Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выделить место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе;
3. Выявить уровень развития композиционных и художественно-изобразительных навыков у студентов;
4. Разработать конспекты занятий по дисциплине «Живопись»;
5.Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного
искусства …………………………………………………………..…….6
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО…………………………………………………………7
1.3 УМК по дисциплине «Живопись»…………………………………..…..8
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных навыков студентов……………………………………………………………..26
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине……………………..29
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………...29
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса …………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………. .34
Список используемых ресурсов………………………………………… 36
Министерство образования и науки РФ.
ФГБОУ ВПО « …………государственный педагогический институт».
……………………………….факультет.
Кафедра теории и методики изобразительного искусства.
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
На тему:
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЖИВОПИСЬ» НА ЗАНЯТИЯХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Выполнила: студентка
Научный руководитель:
г. ……….. 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного
искусства …………………………………………………………..…….6
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО…………………………………………………………7
1.3 УМК по дисциплине «Живопись»…………………………………..…..8
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных
навыков студентов………………………………………………………
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине……………………..29
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………...29
2.4 Методические рекомендации педагогу
по совершенствованию
Заключение……………………………………………………
Список используемых ресурсов………………………………………… 36
Приложение
Введение
Живопись – вид изобразительного искусства, в котором художественные произведения создаются при помощи разнообразных красок. По характеру исполнения различают живопись монументально-декоративную (панно, росписи на стенах), станковую (картины), декорационную (эскизы костюмов и декораций для театра и кино), иконопись, миниатюру (иллюстрации и т.д.). Главным выразительным средством живописи является цвет, образующий в произведениях цельную систему – колорит. Существует монохромная живопись, выполненная различными оттенками одного цвета. Рисунок – конструктивная основа изображения, позволяющая детально или обобщенно воспроизвести очертания предметов. Изобразительное искусство во все времена помогала наглядно передать явления реального мира, воспроизводить картины из жизни человечества, выражать собственное толкование внутреннего мира людей. Национальные школы живописи прочно утвердились в таких странах как Франция, Италия, Голландия, Испания, Россия, Япония, Китай.
Живописных стилей и направлений различают великое множество. Четких границ между ними не существует, многие плавно переходят друг в друга. Несколько основных направлений: импрессионизм, классицизм, абстракционизм, кубизм, модерн, примитивизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, авангардизм.
Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников.
Знание основ композиции, влияющие на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства.
Главная цель художественного образования – формирования духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Рисование необходимо рассматривать не как второстепенный предмет, а как общеобразовательный, обладающий самостоятельной педагогической ценностью. Педагогом, организующим учебно – воспитательный процесс, необходимы определенные знания, умения и навыки для обучения рисованию натюрморта. Чтобы студенты могли быстро научиться реалистически, изображать формы различных неодушевленных предметов на плоскости в цвете, им необходимо дать целый ряд научных сведений из области перспективы, теории теней, композиции.
Натюрморт для обучающихся живописи – очень удобная натура. В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого. Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний. Натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ. В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира. [19]
Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубока и многоярусна, многосложна и содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции. В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи. [25]
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловливает, с одной стороны, более углубленное и подробное изучение данной дисциплины, ее особенности, а с другой - активизацию учебного процесса и повышение эффективности самостоятельной работы студента.
Цель курсовой работы: разработка методических рекомендаций педагогам по совершенствованию учебного процесса по дисциплине «Живопись» в учреждениях СПО.
Объект исследования: процесс развития композиционных и художественно-изобразительных навыков студентов.
Предмет исследования: художественная деятельность студентов на занятиях дисциплины «Живопись».
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выделить место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе;
3. Выявить уровень развития композиционных и художественно-изобразительных навыков у студентов;
4. Разработать конспекты занятий по дисциплине «Живопись»;
5.Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса.
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного искусства
Термин «натюрморт» происходит от французского nature morte - «мертвая природа». Обозначает изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества. Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний. Натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ.
Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде.
При этом сама форма натюрморта глубока и многоярусна, многосложна и содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох. Влияние натюрморта зависит, прежде всего, от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.
Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру.
Натюрморт, как
ни какой другой жанр
Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной деятельности художника в этом жанре.
Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО
«Живопись» - это дисциплина изучаемая на всех художественно- графических отделениях, и в основном рассчитана на 3 года обучения.
Целью всех постановок в академической живописи (натюрморт, голова человека, фигура человека, интерьер, пейзаж и т.д.) является не изучение средств изображения, а овладение системой построения художественной формы. Такое понимание цветного изображения в академической живописи художника прикладного искусства имеет устойчивую традицию. Принцип «от общего к частному» и от частного к общему» в каждом задании, а также соблюдение последовательности стадий обучения в академическом курсе стали классическими.
Обучение живописи строится в форме практических занятий с обязательным параллельным освещением теоретических основ. Курс должен быть органично связан с другими дисциплинами изобразительного цикла, такими как: «Рисунок», «Композиция», «Перспектива», «Цветоведение».
«Рисунок» - вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. С помощью рисунка студенты изучают закономерности строения, форму предмета, методическую последовательность изображения, а также художественно – выразительные возможности рисовальных материалов.
«Композиция» (лат. compositio — составление, связывание, сложение, соединение) организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
«Перспектива» (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
«Цветоведение» - анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. 1.3 УМК по дисциплине «Живопись»
I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Код по ГОС ВПО |
Название дисциплины и дидактическое содержание |
Трудоемкость по ГОС ВПО |
- |
- |
- |
II. Рабочая программа
Дисциплина ориентирует на специальные виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства.
Цель курса – обеспечить будущего учителя изобразительного искусства профессиональными умениями, навыками и сформировать его художественную культуру.
Программа курса предполагает
решение следующих учебно-
- развить зрительное восприятие предметов окружающей действительности;
- сформировать цветоощущение, научить передавать форму и характер предметов, их взаимосвязь с окружающей средой;
- ознакомить обучаемых
с теоретическими основами
- показать эстетическую суть живописи;
- научить производить теоретический анализ живописных произведений, академических работ обучаемых, оценивать живописные работы с точки зрения грамотности исполнения, овладения необходимыми практическими приемами.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате освоения курса живописи, студент должен:
Знать:
- роль художественного образования в развитии личности учащихся;
- основы теории
- средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;