Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:52, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы охарактеризовать методики изучения имен существительных в школе и вузе.
Цель определила круг задач, которые состоят в том, чтобы:
1) изучить научную, методическую, справочную литературу по этому вопросу;
2) выявить лингвистические особенности изучения имен существительных;
3) охарактеризовать особенности методик изучения имен существительных в школе и вузе.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Лингвистические основы изучения существительного ………6
1.1. Общая характеристика имени существительного.
Лексико-грамматические разряды…………………………………….......6
1.2. Морфологические категории существительного…………………..14
Глава II. Методические основы преподавания существительного в школе и вузе……………………………………………………………………..21
2.1. Современное состояние методики преподавания существительного
в школе и вузе…………………………………………………………….21
2.2. Сопоставительный анализ изложения данного раздела в школьных
учебниках и в вузовском изучении …………………………………….31
Глава III. Методические рекомендации по преподаванию имени
существительного в школе и вузе………………………………………34
3.1. Тематическое планирование уроков по теме
«Имя существительное»…………………………………………………34
3.2. Конспекты уроков по теме «Имя существительное»………………36
3.2.1. Комбинированный урок по теме «Имя существительное»…......37
3.2.2. Обобщающий урок по теме «Имя существительное»…………...40
3.2.3. Нетрадиционный урок по теме «Имя существительное»..……....44
3.3. Рабочая программа по преподаванию темы «Наречие» в вузе,
конспекты занятий………………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………….57
Список использованной литературы……………………………………59
Следующее задание также поможет узнать, кто поселился в этих домах. «Расселите» эту группу жильцов (задание №5 и №6).
Свободно гуляет по городу частица НЕ. Примкнёт к некоторым существительным – становится приставкой. Чем вы это объясните? Исправьте ошибки в задании №7.
А теперь обратим внимание на окружное шоссе вокруг города.
Но дорога очень странная: она обозначена разными линейками – простой, двойной, пунктирной и т.д. Почему?
(Имя существительное
может играть разную
Задание №8. Определите, чем является в предложении имя существительное.
Сделайте морфологический разбор любого имени существительного (1 ученик работает у доски).
Игра на внимание. Нет ли ошибки в морфологическом разборе?
(Задания на доске.)
Выполните синтаксический разбор этого предложения (1 ученик у доски).
3. Итог урока, выставление оценок
– Наше путешествие подошло к концу. Что бы вы рассказали друзьям, родным о существительном, как о части речи, побывав в городе Имя существительное?
Возвращаясь домой, мы дружно скажем: «Прощайте, Существительное! Вы правда удивительное!»
3.2.3. Нетрадиционный урок по теме «Имя существительное»
Тема: Имя существительное
Цели: Расширить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное».
Развивать логическое и образное мышление.
Воспитывать бережное отношение к родному языку.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Много из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Сегодня отправляются в путешествие две команды. Наш маршрут пройдет по городу Угадайску, Частереченску, через площадь Имени существительного и проспект Имени прилагательного. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли записать все самое интересное, новое, что сегодня откроете для себя и узнаете, то, что вам понравится и о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.
А в конце урока мы должны узнать, в какое место этого удивительного города Частереченска мы отправимся уже на следующем уроке.
Для этого каждая команда за каждое правильно выполненное задание будет получать по одной букве. Из этих букв и сложится название следующей остановки.
2. Основная часть урока.
1 задание. «Волшебный круг».
Сколько имен существительных можно прочитать в этом круге?
(Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)
Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
2 задание. «Как лучше?»
Прочитайте предложения, выбирая подходящее слово.
В (сырой/ мокрый/ влажный ) погоду лучше быть дома. На лугу росли (ароматный/ душистый/ пахучий) цветы. Мы отдыхали под (могучий /мощный/ сильный) дубом. Мы были на экскурсии в (старый /древний/ давний) городе.
3 задание. «Угадай предмет по признаку».
О каком предмете говорится в стихотворении Э.Мошковской?
Он уже не пышный,
Он уже не лыжный,
Он не из ваты,
Он ноздреватый,
Он уже не белый,
Он потемнелый,
Серый и мокрый,
Старый и добрый.
(Весенний снег.)
Какая часть речи помогла вам догадаться?
Подобрать к предложенному имени существительному ШКАФ как можно больше признаков. Выигрывает тот ряд, чей признак окажется последним.
4 задание. «Конкурс пословиц».
Назвать пословицы, в которых есть краткие имена прилагательные.
Всякому мила своя сторона.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот, кто на дело туп.
И волки сыты, и овцы целы.
Голь на выдумки хитра.
Мал золотник да дорог.
Дела, как сажа бела.
Корень учения горек, а плод сладок.
Назвать особенности кратких прилагательных.
5 задание. «Лягушка-невеста».
Назвать 30 кратких имен прилагательных из текста.
Лягушка-невеста.
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»
6 задание. Ребусы.
Предлагаются ребусы,
в которых зашифрованы слова-
Рассмотреть окончания зашифрованных слов. Рассказать о слове все по его окончанию.
7 задание. «Шуточные вопросы».
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным )
Какой год продолжается всего один день? (Новый )
Из какой тарелки не пообедаешь? (Пустой)
Какой кирпич бывает закуской? (Хлебный)
Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, белое, желтое, красное)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (Мокрое)
Из какого крана нельзя напиться? (Строительного)
Из какого полотна не сошьешь рубашку? (Железнодорожного)
Какую воду и в решете можно носить? (Замороженную)
Какие имена прилагательные тремя конечными буквами по биллиардному шару бьют? (Глубокий, узкий, звонкий)
3. Подведение итогов, выставление оценок
А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.
Счастливого вам пути!
3.3. Рабочая программа по преподаванию теме « Имя существительное» в вузе,
конспекты
Морфология (V семестр)
Тема |
Всего трудоемкость |
Всего |
Лекции |
Семинары |
ЛПЗ |
Индивидуальная самостоятельная работа |
1. Введение. Грамматическое значение, форма категория. |
10 |
6 |
2 |
4 |
4 | |
2. Имя существительное. Лексико-грамматические разряды |
10 |
6 |
2 |
4 |
4 | |
3. Категория рода. Категория числа. |
12 |
6 |
2 |
4 |
6 | |
4. Категория падежа. Склонение. Словообразование |
12 |
6 |
2 |
4 |
6 |
Эти занятия способствуют углублению и систематизации знания студентов в области современного русского языка и смежных дисциплин, нацелены на развитие у студентов навыков самостоятельной исследовательско-поисковой работы. На лабораторные занятия вынесены наиболее важные темы спорных вопросов морфологии. Лабораторные работы выполняются в два этапа: выполнение домашнего задания (письменно) и отчёт преподавателю в ходе аудиторного занятия.
Аудиторные занятия непосредственно связаны с внеаудиторной самостоятельной работой студентов по овладению навыками морфологического анализа (студенты выполняют самостоятельную исследовательскую работу, разнообразные виды заданий лабораторных работ, конспективно изучают научно-методическую литературу).
Контроль за знаниями и отчетность студентов: своевременное и правильное выполнение практических и лабораторных занятий является основанием для успешной сдачи экзамена.
Краткое содержание лекций по теме
«Имя существительное»
Тема. Имя существительное.
Имя существительное
– это часть речи, обозначающая
предмет (субстанцию) и выражающая категориальное
значение предметности в словоизменительных категориях числа и падежа
и в несловоизменительных категориях
рода и одушевленности/
Лексико-грамматические разряды: собственные и нарицательные; одушевленные и неодушевленные. Собственные – это слова, которые называют индивидуальные предметы, входящие в класс однородных, однако сами по себе не несут какого-либо специального указания на этот класс. Нарицательные – это слова, которые называют предмет по его принадлежности к тому или иному классу, соответственно они обозначают предмет как носитель признаков, свойственных предметам данного класса. Среди собственных различают : - имена собственные в узком смысле этого слова (географические и астрономические названия, имена людей и клички животных); - наименования (названия газет, журналов, фабрик, гостиниц, пароходов и пр.). Собственные имена существительные с морфологической точки зрения характеризует употребление преимущественно только в одной форме числа – единственного или множественного (Волгоград, Карпаты) (исключения составляют фамилии, имена, отчества, н-р, Ивановы) Граница между собственными и нарицательными именами существительными является довольно подвижной (ср., шарик – Шарик; Хам – хам). Нарицательные имена существительные подразделяются на конкретные (обозначают конкретные предметы действительности;в составе конкретных выделяют особую группу – единичных (сингулятивы), которые обозначают один экземпляр чего-либо, выделенный из однородных предметов), собирательные (обозначают совокупность предметов в виде неделимого целого; имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными), вещественные (обозначают однородные по своему составу вещества, которые делятся на части, обладая при этом всеми свойствами целого; не могут быть подвергнуты счету, но способны в общих чертах измеряться), абстрактные (называют отвлеченные предметы, свойства, качества, действия, состояния; обычно не способны к образованию форм числа и сочетанию с числительными).
Одушевленность-
Тема. Категория рода.
Категория рода существительного – это несловоизменительная морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах ед. ч. относиться избирательно к родовым формам согласуемой (в сказуемом – координируемой) с ним словоформы. Эта категория представлена как противопоставление трех классов слов, каждый из которых характеризуется своими особенностями склонения и согласования. Категория рода выявляется только в формах ед. ч. Способы выражения категории рода: синтаксический (по согласуемой словоформе), морфологический (по флексии), словообразовательно (наличие определенных суффиксов), лексически (по семантике слова).
Категория рода тесно
связана с категорией одушевленности-
Помимо мужского, женского и среднего рода у существительных есть так называемы общий род (н-р, гуляка, зевака, сластена; Гюго, Шевченко; саами, манси; Саша, Валя; протеже, визави). Сюда относятся слова с флексией –а в Им. п. ед. ч., называющие лиц по характерному действию или свойству и имеющие ту же систему падежных флексий, что и существительные 2 склонения. Особенностью таких существительных является зависимость их синтаксической сочетаемости от пола называемого лица. Существительные, называющие лиц по профессии, социальному положению, званию, должности (врач, судья, профессор) не являются существительными общего рода в связи с отсутствием ряда признаков определяемых существительных, они представляют собой слова, входящие в состав существительных мужского рода, однако в разговорной речи могут согласовываться с определителями женского рода при наименовании лиц женского пола.
Информация о работе Методика преподавания имени существительного в школе и ВУЗе