Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)
Любопытная Варвара Дети поднимают и опускают плечи.
Смотрит влево, Поворачивают корпус влево.
Смотрит вправо, Поворачивают корпус вправо.
Смотрит вверх, Поднимают голову вверх.
Смотрит вниз, Опускают голову.
Чуть присела на карниз, Выполняют легкие полуприседания.
А с него свалилась вниз! Резко приседают.)
Воспитатель: «Скажите, ребята, а что вы любите кушать? (Несколько индивидуальных ответов детей). А знаете ли вы, что у наших домашних животных тоже есть любимая еда?»
(Проводится игра «Кто
что ест»: детям предлагается
по очереди подходить к столу,
на котором разложены варианты
пищи (зерно, сено, косточка и бутылочка
с молоком) и распределять ее
между животными (игрушки:
Воспитатель: «Я принесла сегодня с собой книжечку про зверей. Хотите почитать? «Жили-были мама кошка, мама собачка, мама курочка, мама коза и мама лошадь. Пошли однажды они со своими детишками гулять, шли долго, устали. Разрешили они детишкам немного поиграть, а сами присели на мягкую зеленую травку. А детишки заигрались: кустик за кустиком - потерялись, плачут, мам своих зовут.» Ох, какая грустная сказка. Я думаю, что надо обязательно помочь бедным зверятам найти своих мам. Вы согласны?»
(Проводится игра «Найди
маму»: перед детьми на
Воспитатель: «Ребята, а вы ничего не слышали? Мне показалось, что за дверью какой-то шум. Пойду посмотрю. (Воспитатель делает вид, что уговаривает кого-то войти). Вы знаете, детишки, наш гость все-таки пришел, но боится зайти. Чтобы он перестал бояться, нужно ответить на несколько вопросов: можно ли кидать в животных камни? грубо кричать на них? пинать ногами? а как надо вести себя?»
(Дети подводятся к ответу: обращаться ласково, не пугать, не шуметь, тихонько гладить).
Воспитатель: «Пойду, спрошу, перестал ли наш гость бояться? Только помните, что он боится громких криков, шума, грубых хватаний, поэтому прошу вас тихонько сидеть на стульчиках).
(Воспитатель вносит корзину
с котенком, показывает его детям,
напоминая, как надо себя
Воспитатель: «Это наш гость, а гостей полагается угощать. Давайте вспомним, что любят кошки».
(Хоровые ответы детей. Воспитатель наливает в блюдце молоко и поит котенка. Дети наблюдают. После этого каждому ребенку позволяется тихонько погладить котенка.)
Воспитатель: «Наш пушистый гость пришел не с пустыми лапками. Посмотрите-ка, у него есть маленький красивый сундучок, в котором лежит сюрприз для вас, ребята. (Воспитатель достает пакет с конфетами). А конфетки-то не простые, а молочные, называются «Коровка». Давайте скажем «Спасибо!», попрощаемся и попросим приходить к нам еще. А после помоем ручки и сядем кушать сладкий кошечкин подарок.»
(Дети прощаются. Занятие окончено).
Наблюдения, беседы
Наблюдение за кошкой
Программный материал: внешний вид кошки, как ест, как играет.
Словарь: мяукает, шерсть густая, мягкая, мурлычет, лапы, усы.
Ход занятия: воспитатель приносит в группу кошку.
- Это кошка, - говорит воспитатель.
- Посмотрите дети, какая она красивая: вся серая, с чёрными полосами. Её можно погладить, она не укусит. (Гладит кошку). У неё густая и мягкая шерсть. А посмотрите, какие у неё на мордочке большие усы.
Воспитатель постепенно обращает внимание детей на особенности внешнего вида кошки. Дети отмечают, что у неё есть голова, уши, глаза, нос, рот. Потом разглядывают её ноги, лапы, хвост. Воспитатель называет отдельные части тела животного. Когда дети уже достаточно ознакомились с внешним видом животного, воспитатель даёт ей молоко. Увидев блюдце с молоком, кошка начинает мяукать. Ребята радостно отмечают, что она просит молоко. Внимание детей обращает на то, как кошка лакает молоко своим длинным языком, и отправляет его в рот. Когда животное закончит, есть, воспитатель опять гладит и ласкает его. Сытая кошка начинает мурлыкать.
- Это она поёт, - говорят дети.
- Это она мурлычет, уточняет воспитатель.
На следующем занятии воспитатель кормит кошку мясом. После этого он показывает детям, как кошка играет с бумажкой и пустой катушкой. Дети наблюдают движения у кошки, как она затаивается, как прыгает, как хватает лапами и зубами бумажку. Ознакомление детей этого возраста с дикими и домашними животными можно осуществить посредством различных игрушек.
Наблюдение и знакомство с зайцем, лисой, медведем
Программное содержание: учить выделять и называть части тела животных, а также выявлять их отличительные особенности (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы), познакомить с некоторыми сведениями об условиях их жизни, особенностях поведения (живут в лесу, заяц скачет, есть траву, лиса бегает, ловит мышей, медведь ходит, ищет ягоды, мёд).
Материал: мягкие игрушки медведя, зайчика, лисы; кукольная мебель стол и два стула, угощения для зверей: бочонок с мёдом, морковь, травка, картины с изображением леса и гор.
Ход занятия: воспитатель вывешивает картину, говорит, что в лесу и в горах, которые на ней изображены, живут много разных животных. Некоторые из них сегодня пришли к ребятам в гости. Показывает мишку, спрашивает,- «кто это?» Предлагает хорошо рассмотреть мишку, сказать какой он, назвать части тела. Акцентирует внимание детей на характерных особенностях медведя. Рассказывает, что мишка пришёл не один, а со своим братом, звери ходили по лесу вместе, искали мёд и орехи, которые они очень любят, но ничего не нашли, и попали в гости к ребятам. Воспитатель предлагает угостить медведей их любимой едой. Далее воспитатель загадывает загадку.
«По лесу прыг-прыг, по травке тык-тык», - предлагает малышам отгадать, кто ещё к ним пришёл. Показывает зайчика. Дети рассматривают его. Воспитатель предлагает угостить зайчика морковкой. Воспитатель сообщает, что к детям пришёл ещё один гость - лисичка. Дети рассматривают игрушку. Воспитатель предлагает усадить лисичку за стол, и угостить мёдом, морковкой, но лиса отказывается.
Наблюдение за кроликом
Программный материал: Внешний вид кролика, особенности движений.
Оборудование: кролик, небольшая клеёнка.
Ход занятия:
1) Дети показывают руками, какой величины кролик, сравнивают его с величиной кошки или собаки
2) Отвечают на вопросы: Какая у кролика мордочка? Какие глаза, уши, хвост, ноги?
3) Обращают внимание на
различие в длине передних
и задних ног, наблюдают за
движением зверька и объясняют,
5) Гладят кролика и определяют у него шерсть.
2.2 Методические
рекомендации для воспитателя,
для формирования
Приступая к разработке комплекса мероприятий на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников, педагогу необходимо изучить программу по экологическому воспитанию.
При составлении комплекса
занятий в ДОУ и
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению необходимо использовать интегрированный подход, при взаимосвязи занятий, игр, наблюдений, бесед на прогулке, экскурсии в природу.
Большое значение придается
исследовательской деятельности детей
- проведению опытов, наблюдений. В процессе
обучения обращается внимание на то, чтобы
задействовать все органы чувств
ребенка, а не только слух и зрение.
Для этого детям
Большое значение придавалось
ведущей форме деятельности дошкольников
- игре (дидактические игры экологического
содержания). Развить положительные
эмоции по отношению к природе
помогали игры-превращения, направленные
на возникновение у ребенка
После разработки комплекса
мероприятий, на занятиях в ДОУ и
в повседневной жизни, по повышению
уровня экологической воспитанности
старших дошкольников и апробации
разработанного нами комплекса на дошкольниках,
мы провели контрольный
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты диагностики уровня экологической воспитанности старших дошкольников представлены ниже в таблицах и графически.
Таблица 4
Результаты методики, диагностирующей уровень развития знаний о животных детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
№ п/п |
Имя ребенка |
Кол-во набранных баллов |
Уровень развития знаний о животных |
|
1 |
Олег |
3 |
н |
|
2 |
Арина |
11 |
с |
|
3 |
Данил |
8 |
с |
|
4 |
Илья |
5 |
н |
|
5 |
Рита |
10 |
с |
|
6 |
Азамат |
2 |
н |
|
7 |
Руслан |
4 |
н |
|
8 |
Лена |
3 |
н |
|
9 |
Катя |
3 |
н |
|
10 |
Лера |
5 |
н |
|
11 |
Ксюша |
8 |
с |
|
12 |
Эдик |
5 |
н |
|
13 |
Ирина |
8 |
с |
|
14 |
Егор |
10 |
с |
|
15 |
Лиза |
8 |
с |
|
Средний балл по группе |
6,2 |
н |
||
Высокий уровень - 0 детей (0%);
Средний уровень - 7 детей (47%);
Низкий уровень - 8 детей (53%).
Таблица 5
Анализ результатов по методике
Уровни |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|
0 |
47 |
53 |
||
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что уровень развития представлений о животных у детей в группе повысился, но все же находится на низком уровне.
Сравнительные данные по уровню
развития экологических знаний детей
старшего дошкольного возраста на констатирующем
и контрольном этапе
Этапы |
Высокий, % |
Средний, % |
Низкий, % |
|
Констатирующий |
0 |
20 |
80 |
|
Формирующий |
0 |
47 |
53 |
|
Сравнивая результаты констатирующего
и контрольного эксперимента, можно
сделать вывод о том, что уровень
развития экологических знаний детей
старшего дошкольного возраста немного,
но повысился. На занятиях по экологии
дети стали более внимательными.
Они с интересом слушают
Вывод: разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
Выводы
Материал программы, развернутый в циклах наблюдений, занятиях, экскурсиях, распределен на весь учебный год по месяцам и неделям. Каждая тема в начале года представлена элементарно просто, неоднократно повторяется в течение учебного года, в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям. Технологии для всех возрастных групп реализуют материал программы через разные виды практической деятельности, в которых широко используются сказки, игры, игровые обучающие ситуации, вызывающие у детей положительные эмоции и чувства.
Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими