Методика преподавания имени существительного в школе и ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать методики изучения имен существительных в школе и вузе.
Цель определила круг задач, которые состоят в том, чтобы:
1) изучить научную, методическую, справочную литературу по этому вопросу;
2) выявить лингвистические особенности изучения имен существительных;
3) охарактеризовать особенности методик изучения имен существительных в школе и вузе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические основы изучения существительного ………6
1.1. Общая характеристика имени существительного.
Лексико-грамматические разряды…………………………………….......6
1.2. Морфологические категории существительного…………………..14
Глава II. Методические основы преподавания существительного в школе и вузе……………………………………………………………………..21
2.1. Современное состояние методики преподавания существительного
в школе и вузе…………………………………………………………….21
2.2. Сопоставительный анализ изложения данного раздела в школьных
учебниках и в вузовском изучении …………………………………….31
Глава III. Методические рекомендации по преподаванию имени
существительного в школе и вузе………………………………………34
3.1. Тематическое планирование уроков по теме
«Имя существительное»…………………………………………………34
3.2. Конспекты уроков по теме «Имя существительное»………………36
3.2.1. Комбинированный урок по теме «Имя существительное»…......37
3.2.2. Обобщающий урок по теме «Имя существительное»…………...40
3.2.3. Нетрадиционный урок по теме «Имя существительное»..……....44
3.3. Рабочая программа по преподаванию темы «Наречие» в вузе,
конспекты занятий………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………….57
Список использованной литературы……………………………………59

Файлы: 1 файл

Диплом_10 МПСуществительного в Школе и вузе Александровой.doc

— 355.00 Кб (Скачать файл)

Н.Н. Дурново, А.А. Зализняк, И.Г. Милославский выделяют так называемый парный род. Так он называется потому, что им характеризуются в основном существительные, состоящие из двух частей – сани, ворота, брюки, ножницы. Впрочем, среди слов так называемого парного рода есть и слова, не имеющие ничего общего с парностью – дрожжи, сливки, часы. Такой взгляд на род не является общепринятым в русской грамматике. Более обычным является теория трех грамматических родов.

Некоторые существительные  отличаются двойственной родовой принадлежностью. Родовое различие может быть выражено кроме согласования также флексией. Вариантные родовые формы могут быть противопоставлены друг другу как 1) нейтральная (полотенце) и просторечная (полотенец), 2) современная (фильм) и устаревшая (фильма). Некоторые из таких существительных отличаются и по семантике: кегль (печатный шрифт) – кегля (спортивный снаряд).

 

Тема. Категория числа существительных.

Категория числа –  это словоизменительная грамматическая категория, выражающая в противопоставлении соотносительных форм единственного/множественного числа значение единичности/множественности предметов. Формы ед. ч. указывают на один предмет, формы мн. ч. – на два и более предметов.

Относительно категории  числа в научной литературе существует некоторые разногласия. Одни авторы полагают, что эта категория чисто грамматическая, т.е. мн. ч. является не самостоятельным производным словом, а только формой. Другие же полагают, что категория числа – это категория лексико-грамматическая, потому что форма множественного числа не обязательно и не всегда обозначает несколько однородных предметов, а может иметь и другие значения, да и форма единственного числа не всегда обозначает один предмет. Однако в большинстве случаев категория числа является чисто грамматической категорией.

Способы выражения категории  числа: морфологический (падежные флексии), формообразовательные суффиксы (жереб-енок – жереб-ат-а), супплетивизм (ребенок - дети), синтаксически (в формах согласования), причем последний вид является единственно возможным способом определения числа у несклоняемых существительных (подъехало такси – подъехали такси).

В отношении категории  числа существительные делятся  на такие группы: 1) имеющие формы  обоих чисел; 2) имеющие форму только единственного числа (singularia tantum); 3) имеющие форму только множественного числа (pluralia tantum). Среди существительных второй группы наблюдаются слова, относящиеся к разряду собирательных (молодежь), отвлеченных (филология), собственных (Волга), вещественных (молоко, клюква). В состав третьей группы входят отвлеченные существительные (выборы, хлопоты), вещественные (отруби, сливки), собственные (Жигули, Альпы), некоторые конкретные (ворота, тиски). От слов pluralia tantum), называющих сложные предметы, а также вещества, действия, отрезки времени, представленные как неделимые множества или совокупности, необходимо отличать следующие слова: 1) слова, называющие множества, состоящие из отдельных единиц, и употребляющиеся только во множественном числе (девчата, родители, молодожены, молодые, новобрачные); 2) слова, преимущественно употребляющиеся в форме множественного числа, но имеющие формы единственного (кегли - кегля, кавычки - кавычка, тапочки - тапочек).

Значения единственного  числа: - обозначение одного предмета (Тетерев сидел на земле.); - не несет  никакой информации о количестве предметов при родовом употреблении (Тетерев здесь не водится.); - употребление в значении множественного числа (Вокруг растет сплошь сосна.).

Значение множественного числа: - множественность, противопоставленная  единичности; - совокупность, нерасчлененной множественности у существительных, называющих лиц по национальности, профессии, роду занятий (матросы, англичане), в названиях овощей и фруктов (апельсины, помидоры), в названиях парных предметов (ботинки), в некоторых других названиях (волосы, кружева); - дистрибутивное значение: форма мн. ч. обозначает разнородность, разнообразие предметов, имеющих отношение к нескольким лицам; - класс предметов (Тетерева здесь не водятся.).

 

Тема. Категория падежа существительных.

Категория падежа – это  словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову в составе словосочетания или предложения.

Наряду с традиционным пониманием количества падежей (6), существую  и другие воззрения ученых, дополняющие либо расширяющие этот ряд. Н.Н. Дурново выделил и 7 падеж – Местный. В.В. Виноградов подразделяет родительный падеж на определительный и количественно-отделительный, предложный также имеет 2 разновидности: собственно предложный и местный. А.А. Зализняк считает так же. И.Г. Милославский выделяет как особые Счетный, Ждательный и Превратительный. В.Н. Мигирин предлагал различать падежей столько, сколько существует разных форм. 6-падежная система все же была установлена на основе формальных средств, но взятых не изолированно, а из сопоставления 2-х основных склонений, обладающих наибольшим набором формальных показателей.

Главным средством выражения  грамматического значения падежа являются флексии, однако наряду с флексиями  участвуют и предлоги. Падеж с предлогом представляет собой целостную единицу значения: предлог вместе с падежной формой образует такое единство, которое своим синтаксическим поведением в предложении и характером своего значения в принципе не отличается от беспредложного падежа.

Падеж как словоизменительная категория имени выражается его  флексиями; дополнительным средством  различения могут служить чередования  в основах существительных и  специальные акцентные характеристики. Все флексии выражают одновременно два морфологических значения – падежа и числа. Ни одна из частных парадигм не состоит из шести материально различных форм. В составе каждой из частных парадигм есть формы с омонимичными падежными флексиями. (О приемах разграничения омонимичных падежных форм см. Шацкая М.Ф. «Практические занятия по морфологии современного русского языка. Методические рекомендации и упражнения».)

Именительный падеж, представляющий собой словарную форму имени, называется прямым падежом, остальные  падежи – косвенными. Косвенные падежи по своему употреблению делятся на приглагольные и приименные. Значения падежей формируются на основе их синтаксических функций в словосочетании и в предложении и являются абстракциями, отвлеченными от этих синтаксических функций. Основными и самыми обобщенными падежными значениями являются: объектное, субъектное, определительное (собственно определительное и обстоятельственно-определительное), значение падежа как необходимой информативно восполняющей формы. Все названные значения подразделяются в зависимости от степени отвлеченности на конкретные (обстоятельственно-определительные) и абстрактные (субъектное, объектное, собственно определительное, значение необходимого информационного восполнения). Каждый падеж имеет свою собственную систему значений, одни из которых являются основными, другие - периферийными.

 

 

 

Тема. Склонение имен существительных.

Склонение – 1) изменение  слова по падежам; 2) класс слов, объединенных общностью словоизменения, отвлеченный  образец, по которому изменяются слова этого класса.

В современной морфологии выделяют 3 типа склонения существительных: 1) субстантивное; 2) адъективное; 3) смешенное. Субстантивное. 1 склонение составляют существительные мужского рода с нулевой флексией и среднего рода с флексиями –о, -е. 2 склонение – существительные мужского и женского рода с флексией –а (-я). 3 склонение – существительные женского рода с нулевой флексией. Внутри субстантивного склонения выделяются еще так называемый нулевой тип (неизменяемые существительные), парадигма которых состоит из одной формы. Вне общей системы склонений находится склонение существительных pluralia tantum. Адъективное. Существительным данного типа склонения присущи флексии прилагательных. Смешанное. По данному типу склоняются имена собственные, совпадающие с формами притяжательных прилагательных на –ов, -ин. Традиционно выделяются и так называемые разносклоняемые существительные (путь, дитя, бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, семя, темя, полымя), в парадигме которых присутствуют флексии разных склонений.

Существительные для каждого падежа имеют одно характерное окончание. Однако бывает и так, что один и тот же падеж слова получает свое выражение в разных падежных окончаниях (много снега – уйма снегу). В этом случае одно из разных окончаний будет основным (встречается в подавляющем большинстве слов того же склонения и рода), другое – вариантным (характерно для отдельных разрядов или единичных слов).

В современном русском  языке подавляющее большинство  существительных характеризуется  неподвижным ударением, и лишь незначительная часть слов имеет подвижное ударение.

По соотношению неконечного  и конечного ударения словоформ  выделяются следующие акцентные типы существительных.

А. – неподвижное ударение на одном и том же слоге основы во всех формах (знак, -а).

В. – неподвижное ударение на флексии во всех формах (халва, -ы).

С. – ударение на основе во всех формах ед. ч. и на флексии  во всех формах мн. ч. (ед. ч. - город, -а; мн. ч. - города, -ов).

Д. – ударение на флексии  во всех формах ед. ч. и на основе во всех формах мн. ч. (ед. ч. – труба, -ы; мн. ч. – трубы, труб).

Часть существительных  получает иное, отличное от описанных  типов ударение. Сюда относятся перемещения  ударения на флексию (глушь- в глуши), на предлог (уплыть за море), а также особые акцентные явления в конструкциях с числительными (2, 3, 4 шага, ряда).

 

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующему выводу, что  имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода.

Существительные разделяются  на следующие лексико-грамматические разряды: существительные 1) собственные  и нарицательные; 2) собирательные; 3) вещественные; 4) конкретные и отвлеченные; 5) одушевленные и неодушевленные.

В школьном курсе русского языка существительное – одна из важнейших тем. Для решения  своих задач методика выбирает оптимальные  варианты в рамках классно-урочной системы, жестко ограниченного числа уроков и объёма учебного материала по утверждённым программам и учебникам с использованием оборудования. Программа под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами. По этой программе изучение темы курса «Имя существительное» дается в 5 и 6 классах. Учащиеся продолжают изучение этой части речи в 5 классе в разделе «Морфология». На изучение этой темы отводится – 24 часа. В 6 классе на тему имя существительное отведено – 21 час. В программе В.В. Бабайцевой  в разделе морфология отрабатываются общие принципы характеристики имени существительного (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение этого раздела в течение 19 часов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков. В программе М.М. Разумовской усилена речевая направленность курса. В основном расширена понятийная основа обучения связной речи. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному.

Таким образом, именно по программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской отведено больше часов на изучение темы «Имя существительное» в 5 и 6 классах.

При  планировании  и  разработке  уроков нами учитывался методический опыт других учителей-словесников. В содержание конспектов были внесены некоторые изменения и поправки, способствующие, на наш взгляд, более полному отражению исследуемой темы.

Цели,  поставленные  в  работе,  были  полностью  достигнуты.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аринушкина, М.А. Развитие творческих способностей на уроках 
    русского языка и литературы // Рус.яз.: Еженед. газ. изд. дома «Первое сент.» – 2002. – №29. – С.6-7.
  2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Пособие для учителя. – М: Дрофа, 1995. – 45с.
  3. Арутюнова, Н.Д. Прагматика. Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
  4. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1969.
  5. Бабайцева, В.В. Русский язык. 5 – 11 класс. Теория. – М., 2002.
  6. Бабайцева, В.В. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М., 1979.
  7. Баранникова,  И.В. Воспитание  русскому  языку и литературе. – В кн.: Воспитание  учащихся  в процессе  преподавания  р.яз.  и литературы // Вопросы  методики  преподавания  в  школе. – М.: Просвещение, 1980. –  с. 3 – 7.
  8. Баранов, М.Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
  9. Баранов, М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах. Методические указания к учебнику. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Баранов, М.Т. Организация учебного процесса по русскому языку в школе // Методика преподавания русского языка. / Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. – С.105-107
  11. Баранов, М.Т., Григорян, Л.Т. и др. Русский язык. 6 класс, М., 1990.
  12. Басовская, Е.Н. Искусство устной и письменной речи: (Интегрированный курс): Темат. планирование. 2 полугодие 68ч. (4ч. в неделю) // Рус.яз.: Прил. к газ. «Первое сент.» –  2000. – №36 –  С. 15.
  13. Белошапкова, В.А. Современный русский язык. – М. 1981.
  14. Блинов, Г.И., Панов, Б.Т. Практический и лабораторные занятия по методике русского языка. Пособие для студентов. - М., 1985.
  15. Буланин, Л.Л. Трудные вопросы морфологии. - М.: Просвещение, 1976.
  16. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992
  17. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э. и др. Современный русский язык. – М.: Высшая школа,1971.
  18. Величко, Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М., 1983.
  19. Виноградов, В.В. Русский язык. – М., 1972.
  20. Востоков, А.Х. Русская грамматика. СПб., 1859.
  21. Грамматика современного литературного языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.;1970.
  22. Дудников, А.В. Методика изучения грамматики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1977.
  23. Ефремова, Т.Ф., Костомаров, В.Г. Словарь грамматический трудностей русского языка. - М.: Русский язык. – Медиа, 2003.
  24. Ивченков, П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка: 4 – 8 класс. Пособие для учителя. – М., 1987.
  25. Кайдалова, А.И., Калинина, И.К. Современная русская орфография. Учебное пособие для вузов по специальности «Журналистика». - М., 1973.
  26. Колесников, Н.П. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.
  27. Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т. и др. Русский язык. 5 класс. - М., 1990.
  28. Ладыженская, Т.А., Зельманова, Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс. – М.: Просвещение,1995.
  29. Ланда, Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М., 1966.
  30. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник / А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая. – М., 1994.
  31. Лукин, М.Ф. О номинативно-грамматическом принципе классификации частей речи в современном русском языке // Русский язык в школе. – 1992. - №1.
  32. Львов, М.Р. Словарь- справочник по методике преподавания русского языка. – М., 1999.
  33. Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. – М., 1981.
  34. Львова, С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность. – 2004. – №3. – С.46 – 50.
  35. Масальский, В.И. Преподавание русского языка в средней школе (принципы, методы, уроки). – Киев, 1987. – С.16.
  36. Матвеева А.Н. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Пособие для учителей. - М., «Просвещение», 1982.
  37. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1999. – 122 с.
  38. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под. ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368с.
  39. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.,1980.
  40. Милославский, И.Г. Морфологические категории современного русского языка. – М., 1981.
  41. Никитина, Е.И. Уроки развития речи. 5 кл.: к учеб. пособию «Русская речь. 5-7 кл.» – 2-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2000. –  141с.
  42. Никитина, Е.И. Уроки развития речи. 5 кл.: к учеб. пособию «Русская речь. 6 кл.» – 2-е изд., стер.  – М.: Дрофа, 2000. – 123с.
  43. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1989.
  44. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в науч<span class=

Информация о работе Методика преподавания имени существительного в школе и ВУЗе