Внимание детей обращает на то, как  кошка лакает молоко своим длинным  языком, и отправляет его в рот. Когда животное закончит, есть, воспитатель  опять гладит и ласкает его. Сытая  кошка начинает мурлыкать.

- Это она поёт, - говорят  дети.

- Это она мурлычет, уточняет  воспитатель.

На следующем занятии  воспитатель кормит кошку мясом. После этого он показывает детям, как кошка играет с бумажкой и  пустой катушкой. Дети наблюдают движения у кошки, как она затаивается, как прыгает, как хватает лапами и зубами бумажку. Ознакомление детей  этого возраста с дикими и домашними  животными можно осуществить  посредством различных игрушек.

Наблюдение и  знакомство с зайцем, лисой, медведем

Программное содержание: учить  выделять и называть части тела животных, а также выявлять их отличительные  особенности (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска  у медведя; маленькие уши, большой  пушистый хвост, рыжая окраска у  лисы), познакомить с некоторыми сведениями об условиях их жизни, особенностях поведения (живут в лесу, заяц скачет, есть траву, лиса бегает, ловит мышей, медведь ходит, ищет ягоды, мёд).

Материал: мягкие игрушки  медведя, зайчика, лисы; кукольная мебель стол и два стула, угощения для  зверей: бочонок с мёдом, морковь, травка, картины с изображением леса и гор.

Ход занятия: воспитатель  вывешивает картину, говорит, что в  лесу и в горах, которые на ней  изображены, живут много разных животных. Некоторые из них сегодня пришли к ребятам в гости. Показывает мишку, спрашивает,- «кто это?» Предлагает хорошо рассмотреть мишку, сказать  какой он, назвать части тела. Акцентирует внимание детей на характерных  особенностях медведя. Рассказывает, что  мишка пришёл не один, а со своим  братом, звери ходили по лесу вместе, искали мёд и орехи, которые они  очень любят, но ничего не нашли, и  попали в гости к ребятам. Воспитатель  предлагает угостить медведей их любимой  едой. Далее воспитатель загадывает загадку.

«По лесу прыг-прыг, по травке тык-тык», - предлагает малышам отгадать, кто ещё к ним пришёл. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Воспитатель  предлагает угостить зайчика морковкой. Воспитатель сообщает, что к детям  пришёл ещё один гость - лисичка. Дети рассматривают игрушку. Воспитатель  предлагает усадить лисичку за стол, и угостить мёдом, морковкой, но лиса отказывается.

Наблюдение за кроликом

Программный материал: Внешний  вид кролика, особенности движений.

Оборудование: кролик, небольшая  клеёнка.

Ход занятия:

1) Дети показывают руками, какой величины кролик, сравнивают  его с величиной кошки или  собаки

2) Отвечают на вопросы:  Какая у кролика мордочка? Какие  глаза, уши, хвост, ноги?

3) Обращают внимание на  различие в длине передних  и задних ног, наблюдают за  движением зверька и объясняют,  почему он прыгает, а не ходит.

5) Гладят кролика и  определяют у него шерсть.

2.2 Методические  рекомендации для воспитателя,  для формирования экологических  знаний у детей старшего дошкольного  возраста. Наблюдение и беседа  с детьми

Приступая к разработке комплекса  мероприятий на занятиях в ДОУ  и в повседневной жизни дошкольников, педагогу необходимо изучить программу  по экологическому воспитанию.

При составлении комплекса  занятий в ДОУ и самостоятельной  деятельности дошкольников учитывались  результаты по каждой из методик констатирующего  эксперимента. Особое внимание уделялось  развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники  испытывали затруднения.

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию и  обучению необходимо использовать интегрированный  подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу.

Большое значение придается  исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращается внимание на то, чтобы  задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась  возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.

Большое значение придавалось  ведущей форме деятельности дошкольников - игре (дидактические игры экологического содержания). Развить положительные  эмоции по отношению к природе  помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным.

После разработки комплекса  мероприятий, на занятиях в ДОУ и  в повседневной жизни, по повышению  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников и апробации  разработанного нами комплекса на дошкольниках, мы провели контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению  уровня экологического воспитания старших  дошкольников.

Для определения эффективности  проделанной работы нами был использован  тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты диагностики  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников представлены ниже в таблицах и графически.

Таблица 4

Результаты методики, диагностирующей  уровень развития знаний о животных детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента

 

№ п/п

Имя ребенка

Кол-во набранных баллов

Уровень развития знаний о  животных

 

1

Олег

3

н

 

2

Арина

11

с

 

3

Данил

8

с

 

4

Илья

5

н

 

5

Рита

10

с

 

6

Азамат

2

н

 

7

Руслан

4

н

 

8

Лена

3

н

 

9

Катя

3

н

 

10

Лера

5

н

 

11

Ксюша

8

с

 

12

Эдик

5

н

 

13

Ирина

8

с

 

14

Егор

10

с

 

15

Лиза

8

с

 
 

Средний балл по группе

6,2

н

 
         

Высокий уровень - 0 детей (0%);

Средний уровень - 7 детей (47%);

Низкий уровень - 8 детей (53%).

Таблица 5

Анализ результатов по методике

 

Уровни

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 
 

0

47

53

 
         

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что  уровень развития представлений  о животных у детей в группе повысился, но все же находится на низком уровне.

Сравнительные данные по уровню развития экологических знаний детей  старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

 

Этапы

Высокий, %

Средний, %

Низкий, %

 

Констатирующий

0

20

80

 

Формирующий

0

47

53

 
         

Сравнивая результаты констатирующего  и контрольного эксперимента, можно  сделать вывод о том, что уровень  развития экологических знаний детей  старшего дошкольного возраста немного, но повысился. На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных. Игровой мотив усиливает  эмоциональную значимость для ребенка  данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах  природных объектов становятся более  осознанными и прочными.

Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению  уровня экологической воспитанности  старших дошкольников на занятиях в  ДОУ и в повседневной жизни  достаточно эффективен.

Выводы

Материал программы, развернутый  в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, распределен на весь учебный год  по месяцам и неделям. Каждая тема в начале года представлена элементарно  просто, неоднократно повторяется в  течение учебного года, в конце  года дети уже имеют некоторую  систему представлений, на основе которых  их можно подвести к первоначальным обобщениям. Технологии для всех возрастных групп реализуют материал программы  через разные виды практической деятельности, в которых широко используются сказки, игры, игровые обучающие ситуации, вызывающие у детей положительные эмоции и чувства.

Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими