Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:52, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать методики изучения имен существительных в школе и вузе.
Цель определила круг задач, которые состоят в том, чтобы:
1) изучить научную, методическую, справочную литературу по этому вопросу;
2) выявить лингвистические особенности изучения имен существительных;
3) охарактеризовать особенности методик изучения имен существительных в школе и вузе.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические основы изучения существительного ………6
1.1. Общая характеристика имени существительного.
Лексико-грамматические разряды…………………………………….......6
1.2. Морфологические категории существительного…………………..14
Глава II. Методические основы преподавания существительного в школе и вузе……………………………………………………………………..21
2.1. Современное состояние методики преподавания существительного
в школе и вузе…………………………………………………………….21
2.2. Сопоставительный анализ изложения данного раздела в школьных
учебниках и в вузовском изучении …………………………………….31
Глава III. Методические рекомендации по преподаванию имени
существительного в школе и вузе………………………………………34
3.1. Тематическое планирование уроков по теме
«Имя существительное»…………………………………………………34
3.2. Конспекты уроков по теме «Имя существительное»………………36
3.2.1. Комбинированный урок по теме «Имя существительное»…......37
3.2.2. Обобщающий урок по теме «Имя существительное»…………...40
3.2.3. Нетрадиционный урок по теме «Имя существительное»..……....44
3.3. Рабочая программа по преподаванию темы «Наречие» в вузе,
конспекты занятий………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………….57
Список использованной литературы……………………………………59
Распределение по родам аббревиатур инициального и смешанного типов своеобразно. Первоначально аббревиатуры закрепляют за собой значение грамматического рода стержневого слова, лежащего в основе соответствующего сочетания: новая ТЭЦ, (тепло-электро-централь), Братская ГЭС (гидро-электро-станция), представительная ООН (Организация Объединенных Наций). Но в процессе употребления значение грамматического рода стержневого слова последовательно сохраняют только образования из начальных букв слов типа ВДНХ, РСФСР. Аббревиатуры, оканчивающиеся на твердую согласную типа нэп, МИД, ВАК, вуз, ВОКС, ТАСС и по форме совпадающие с существительными муж. р. с нулевой флексией в им. п., ведут себя двояко. Одни из них приобретают значение муж. р.: вуз (высшее учебное заведение) – прекрасный вуз (хотя стержневое слово заведение – сред. р.), нэп (новая экономическая политика), БРИЗ (бюро по рационализации и изобретательству), загс (запись актов гражданского состояния), БАМ (Байкало-Амурская магистраль). В употреблении других аббревиатур, таких как ВАК, ЖЭК, НОТ, ТАСС, заключающих в себе стержневое слово женского или среднего рода, наблюдаются колебания. Эти слова выступают то как существительные жен. или сред. р. (в соответствии с родом стержневого слова), то как существительное муж. р.: работник нашей ЖЭК (жилищно-эксплуатационная контора), но нашего ЖЭК'а, ВАК (высшая аттестационная комиссия) рассмотрела/рассмотрел диссертацию, ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) сообщило/сообщил.
Морфологическая категория числа существительных – это словоизменительная категория, выражающаяся в системе двух противопоставленных рядов форм – единственного и множественного числа. Любая форма существительного обязательно относится к единственному или множественному числу. Морфологические значения единственного и множественного числа отражают внеязыковые различия единичности и неединичности называемых существительными предметов.
Противопоставление единственного и множественного числа осуществляется при помощи двух частных парадигм склонения (падежных форм ед. и мн. ч.), внутри которых одноименные падежи имеют разные флексии. У всех существительных, противопоставленных по числу, системы падежных флексий ед. и мн. ч. различаются в зависимости от типа склонения; у ряда слов в ед. и мн. ч. кроме системы флексий различаются основы; для ряда слов в формах ед. и мн. ч. характерны различия в ударении.
В зависимости от того, к какому лексико-грамматическому разряду принадлежит существительное, все существительные делятся на слова, которые имеют формы ед. и мн. ч., и слова, имеющие формы только ед. и только мн. ч. С наибольшей последовательностью обозначение единичности и множественности представлено у существительных – названий конкретных предметов, как одушевленных, так и неодушевленных. Существительные, лексические значения которых не предполагают противопоставления по признаку «единичность – множественность» (названия отвлеченных качеств и действий, веществ, совокупностей предметов или лиц), имеют формы или только ед. ч., или, реже, только мн. ч.
Существительные, имеющие формы ед. и мн. ч., – это слова с выраженным противопоставлением по числу; они составляют основную массу существительных. Существительные, имеющие формы только ед. ч. или только мн. ч., – это слова с невыраженным противопоставлением по числу; они образуют семантические группы, которые входят в состав разных лексико-грамматических разрядов существительных.
Единственное число как член морфологического противопоставления «формы ед. ч. – формы мн. ч.» обозначает, что предмет представлен в количестве, равном одному: книга, окно, парта, стол, шкаф; учитель, девочка, рабочий. Обозначение единичности в противоположность множественности – основное значение форм ед. ч.
Множественное число как член морфологического противопоставления «формы ед. ч. – формы мн. ч.» обозначает, что предмет представлен в количестве большем, чем один: книги, окна, парты, столы, шкафы; учителя, девочки, рабочие. Основным значением форм мн. ч. является обозначение расчлененной множественности предметов в противоположность их единичности. Формы мн. ч. могут обозначать, кроме того, совокупность предметов или лиц.
Категория падежа – это словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе словосочетания или предложения. Категория падежа представлена шестью рядами форм, каждая из которых является носителем определенного комплекса категориальных морфологических значений. Эти ряды обозначаются как 1) именительный падеж, 2) родительный падеж, 3) дательный падеж, 4) винительный падеж, 5) творительный падеж и 6) предложный падеж. Носителем категориального значения является также каждая входящая в ряд форма слова: форма им. п. отдельного слова, форма дат. п., форма вин. п. и т. д.
Таким образом, термином «падеж» обозначается, во-первых, вся соответствующая морфологическая категория, во-вторых, ряд форм, объединенных общей системой падежных значений, например, формы отцу, земле, пути – это формы дат. п. (или просто – дат. п.) слов отец, земля, путь.
Падеж как словоизменительная категория имени выражается его флексиями; дополнительным средством различения падежных форм могут служить чередования в основах существительных и специальные акцентные характеристики.
В зависимости от того, какую систему флексий в падежных формах ед. ч. имеет то или иное слово, все существительные, изменяющиеся по падежам, делятся на три класса (на три склонения): существительные первого склонения, второго склонения и третьего склонения. К первому склонению относятся сущ. муж. и сред. р., ко второму – сущ. преимущественно жен. р., а также муж. и общ. р., к третьему – сущ. жен. р., одно слово муж. р. и двенадцать слов сред. р. Существительные каждого склонения имеют свои парадигматические характеристики – две частные парадигмы: одну, объединяющую формы ед. ч., и другую, объединяющую формы мн. ч. Различия между частными парадигмами ед. ч. у разных склонений значительны; частные парадигмы мн. ч. у разных склонений различаются только формами им. и род. п. (а также вин. п., совпадающего с им. п. или род. п.); флексии дат., тв. и предл. п. мн. ч. у существительных всех трех склонений совпадают.
Таким образом, имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.
Существительные разделяются на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные.
Глава II.
Методические основы преподавания
имени существительного в школе и вузе
Рассмотрев в предыдущей главе основное определение и понимание существительного, мы выделили классификацию этой части речи. Рассмотрим теперь использование учителем русского языка этого морфологического материала на своих занятиях.
2.1.
Современное состояние
имени существительного в школе и вузе
Для изучения современного состояния интересующей нас темы, мы проведем сопоставительный анализ параллельных программ и учебников по русскому языку.
Программа под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами.
Целью программы обучения русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской является познавательно-практическая направленность, то есть знание учащимися родного языка и формирование у них языковых и речевых навыков. Ладыженская также выделяет специфическую цель своей программы – формирование лингвистической и коммуникационной компетенции учащихся.
Для достижения цели выделяются три группы задач:
Программа обучения построена с учетом принципов системности. Доступности, научности, а также преемственности межу разделами курса.
В 5 классе на изучение имени существительного дано 24 (20 ч + 4 ч) часа. Изучают в следующем порядке:
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
На изучение темы: «Имя существительное» программа в 6 классе отводит 21 (18 ч + 3 ч) час.
Изучают в следующем порядке:
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения
суффиксов имен существительных (увеличительное,
пренебрежительное и уменьшител
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
При изучении имени существительного Ладыженская предлагает использовать следующие практические упражнения.
Диктант с продолжением
Напишите, какие книги есть у вас дома, какие книги стоят (или их можно было бы поставить) в первом ряду книжной полки, как у Ю. Нагибина.
Я начал собирать книги еще школьником. С тех пор у меня скопилось так много книг, что они едва умещаются на книжных полках. И вот мне пришлось поставить их в два ряда. В первый ряд, откуда книгу легче достать, я поставил самых любимых авторов, любимые произведения.
И вот сейчас я с некоторым удивлением и радостью обнаруживаю, что в этот первый ряд попало множество книг, приобретенных в детстве. Книги, которые я полюбил еще школьником, оказались и по сию пору в числе моих самых верных и надежных друзей.
Следующие абзацы читаются, но не диктуются.
На меня смотрят
разноцветными корешками
В этом нет ничего удивительного. Книги великих писателей тем и велики, что сопровождают человека всю жизнь, от ранних лет до глубокой старости. Каждый возраст находит в этих книгах что-то близкое ему. (Ю. Нагибин.)
Контрольная работа (ответы на вопросы-задания)
1. Запишите пример предложения, где имя существительное выступало бы в роли сказуемого. Укажите его падеж.
2. Запишите пример предложения, где имя существительное выступало бы в роли обращения. Укажите падеж.
3. Запишите три-четыре примера существительных, которые имеют форму только множественного числа.
4. Запишите три-четыре примера существительных, которые имеют форму только единственного числа.
5. Запишите два примера существительных собственных, которые заключаются в кавычки.
6. Запишите собственные наименования нашей Родины.
Цель изучения русского языка по методике В.В. Бабайцевой – обучение русскому языку и русской речи, предполагающее ее совершенствование. В связи с этим для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) изучение основ науки о языке,
дающее определенный круг
2) развитие речи учащихся: обобщение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение нормами литературного языка; формирование и совершенствование у них грамотного и свободного владения устной и письменной речью; формирование умения связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
Информация о работе Методика преподавания имени существительного в школе и ВУЗе