Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:52, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать методики изучения имен существительных в школе и вузе.
Цель определила круг задач, которые состоят в том, чтобы:
1) изучить научную, методическую, справочную литературу по этому вопросу;
2) выявить лингвистические особенности изучения имен существительных;
3) охарактеризовать особенности методик изучения имен существительных в школе и вузе.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические основы изучения существительного ………6
1.1. Общая характеристика имени существительного.
Лексико-грамматические разряды…………………………………….......6
1.2. Морфологические категории существительного…………………..14
Глава II. Методические основы преподавания существительного в школе и вузе……………………………………………………………………..21
2.1. Современное состояние методики преподавания существительного
в школе и вузе…………………………………………………………….21
2.2. Сопоставительный анализ изложения данного раздела в школьных
учебниках и в вузовском изучении …………………………………….31
Глава III. Методические рекомендации по преподаванию имени
существительного в школе и вузе………………………………………34
3.1. Тематическое планирование уроков по теме
«Имя существительное»…………………………………………………34
3.2. Конспекты уроков по теме «Имя существительное»………………36
3.2.1. Комбинированный урок по теме «Имя существительное»…......37
3.2.2. Обобщающий урок по теме «Имя существительное»…………...40
3.2.3. Нетрадиционный урок по теме «Имя существительное»..……....44
3.3. Рабочая программа по преподаванию темы «Наречие» в вузе,
конспекты занятий………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………….57
Список использованной литературы……………………………………59
3) формирование орфографических и пунктуационных навыков.
Основные лингвометодические принципы
построения учебно-методического
Что касается имени существительного, то данная часть речи основательно изучена учащимися в начальных классах. Не заостряя внимания на пробелах в знаниях учеников, Бабайцева В.В. рекомендует как можно скорее непосредственно обратиться к практической работе. Задания к упражнениям помогут учащимся вспомнить значение имени существительного и его роль в предложении, закрепить грамматические умения изменять имена существительные по падежам и числам, правильно определять род, склонение, падеж и число имени существительного. Одновременно повторяется правописание окончаний существительных. По мнению Бабайцевой, новизну в уроки повторения привносит отработка способа распознавания падежа: 1) найти слово, от которого зависит существительное, 2) поставить от этого слова к существительному вопрос, 3) по вопросу определить падеж существительного.
Систематизации знаний помогает работа над термином морфологические признаки имен существительных. Наглядное оформление записи учит находить окончание у любых имен существительных и по нему определять род, число, падеж, т. е. морфологические признаки данной части речи. Такая запись исподволь готовит учащихся к пониманию того, что каждое слово в языке имеет лексическое и грамматическое значение (об этом учащиеся узнают в дальнейшем).
Обобщая материал, дети учатся
строить аргументированное
Программа В.В. Бабайцевой реализуется в учебном комплексе: «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», «Русская речь». В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о предложении, предназначенные для изучения в 5 – 9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, – системное изложение теории. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию.
Книга «Русский язык. Практика» (для каждого класса) обеспечивает усвоение знаний, способов оперирования ими. В ней содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и закрепления уже изученного по русскому языку, представлены интересные дидактические материалы. Большое значение придается упражнениям, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся.
Учебник дает систематизированное изложение материала всего школьного курса русского языка. Сборник задач и упражнений призван помочь организовать практическую работу (над понятиями и правилами, над способами оперирования ими, над умениями опознавать, анализировать, характеризовать определенные явления языка, видеть особенности их употребления в речи, самостоятельно отбирать, конструировать языковой материал в соответствии с изучаемой темой, правильно – в соответствии с нормами литературного языка, и целесообразно – в соответствии с обстоятельствами речи использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.
Третий компонент учебного комплекса – «Русская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи.
На изучение темы: «Имя существительное» программа в 5 классе отводит 19 ч. Данную часть речи изучают только в 5 классе:
Понятие о существительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Род имен существительных. Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Правописание ь и ов – ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса –ен в существительных на –мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имен
существительных с помощью
Правописание суффиксов –ик, -ек; -ок, -ек; -онк (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов –чик-, -щик.
Правописание не с именами существительными.
Правописание сложных имен существительных.
В конце курса у ребят должны быть следующие умения и навыки:
аргументированнно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
употреблять одни и те же имена существительные в рои главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях (по списку)4
использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения;
употреблять синонимичные
существительные для связи
В программе М.М. Разумовской усилена речевая направленность курса. В основном расширена понятийная основа обучения связной речи.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному: 5 – 7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность.
На изучение темы «Имя существительное» программа отводит 14 часов
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имен существительных.
Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов –чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных.
Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний имен существительных.
Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.
Имена существительные в
Культура речи. Правильное употребление рода в словах типа бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, шоссе, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное употребление некоторых грамматических форм (пара носков, пара чулок; группа грузин бурят и др.).
Правильное произношение имен существительных, в частности звука [э] после твердых и мягких согласных (типа ателье, пионер); ударение в словах километр, квартал, волнами, избу и др.; терминов русского языка.
Таким образом, именно по программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской отведено больше часов на изучение темы «Имя сущеествительное» в 5 и 6 классах.
Занятия по морфологии русского языка в вузе строятся на основе современных научных достижений в области грамматики.
Используются три формы организации учебного процесса: лекционную, семинарскую и лабораторную. На семинарских занятиях студенты, опираясь на лекционный материал, выполняют разнообразные тренировочные упражнения. На лабораторных занятиях они вырабатывают навыки поискового, исследовательского характера, выполняют задания более высокого уровня трудности.
Самостоятельная форма
работы студентов позволяет овладеть
основными правилами
Аудиторная и самостоятельная работа студентов при изучении курса морфологии взаимосвязаны; студенты, знакомясь с лекционным материалом, осознанно выполняют домашние и аудиторные семинарские и лабораторные работы.
Раздел морфологии изучается на протяжении двух семестров (на 3 курсе).
Контроль занятий студентов осуществляется на семинарских и лабораторных занятиях путём опроса студентов по теоретическому материалу и проверки качества выполненных домашних и аудиторных заданий, а также путём проведения коллоквиумов, зачётов и экзаменов по курсу словообразования и морфологии.
Учебная программа по специальности «Русский язык и литература» для студентов филологических специальностей включает подробный перечень теоретических вопросов, определяющих содержание лекций.
Тема. Имя существительное.
Определение имени существительного.
Морфологические категории
Тема. Категория рода.
Общее определение. Способы выражения значений мужского, женского и среднего рода. Род существительных и пол. Род одушевлённых и неодушевлённых существительных. Вопрос о парном роде. Слова общего рода. Внеязыковые факторы и современные тенденции в области категории рода. Существительные с двойственной родовой принадлежностью. Семь согласовательных классов русских существительных.
Тема. Категория числа существительных.
Общее определение. Значение единственного и множественного числа. Понимание форм множ. числа как самостоятельных слов (Ф.Ф. Фортунатов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров) и как форм слов. Контекст и основные значения форм единственного и форм множественного числа в русском языке. Способы образования форм множ. числа. Суплетивные формы. Существительные singularia tantum и pluralia tantum. Существительные, употребляющиеся только во множ. числе, но не являющиеся словами pluralia tantum. Ед. и мн. число у несклоняемых существительных.
Тема. Категория падежа существительных.
Общее определение. Вопрос о количестве падежей в русском языке. Падежи и предлоги. Формальное выражение падежа. Омонимия флексий. Значение падежей. Школьная традиция в изучении падежей.
Тема. Склонение имен существительных.
Система склонений. Основные типы парадигм. Первое склонение. Второе склонение. Третье склонение. Склонение существительных, употребляющихся только во множественном числе. Адъективное склонение. Т.н. нулевое склонение. Варианты падежных окончаний существительных. Ударение существительных. Акцентные типы.
В соответствии с квалификационной
характеристикой выпускника-
в школьных учебниках и в вузовском изучении
Но есть существенные различия изложения данного раздела в школьных учебниках и в научной грамматике в вузовском изучении. Именно в вузе студенты узнают, что Н.Н. Дурново, А.А. Зализняк, И.Г. Милославский выделяют так называемый парный род существительного. Так он называется потому, что им характеризуются в основном существительные, состоящие из двух частей – сани, ворота, брюки, ножницы. Впрочем, среди слов так называемого парного рода есть и слова, не имеющие ничего общего с парностью – дрожжи, сливки, часы. Такой взгляд на род не является общепринятым в русской грамматике. Более обычным является теория трех грамматических родов.
Некоторые существительные отличаются двойственной родовой принадлежностью. Родовое различие может быть выражено кроме согласования также флексией. Вариантные родовые формы могут быть противопоставлены друг другу как 1) нейтральная (полотенце) и просторечная (полотенец), 2) современная (фильм) и устаревшая (фильма). Некоторые из таких существительных отличаются и по семантике: кегль (печатный шрифт) – кегля (спортивный снаряд).
Студенты узнают, что в отношении категории числа существительные делятся на такие группы: 1) имеющие формы обоих чисел; 2) имеющие форму только единственного числа (singularia tantum); 3) имеющие форму только множественного числа (pluralia tantum).
Узнают о способах выражения категории числа (морфологический (падежные флексии), формообразовательные суффиксы (жереб-енок – жереб-ат-а), супплетивизм (ребенок - дети), синтаксически (в формах согласования), причем последний вид является единственно возможным способом определения числа у несклоняемых существительных (подъехало такси – подъехали такси)).
Информация о работе Методика преподавания имени существительного в школе и ВУЗе