Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:52, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать методики изучения имен существительных в школе и вузе.
Цель определила круг задач, которые состоят в том, чтобы:
1) изучить научную, методическую, справочную литературу по этому вопросу;
2) выявить лингвистические особенности изучения имен существительных;
3) охарактеризовать особенности методик изучения имен существительных в школе и вузе.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические основы изучения существительного ………6
1.1. Общая характеристика имени существительного.
Лексико-грамматические разряды…………………………………….......6
1.2. Морфологические категории существительного…………………..14
Глава II. Методические основы преподавания существительного в школе и вузе……………………………………………………………………..21
2.1. Современное состояние методики преподавания существительного
в школе и вузе…………………………………………………………….21
2.2. Сопоставительный анализ изложения данного раздела в школьных
учебниках и в вузовском изучении …………………………………….31
Глава III. Методические рекомендации по преподаванию имени
существительного в школе и вузе………………………………………34
3.1. Тематическое планирование уроков по теме
«Имя существительное»…………………………………………………34
3.2. Конспекты уроков по теме «Имя существительное»………………36
3.2.1. Комбинированный урок по теме «Имя существительное»…......37
3.2.2. Обобщающий урок по теме «Имя существительное»…………...40
3.2.3. Нетрадиционный урок по теме «Имя существительное»..……....44
3.3. Рабочая программа по преподаванию темы «Наречие» в вузе,
конспекты занятий………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………….57
Список использованной литературы……………………………………59
Студенты узнают, что наряду с традиционным пониманием количества падежей (6), существую и другие воззрения ученых, дополняющие либо расширяющие этот ряд. Н.Н. Дурново выделил и 7 падеж – Местный. В.В. Виноградов подразделяет родительный падеж на определительный и количественно-отделительный, предложный также имеет 2 разновидности: собственно предложный и местный. А.А. Зализняк считает так же. И.Г. Милославский выделяет как особые Счетный, Ждательный и Превратительный. В.Н. Мигирин предлагал различать падежей столько, сколько существует разных форм. 6-падежная система все же была установлена на основе формальных средств, но взятых не изолированно, а из сопоставления 2-х основных склонений, обладающих наибольшим набором формальных показателей.
имени существительного в школе и вузе
Мы предлагаем примерное тематическое планирование, конспекты уроков русского языка для 5 – 7 классов и лекции для студентов филологических факультетов, где представлена тема «Имя существительное».
При подготовке данных конспектов уроков нами учитывался методический опыт других учителей-словесников. В содержание конспектов были внесены некоторые изменения и поправки, способствующие, на наш взгляд, более полному отражению исследуемой темы.
3.1.Тематическое планирование уроков по теме
«Имя существительное»
№ п/п |
Тема урока |
Элементы обязательного |
Элементы содержания полной программы |
Формы контроля |
Домашнее задание |
1. |
Имя существительное |
Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении |
Показать общее значение, морфологические признаки имени существительного; формирование умения находить существительные в тексте Показать роль существительного как одного из средств связи предложений в тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи существительных. |
синтаксическая пятиминутка |
§ 88 № 470, 471
|
2. |
Р.р. Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» |
Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении |
Показать роль существительного как одного из средств связи предложений в тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи существительных. |
||
3. |
Р.р. Доказательства в рассуждении |
Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении |
Показать роль существительного как одного из средств связи предложений в тексте; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи существительных. |
||
4. |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
Дать понятие о |
синтаксическая пятиминутка, беседа, работа с текстом |
§ 90 № 478 |
5. |
Имена собственные и нарицательные |
Имена существительные собственные и нарицательные |
Познакомить с делением существительных на собственные и нарицательные |
контрольный словарный диктант |
§ 91 № 491 |
6. |
Р.р. Сжатое изложение |
||||
7. |
Морфологический разбор имени существительного |
Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении |
Дать представления о |
словарный диктант |
§ 92 № 494 |
8. |
Род имен существительных |
Род имени существительного |
Дать представление о принадлежности имени существительного к одному из трех родов |
анализ материалов таблицы |
§ 93 № 505 |
9. |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
Существительные, которые имеют только форму мн.ч. |
Дать представление о существительных, имеющих форму только множественного числа. |
выборочный диктант |
§ 94 № 509 |
10. |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
Существительные, которые имеют только форму ед.ч. |
Дать представление о |
подбор к сущ. антонимов, употребл. только в ед.ч. |
§ 95 № 515 |
11. |
Три склонения имен существительных. Падежи имен существительных. |
Склонение существительных |
Дать представление о |
Беседа, предупредительный диктант |
§ 96, 97 № 527 |
12-16. |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
Безударные падежные окончания |
Показать правила выбора е-и в безударных падежных окончаниях существительных |
Объяснительный диктант |
№ 530, 531 |
17. |
Р.р. Подробное изложение с изменением лица |
Расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи существительных. |
Устная синтаксическая пятиминутка |
№553, 554 | |
18 – 19. |
Множественное число имен существительных |
Множественное число имен существительных |
Дать представление об особенностях написания и употребления форм мн.ч. |
Выборочный диктант |
№553, 554 |
20-21. |
Правописание о-е после |
Познакомить со способами действия при выборе написания о-е в окончаниях сущ. Поесле шипящих и ц |
Проверочная работа с использованием перфократ |
№562 | |
22-23. |
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» |
№563 | |||
24. |
Контрольный диктант и его анализ |
Таким образом, представленное тематическое планирование по теме «Имя существительное» в разных программах различается количеством отведенных часов. Кроме того, в нем отражены требования Госстандарта и каждое тематическое планирование в отдельности отражает особенности программы.
Материал распределен
равномерно, особое внимание уделено
темам, связанным с формированием
орфографических и
3.2.Конспекты уроков
3.2.1. Комбинированный урок по теме «Имя существительное»
Тема: Род имён существительных
Цели: Дать представление о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.
Учить определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.
Пробудить интерес к соблюдению литературных норм в речи.
Ход урока
1. Постановка цели
– Мы изучаем грамматику. Из каких разделов она состоит?
Грамматика | |
синтаксис |
морфология |
– Ученики назвали АКИТАММАРГ. По какому принципу создано слово?
Вот в эту страну мы и отправимся по Морю Слов на остров «Имя существительное». Наша задача – пройти все грамматические испытания и главное – узнать новое о роде имен существительных. Запишем тему урока…
2.Синтаксическая разминка.
В далеких морских путешествиях возможны разные испытания: буря, шторм, полный штиль и диковинные острова. На некоторых островах живут лишь дикие птицы: пеликаны, серые цапли, чайки.
Устно объяснить знаки препинания.
Выписать существительные, определить род.
– По какому принципу определяется род в русском языке? В основе рода лежит различие по полу.
3.Исправить ошибки устно. Письменно подобрать пару:
Мужской |
Женский |
Бык |
Бычиха |
Петух |
Петушиха |
Баран |
Баранка |
Слон |
Слоныня |
Волк |
Волкушка |
Стул |
Табуретка |
Бык – бычиха
Петух – петушиха
Баран – баранка
Слон – слоныня
Волк – волкушка
Стул – табуретка
4. Объяснение
нового материала и
Какие существительные реально обладают полом? (Одушевленные)
Понятие род имеет грамматическое значение. Мы в силу исторической привычки наделяем предметы качествами мужественности или женственности. Деление на роды основано не на природе вещей, а на внутренних законах языка. Иначе как объяснить, что одно явление названо разными словами: месяц и луна.
Записать в справочник в виде схемы:
Род имен существительных | |
одушевленные |
неодушевленные |
По лексическому значению (биологический пол) |
По грамматическим признакам |
Заглянем на остров.
Стражник:
– Как определить род у существительных?
– Постоянный или переменный признак?
Определите род: сани, очки, шахматы. Почему не получается?
Старцы дают три задания: измените слово месяц по родам. (не изменяется); измените слово месяц по числам. (не изменяется, единичное понятие. Во мн. числе другое значение); измените слово месяц по падежам. (получилось)
Паучок:
– Выполните задания по карточке.
Род |
Придумать словосочетание прил+сущ, согласовать по роду в единственном числе |
Записать грамматическую основу. Согласовать с глаголом в прошедшем времени ед.числе | |
Водопад |
|||
Озеро |
|||
Река |
|||
Ворота |
|||
Хлопоты |
|||
Шимпанзе |
|||
Кенгуру |
|||
Тополь |
|||
Лебедь |
Отметить: Сущ, обозначающие животных, относятся к мужскому роду, но учитывается пол при согласовании. У сущ только во мн.числе рода нет. Род со временем может меняться, поскольку это понятие достаточно условное:
Лебедь белая плывет (Пушкин)
За тополью высокою (Лермонтов)
– Почему паучок во 2 задании просит глагол поставить в прошедшее время? (В прош.времени родовое окончание)
5. Исправим ошибки
Во дворце:
исправить ошибки
В зоопарке меня встретила маленькая пони. (маленький, согласование по муж роду)
Одна шахмата закатилась под стол. (шахматы – только множественное число)
6. Выборочное письмо
Выписать сущ среднего рода.
7.Итоги урока, выставление оценок
– Вот и закончилось путешествие. Что интересного мы вспомнили?
– Что нового узнали?
3.2.2. Обобщающий урок по теме «Имя существительное»
Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное»
Цели: Систематизировать и обобщить знания учащихся о имени существительном
Пробудить интерес к соблюдению литературных норм в речи.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.
Сегодня мы совершим путешествие в замечательную страну Морфологию.
– Кто может пояснить, что это за страна? Что изучает этот раздел науки? (Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.)
Пункт назначения – город Имя существительное.
Цель нашего путешествия – повторить морфологические признаки имени существительного, условия выбора правильного написания гласных в суффиксах и написание частицы не.
Помощником в нашем
заочном путешествии будет
2. Повторение материала по теме
Итак, внимание на карту. Центр города, его кремль, символизирует основное значение существительного, его смысл.
– Дайте определение имени существительного.
От центра отходят группы улиц. В первой из них – две улицы, соединённые переулком. Это Собственная и Нарицательная улицы. По переулку жители этих улиц могут переходить с одной на другую.
– Что вы можете рассказать о жителях этих улиц?
– Чем гордятся Собственные имена существительные?
(Собственные имена
существительные – имена и
фамилии людей, названия
– Почему жители этих улиц могут переходить с одной улицы на другую?
Имена собственные могут переходить в нарицательные и пишутся с маленькой буквы. Например: бадминтон, тюль, болонка, галифе, пломбир.
Имена нарицательные также могут переходить в собственные: созвездие Близнецы, город Изюм и т.д.
Вторая группа включает Одушевлённую и Неодушевлённую улицы. Поясните, что это значит. Приведите примеры.
Третья группа включает целых три улицы: Мужского, Женского и Среднего рода. Почему?
Определите род у следующих существительных: задира, скряга, неженка, кривляка, растяпа. (Это существительные общего рода.) Составьте словосочетания или предложения, докажите свою мысль.
От улицы Женского рода отходит улица 3-го склонения с её постоянным жителем – Ь, поясните.
Улицы Мужского и Женского рода пересекаются улицей 1-го склонения, а улицы Мужского и Среднего рода – улицей 2-го склонения.
Работа по карточкам.
Задание 1.
Сгруппируйте слова по склонениям, «расселите» их по улицам.
Какое среди них лишнее? Почему? (Разносклоняемое.)
Действительно, карта отражает не все особенности имени существительного. Что нового о склонении вы узнали? Дополним нашу карту.
Задание 2. Вставьте существительные на –МЯ.
Поставьте существительные в род. падеж и объясните написание гласной в суффиксе –ЕН-. (Cемян, стремян).
Продолжаем путешествие.
В верхней части города располагается не связанный с центром города Падежный проспект, который пересекается c шестью улицами - Именительной, Родительной и т. д.
– Что это значит? (Существительное склоняется.)
Задание 3. Определить падеж существительных.
Все ли существительные изменяются по падежам? (Работа с текстом)
Падежные улицы своими разными концами упираются в два парка: Множественного и Единственного числа.
– Все ли жители могут гулять свободно и в том и в другом направлении?
Игра «Четвёртый лишний» (на доске).
Ученик, окна, листва, урок.
Прятки, дома, кино, усталость.
Гвозди, молотки, тиски, болты.
Вывод: Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа или только единственного числа.
Мы посетили центральную часть города. Как вы думаете, почему одни улицы связаны с центром города, а другие – нет?
(К центру стремятся
улицы, названия которых
На окраине города есть дома, жильцов которых мы должны “опознать”. Выполните задание №4 и сделайте вывод, кто живёт в этих домах.
Информация о работе Методика преподавания имени существительного в школе и ВУЗе