Методика преподавания имени существительного в школе и ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать методики изучения имен существительных в школе и вузе.
Цель определила круг задач, которые состоят в том, чтобы:
1) изучить научную, методическую, справочную литературу по этому вопросу;
2) выявить лингвистические особенности изучения имен существительных;
3) охарактеризовать особенности методик изучения имен существительных в школе и вузе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические основы изучения существительного ………6
1.1. Общая характеристика имени существительного.
Лексико-грамматические разряды…………………………………….......6
1.2. Морфологические категории существительного…………………..14
Глава II. Методические основы преподавания существительного в школе и вузе……………………………………………………………………..21
2.1. Современное состояние методики преподавания существительного
в школе и вузе…………………………………………………………….21
2.2. Сопоставительный анализ изложения данного раздела в школьных
учебниках и в вузовском изучении …………………………………….31
Глава III. Методические рекомендации по преподаванию имени
существительного в школе и вузе………………………………………34
3.1. Тематическое планирование уроков по теме
«Имя существительное»…………………………………………………34
3.2. Конспекты уроков по теме «Имя существительное»………………36
3.2.1. Комбинированный урок по теме «Имя существительное»…......37
3.2.2. Обобщающий урок по теме «Имя существительное»…………...40
3.2.3. Нетрадиционный урок по теме «Имя существительное»..……....44
3.3. Рабочая программа по преподаванию темы «Наречие» в вузе,
конспекты занятий………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………….57
Список использованной литературы……………………………………59

Файлы: 1 файл

Диплом_10 МПСуществительного в Школе и вузе Александровой.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)


ФЕдеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  педагогический университет»

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики его преподавания

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ имени существительного

В ШКОЛЕ И ВУЗЕ

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

«Допущена к защите»    Исполнитель:

Протокол №__ от___________    Александрова Людмила,

студентка филологического факультета

группы 6 «А»______________

 

Заведующий кафедрой:    Научный руководитель:

д-р филол. наук, профессор    кандидат филологических наук,

Федосов Ю.В. __________________  доцент кафедры русского языка

и методики его  преподавания

Акимова Т.П. _______________

 

 

 

 

 

 

Волгоград — 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Лингвистические основы изучения существительного ………6

1.1. Общая характеристика  имени существительного.

Лексико-грамматические разряды…………………………………….......6

1.2. Морфологические категории существительного…………………..14

Глава II. Методические основы преподавания существительного в школе и вузе……………………………………………………………………..21

2.1. Современное состояние методики преподавания существительного

в школе и вузе…………………………………………………………….21

2.2. Сопоставительный анализ изложения данного раздела в школьных

учебниках и в вузовском изучении …………………………………….31

Глава III. Методические рекомендации по преподаванию имени

существительного в школе и вузе………………………………………34

3.1. Тематическое планирование уроков по теме

«Имя существительное»…………………………………………………34

3.2. Конспекты уроков по теме «Имя существительное»………………36

3.2.1. Комбинированный урок по теме «Имя существительное»…......37

3.2.2. Обобщающий урок по теме «Имя существительное»…………...40

3.2.3. Нетрадиционный урок по теме «Имя существительное»..……....44

3.3. Рабочая программа по преподаванию темы «Наречие» в вузе,

конспекты занятий………………………………………………………..47

Заключение……………………………………………………………….57

Список использованной литературы……………………………………59 
введение

Методика – это  педагогическая наука, которая разрабатывает  вопросы содержания принципов и  методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики.

В данной выпускной квалификационной работе рассматриваются методики изучения одной из частей речи – имени существительного.

Приступая к изучению имени существительного, пятиклассники владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах – углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из центральных частей речи в русском языке. Актуальность исследования проблемы состоит в обновлении образования, усовершенствовании учебного процесса, которое требует расширение знаний в школе и вузе.

Объектом исследования – является  имя существительное, с его классификацией, методикой изучения, отбором эффективных приемов и форм работы при их изучении.

Предмет исследования – методика преподавания имени существительного в школе и вузе.

Цель  работы заключается в том, чтобы охарактеризовать методики изучения имен существительных в школе и вузе.

Цель определила круг задач, которые состоят в том, чтобы:

1) изучить научную,  методическую, справочную литературу по этому вопросу;

2) выявить лингвистические  особенности изучения имен существительных;

3) охарактеризовать особенности  методик изучения имен существительных в школе и вузе.

Методологическую  основу исследования составляет системный подход к реальной действительности, в частности к процессу обучения, психическим способностям личности, при котором данные явления рассматриваются как сложно организованный объект, имеющий многообразные связи с другими объектами.

Теоретической основой исследования явились труды Л.А. Виноградовой, С.Г. Бархударова, В.В. Бабайцевой., В.П. Озерской, Л.Л. Тростенцовой, М.Т. Баранова, Г.А. Богдановой, Т.А. Ладыженской, Л.А. Чешко и др.

Методы  исследования – описательный, предлагающий анализ, систематизацию и классификацию рассматриваемого материала; обобщение педагогического опыта учителей и исследований методистов по проблеме преподавания имени существительного в школе и вузе.

Научная новизна работы заключается в систематизации и обобщении материала по данной проблеме.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучены и обобщены основные теоретические положения по методике преподавания имени существительного в школе и вузе.

Практическая  значимость работы – это возможность применения материалов и выводов в теории и на практике в школьном и вузовском обучении русскому языку.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Тема «Имя существительное» предполагает определенную методику преподавания занятий по русскому языку.
  2. Изучать имя существительное в школьном и вузовском курсе русского языка эффективнее при взаимодействии с другими разделами, такими, как словообразование, орфография, стилистика, синтаксис. Важно выполнять упражнения с учащимися для правильного употребления существительных в устной и письменной речи.
  3. В данной работе предлагаются конспекты уроков, большой материал для организации внеклассной работы и внеклассных мероприятий по русскому языку в школе и лекционный материал для работы в вузе.

Объём и структура работы: дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

Глава I.

Лингвистические основы

изучения  существительного

Для последующего рассмотрения и классификации собранного нами материала необходимо дать сведения о классификации имени существительного, его определение и понимание. В своей работе мы рассматриваем основы лингвистического изучения данной части речи.

 

1.1. Общая характеристика  имени существительного.

Лексико-грамматические разряды

Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода [Ахманова 1969: 32].

Существительное называет предметы в  широком смысле слова; это – названия вещей (стол, стена, окно, ножницы, сани), лиц (ребенок, девочка, юноша, женщина, человек), веществ (крупа, мука, сахар, сливки), живых существ и организмов (кошка, собака, ворона, дятел, змея, окунь, щука; бактерия, вирус, микроб), фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа, каникулы, печаль, страх), а также названных как независимые самостоятельные субстанции непроцессуальных и процессуальных признаков – качеств, свойств, действий, процессуально представленных состояний (доброта, глупость, синева, бег, решение, толкотня).

Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные. Эти разряды пересекаются: так, например, имена собственные включают в себя названия как одушевленных, так и неодушевленных предметов; существительные вещественные, обозначающие однородную массу вещества, могут иметь собирательное значение (клюква, виноград, сахар); существительные конкретные объединяют в своем составе все те слова, – одушевленные и неодушевленные, – которые называют считаемые предметы. Вместе с тем слова каждого из выделенных лексико-грамматических разрядов обладают общими морфологическими, а в некоторых случаях и словообразовательными характеристиками [Белошапкова 1981: 55].

По признаку называния предмета как индивидуального или как  представителя целого класса все  существительные делятся на собственные и нарицательные [Валгина, Розенталь 1971: 41]. Существительные собственные (или имена собственные) – это такие слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Существительные нарицательные (или имена нарицательные) – это такие слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу; соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса.

Граница между именами собственными и нарицательными непостоянна и подвижна: имена нарицательные легко становятся собственными наименованиями, прозвищами и кличками. Имена собственные часто используются для обобщенного обозначения однородных предметов и становятся при этом нарицательными: держиморда, донкихот, донжуан; Мы все глядим в Наполеоны (Пушк.); Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях (Есен.); Приезжают в столицу Смиренно и бойко Молодые Есенины В красных ковбойках (Смел.).

Среди имен собственных различаются: 1) имена собственные в узком  смысле этого слова и 2) наименования.

Собственные имена в узком смысле этого слова – это географические и астрономические названия и имена людей и животных. Это – лексически ограниченный и медленно пополняемый круг слов-названий, присваиваемых или присвоенных одному предмету. Повторения здесь возможны как совпадения (например, совпадающие названия рек, деревень, поселков); они также высокочастотны в системе собственных имен лиц и животных.

Среди имен лиц, как правило, нет  слов, повторяющих нарицательные  существительные. В случаях типа Идея, Эра, Гелий, Радий, Уран, Сталь (личные имена, дававшиеся в 20-e и 30-е годы XX в.) обобщенно-предметные значения в именах собственных ослабляются, а в старых именах такого типа – полностью утрачиваются, например: Вера, Надежда, Любовь.

В состав имен лиц входят отчества (наименования по имени отца) и фамилии (наследуемые семейные наименования). Отчество всегда мотивировано личным именем отца: Владимирович, Алексеевич, Владимировна, Алексеевна; Никитич – Никитична; Ильич – Ильинична. Русские фамилии, как правило, образованы от различных именных основ при помощи суф. -ов (-ёв) и -ин (-ын), реже -ск(ой), -ск(ий), -цк(ой), -цк(ий): Королёв, Пушкин, Бородин, Куницын, Луговской, Маяковский, Трубецкой. Есть ряд фамилий, формально совпадающих с прилагательными в формах им. п. муж. или жен. р.: Благой, Мостовой – Благая, Мостовая, а также (в произношении, но не по ударению) в формах род. п. ед. ч. муж. р.: Благово, Дурново, Сухово, в церковнославянской форме Живаго, Мертваго, или род. п. мн. ч.: Кручёных, Польских, Черных.

Семантическим своеобразием собственных  имен определяется своеобразие их морфологических  свойств: этим словам, служащим для  индивидуализации предмета, не свойственно употребление в формах мн. ч. Формы мн. ч. здесь нормальны для обозначения разных лиц и предметов, имеющих одно и то же собственное имя: В одном классе несколько Светлан; В детском доме было шесть Валентин. Формы мн. ч. фамилий обозначают, во-первых, лиц, находящихся между собой в семейных, родственных отношениях: братья Жемчужниковы, супруги Добрынины, купцы Морозовы, династия сталеваров Кузнецовых; во-вторых, лиц, имеющих одну и ту же фамилию (однофамильцев): В городе проживают триста Ивановых и двести Петровых; Оба они – мои однофамильцы: Александровы Николаи Григорьевичи (газ.).

Для имен собственных наименований используются нарицательные существительные или сочетания слов. При этом нарицательное существительное не утрачивает своего лексического значения, а лишь изменяет свою функцию. Таковы названия: газета "Известия", журнал "Здоровье", завод "Серп и молот", фабрика "Большевичка", духи "Сирень". Наименованиями могут служить также имена собственные: гостиница "Москва", пароход "Украина".

Значения нарицательных существительных  сохраняются в составе наименований художественных и научных произведений: "Мертвые души", "Обрыв", "Преступление и наказание", "Дама с собачкой", "Города и годы", "Капитал", "Диалектика природы".

В наименованиях исторических событий по времени, периоду также  сохраняется лексическое значение имени нарицательного: Октябрь (Великая Октябрьская социалистическая революция, а также ее годовщина).

Орфографической приметой всех имен собственных служит написание их с большой (прописной) буквы. Если имя собственное – наименование состоит из нескольких слов, то с большой буквы пишется только первое слово: "Капитанская дочка", "Отцы и дети", "Серп и молот" (название завода).

Отдельный лексико-грамматический разряд среди нарицательных существительных составляют существительные собирательные. Сюда относятся слова, называющие совокупность однородных предметов и выражающие это значение с помощью таких суффиксов, как -ств(о): студенчество, юношество; -|j|- (орфогр. слова на -ьё:): бабьё, зверьё, дурачьё; -н(я): матросня, ребятня; -и|j|- (орфогр. слова на -ия): пионерия, аристократия; -от(а): беднота и др.

К существительным с  собирательным значением как  к лексико-грамматическому (но не словообразовательному) разряду при широком понимании  собирательности могут быть отнесены также слова, называющие совокупность предметов: ботва, мелюзга, хлам, мебель. Все такие слова выражают собирательность лексически, но не словообразовательно.

Информация о работе Методика преподавания имени существительного в школе и ВУЗе