Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:08, дипломная работа
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно этот возраст является базой формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности экологического воспитания и образования.
Проблемы экологического образования были предметом исследования С.В. Алексеева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иогазена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравергиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у старших дошкольников
1.1 Экологическое образование как новое направление в работе ДОУ
1.2 Ознакомление дошкольников с млекопитающими в современных программах ДОУ
1.3 Формы и методы ознакомления дошкольников с природными объектами
Заключение по 1 главе
Глава 2. Анализ работы по экологическому воспитанию. Диагностика экологического воспитания (дети старшего дошкольного возраста)
В старшей группе детского сада так
же изучается взаимосвязь и
В этой программе описана роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, правила поведения в ней. Человек охраняет природу. Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек создает заповедники, оберегает животных, занесенных в «Красную книгу».
На основе данной программы у детей формируются элементарные предметные понятия: «звери», «среда обитания», «приспособление», «сезонные изменения».
В подготовительной группе детского
сада по программе «Детство»
Формируются конкретные и обобщенные представления о потребностях животных в соответствующих условиях среды обитания, а также о дифференцировании этих потребностей и способах их удовлетворения. Есть животные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и др.
Авторы предлагают рассматривать обобщенное представление о системе потребностей животных как живых организмов (в оптимальной температуре, свете, влаги, месте обитания, пище), об общей завистей их состояния от соответствия условий среды потребностям.
Для полноценного экологического воспитания дошкольников необходимо конкретизировать представления о проявлениях чувств животных. Чувствуют изменения условий среды, другие воздействия, например человека, и изменяют свое поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека, - голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др.) Конкретные представления о проявлениях этих чувств у отдельных домашних животных - кошки, собаки, морской свинки и др.
Считается актуальным рассматривать представление об уходе за животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными.
Формируется представление о том, что каждое живое существо-животное, человек - похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности.
В процессе экологического образования дошкольников необходимо рассматривать приспособление живых организмов к среде обитания. Здесь же следует давать обобщенное представление о том, что живые существа могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем строении и особенностях поведения.
Последующим шагом необходимо развивать
конкретные представления о том,
как человек приспособился
В то же время формируется обобщенное
представление о системе
Необходимо знакомить с
Затем давать обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла животного.
Дети подготовительной группы должны знать конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения животных от условий среды, о наиболее благоприятных для этого времени года.
Наряду с этим нужно закреплять знания детей о обобщенных представлениях, о составе живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах - лесе, луге, парке. При исчезновении, каких - либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла, могут погибнуть тенелюбивые животные. Знания основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающие сохранение их целостности.
С помощью воспитателя дети овладевают практическими умениями: заботе о животных - кормить, мыть клетки, чистить их, создавать условия близкие к природным. Собирать для них семена сорных трав. Участвовать вместе с взрослыми в доступных способах природоохранительной деятельности.
Затем необходимо формировать доброжелательное
отношение к природе. Проявлять
любознательность, стремление глубже
познать явления природы, интерес
к овладению способами
Учить детей гуманно относиться к животным. Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе. Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.
Эффективность экологического развития дошкольников по программе «Детство» будет успешной, так как здесь достаточно полно освещена работа по разделу «Животные».
Животные в программе «Радуга» [Т.И. Доронова, Т.И. Гризик 2003]
Дети к старшей группе детского сада уже накопили достаточно много представлений и впечатлений о животных.
Педагогам теперь предстоит работа по систематизации представлений о животном мире, проходить она должна в рамках одной из общественно принятых классификаций. Данная программа подразделяет животных не по классам и видам, а по их взаимосвязям с человеком. Иными словами, подразделяет представителей животного мира на диких и домашних.
По мнению авторов программы, домашние животные - это те, которые живут с человеком, находятся под его опекой, требуют его внимания и заботы, за которых человек несет полную ответственность.
К домашним животным относятся:
1. Прежде всего, те виды, которые живут с человеком не одну тысячу лет. Это - коровы, овцы, свиньи, козы, кролики
2. Дикие животные, которых человек взял в свой дом и приручил
В программе даются рекомендации педагогам по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, например: известны случаи, когда человек берет в дом маленьких лисят, медвежат, волчат, зайчат, подбирает и выкармливает. Выращенные в неволе и выкормленные человеком животные уже никогда не смогут жить на свободе! Никакие врожденные инстинкты не спасут их на воле. Выращенные и отпущенные человеком на свободу животные обречены на гибель. Это необходимо знать всем. Дети должны учиться отдавать себе полный отчет в том, что если по какому-либо случаю к ним в дом попали дикие животные, то они должны жить с человеком постоянно. И именно такие животные тоже попадают в разряд домашних.
Авторами программы считается, что дикие животные - это те, которые не могут жить с человеком. Они сами заботятся о себе, живут по своим законам. Вмешательство человека в жизнь диких животных часто приводит к беде: либо для самих людей, либо для животных.
В подготовительной группе по познавательному блоку «зоология» проводится 4-6 занятий в год. Примерная тематика занятий: введение в науку зоология, где могут жить животные, животные Земли, животные моего края, «таланты и способности» животных, динозавры.
По нашему мнению программа «Радуга»
не достаточно рассматривает царство
животных. Для эффективности
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой. [под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой 2005]
Экологическое воспитание в старшей группе по программе начинается с углубления и конкретизации представления об условиях жизни животных; о том, что человек - часть природы. Необходимо учить детей вести себя так, чтобы не навредить природе.
В первую очередь необходимо продолжать знакомить с дикими животными и их повадками. Следующие, чему нужно учить детей это называть некоторых животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, нашей стране и других странах.
Одновременно необходимо рассказывать о помощи человека диким животным.
В то же время нужно систематизировать
представление о домашних животных,
расширять представление о
Затем авторы программы считают актуальным расширять представление об обитателях уголка природы, например о хомячках, морских свинках, особенностями их содержания; воспитывать ответственность за них.
Наряду с этим расширяются знания детей о природе с учетом их интересов.
В подготовительной группе ведется работа по закреплению и углублению представлений о домашних и диких животных. Педагоги знакомят детей с животными родного края, занесенными в Красную книгу.
Необходимо обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности животных. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.
В подготовительной группе расширяются представления о классификации животного мира. Детей необходимо учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных.
Детей дошкольного возраста необходимо
учить устанавливать связи
По нашему мнению, в данной программе задачи работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста раскрыты не полно. Для наиболее высокого уровня развития детей в этом направлении, педагоги должны пользоваться парциальными программами.
Рассмотрим парциальную
Программа Н.А. Рыжовой первоначально была рассчитана на возраст 5-7 лет, поэтому ее содержание не подразделяется по возрасту детей. В настоящее время педагоги используют программу «Наш дом - природа» для детей от 2 до 7 лет и самостоятельно подбирают материал из блоков, доступный детям разного возраста.
Программа состоит из 10 блоков, из которых 5 блоков изучаются в старшей группе и 5 в подготовительной группе. В каждом блоке, так или иначе, идет знакомство с животными, указывается их роль. Так в первом блоке «Я и природа» животные изучаются как жители «дома природы» и обычного дома, в блоке «Вода» уделяется внимание водным животным, по теме «Воздух» изучают летающих животных. В блоке занятий «Солнце» рассматриваются животные, обитающие в условиях жары и холода, отсутствия или не достатка света, в блоке «Камни, песок и глина» рассматриваются животные - обитатели песчаных пустынь. Большое внимание животным уделяется при знакомстве с подземным царством. Это обитатели почвы (дождевые черви, крот), а также животные, которые помогают «утилизировать» отходы природы. В блоке «Растения» растения рассматриваются как «столовая» и дом для животных, а также уделяется большая роль бабочкам как опылителям растений. В блоке «Животные» рассматриваются основные отличительные признаки животных, разнообразие животного мира, знакомство с некоторыми представителями класса зверей. Уделяется внимание значению внешних особенностей в жизни животных, как они питаются, передвигаются, защищаются, анализируется роль окраски. Автор программы говорит о сезонных изменениях в жизни животных. Также рассматриваются животные луга, леса, водоемов, ядовитые животные, домашние животные, их предки, обитатели живого уголка. Рыжова Н.А. уделяет большое внимание воспитанию бережного отношения к животным, осознания необходимости существования всех видов, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых, формированию навыков ухода за домашними животными, обитателями уголка природы. Она подчеркивает важность понимания необходимости охраны не только самих животных, но и их «домов», местообитаний. Также автор программы считает необходимым формирование представлений о том, что каждое животное должно жить в собственном доме, дети должны знать правила поведения по отношению к животным во время пребывания в природе. Воспитателям работающим по данной программе следует развивать умение наблюдать за животными, прогнозировать последствия своих действий по отношению к ним, помогать животным, обитающим рядом с нами. В блоке «Лес» рассматривается связь животных и растений, на примере сказки В. Бианки «Сова», элементарные пищевые цепочки, так же «дома» лесных растений и животных. Детям необходимо говорить о последствиях исчезновения животных. Рыжова Н.А. уделяет внимание знакомству с еловым, сосновым, широколиственным лесом, их обитателями, рассматривается значение леса, как части природы; его роль в жизни человека, как лес влияет на здоровье человека, причины исчезновения лесов на Земле. Педагогам необходимо рассказывать детям как, и почему нужно охранять леса. В блоке «Человек и природа» идет обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. В этом блоке рассматривается природа как среда обитания, «дом» человека, животных и растений. Воспитатели формируют знания у детей о вымерших, исчезающих, редких животных; почему они нуждаются в нашей защите, для чего созданы Красные книги, примеры рационального использования природы человеком, создание заповедников. Автор программы считает необходимым закреплять знания об охране редких животных, обобщение правил экологического грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту. Воспитателям следует развивать эстетическое отношение к природе, учит преодолеть потребительское отношение к природе, формирование потребности и желания жить в гармонии с ней.
Информация о работе Методика ознакомления старших дошкольников с млекопитающими