Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа
Методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы по теме исследования;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования;
2. Выделить место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе;
3. Выявить уровень развития композиционных и художественно-изобразительных навыков у студентов;
4. Разработать конспекты занятий по дисциплине «Живопись»;
5.Разработать методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебно-образовательного процесса.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы изучения живописи
1.1 Особенности натюрморта как жанра изобразительного
искусства …………………………………………………………..…….6
1.2 Место дисциплины «Живопись» в образовательном процессе учреждения СПО…………………………………………………………7
1.3 УМК по дисциплине «Живопись»…………………………………..…..8
Глава II. Методика обучения студентов основам живописи в учреждениях СПО
2.1 Изучение уровня сформированности композиционных навыков студентов……………………………………………………………..26
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине……………………..29
2.3 Разработка конспектов практических занятий……………………...29
2.4 Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса …………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………. .34
Список используемых ресурсов………………………………………… 36
При оценке результатов,
во внимание принимались следующие
особенности изобразительных
Вывод: в ходе диагностики должно быть выявлено, что хотя студенты имеют достаточную теоретическую и технико – аналитическую подготовку для работы над образом, выход на создание композиционного образа весьма затруднителен, так как в процессе работы учащиеся, как правило, не представляют конечный образ, а также оптимальные средства его создания. Следовательно, рисующие должны достигнуть того уровня восприятия , когда в процессе работы над натюрмортом они смогут увидеть образ, идею, а затем воплотить его в своей работе. Отсюда следует, что учащиеся должны не только сознательно осваивать технико – аналитические методы рисования, но и развивать композиционные навыки.
В связи с тем, что на занятиях внимание студентов акцентируется на одной стороне учебно – творческого процесса – работа с техническими средствами, развитии специальных технических навыков, а творческая же деятельность активизируется опосредованно и сводится к минимуму из за ограниченности образных операций, нами была разработана методика, позволяющая сделать процесс формирования композиционных навыков более эффективным.
В методику формирования композиционных навыков, нами были введены следующие приемы: активное восприятие искусствоведческого материала, знакомящее с творчеством художников, работающих в жанре натюрморта и аналитический разбор их произведений; использование образно – словесного анализа объекта рисования.
2.2 Разработка конспектов лекций по дисциплине
Представлено в приложении
2.3 Разработка конспектов практических занятий
Представлено в приложении
2.4 Методические рекомендации
педагогу по совершенствованию
Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной деятельности художника в этом жанре.
Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид. Главной задачей учителя это умение донести до студентов изобразительные особенности изображения натюрморта по средствам законов композиции и глубинно-пространственной перспективы.
Самостоятельные постановки натюрмортов способствуют развитию композиционного мышления и создание композиций на основе случайно поставленных предметов. При этом, сравнивая предметы, следует стремиться наиболее рельефно искать созвучие схожих форм. И конечно постоянные упражнения в непременной связи изображения с форматом.
Как просто и вместе с тем как дорого пронести от начала до завершения эскиза первое яркое ощущение натуры. Когда при восприятии подлинных произведений искусства всегда восхищает общее впечатление.
Мы любуемся красотой художественных средств, передающих содержание, даже не пытаясь в начале познать тайну их воздействия. И лишь при дальнейшем рассматривании начинаем постигать композиционную слаженность и цельность образного строя.
Вот эта цельность замысла, когда говорят не убавить, ни прибавить, при всех различиях подчерков художников и является их объединяющим признаком.
Опыт указывает на
положительное влияние
Работа на открытом воздухе значительно расширяет колористические возможности живописи. Обилие света, большое количество рефлексов – все это способствует углубленному изучению законов живописи, развитию художественного вкуса. Условия работы на пленэре отличны от условий занятий в классе. В результате обилия света теневые части предметов и падающие тени видятся цветно и прозрачно, что придает особую привлекательность живописному этюду. Кроме того, разнообразные состояния освещения – солнечное, пасмурное, вечернее – создают необычайно богатые возможности для изучения цветовых отношений, колорита. Натюрморт следует писать быстро, как правило, в течение непродолжительного времени. [24]
Каждый натюрморт должен быть организован тематически. Нести в себе определенное содержание и мысль, составлен композиционно — по форме, размеру, характеру предметов, их цветовым соотношениям и ритмике. Каждая постановка, как правило, кроме наличия конкретной учебной задачи, должна включать и эстетические компоненты. Практика выполнения натюрмортов, разнообразных по содержанию, характеру, пластическим свойствам, является той основой, которая позволяет приобрести детям необходимые теоретические знания и практические умения для последующей работы над сложными учебными и творческими заданиями.
Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.
По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы - ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находятся тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее выгодной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.
В организации композиции используют различные виды ритмов -линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и том без определенных акцентирующих внимание зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты (масштабные, тоновые) создают напряжение, динамику. В противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.
Понятие цвета неразрывно связано с определением света. В художественной деятельности принять узкое определение света как энергетическое излучения ощущаемого визуально. Цвет - это часть светового излучения, воспринятого нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того каким светом она освещена, и от того, какая часть световой энергии от этой поверхности отразится.
Поверхность, отражающая все лучи света, рассеивая их во все стороны - белая, поверхность поглощающая практически все лучи - черная, поверхность отражающая часть световой энергии и поглощающая стальную - цветная.
Цвет имеет ряд характеристик, таких как тон, светлота, насыщенность. Цвет может вызывать и не цветовые ощущения, например, свежести, легкости, прохлады и даже аромата. Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля. Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи. Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.
В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.
Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».
К этим словам можно лишь добавить, что предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.
Натюрморт - «не только художественная задача», но и целое мировоззрение. Мир вещей - это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его мотивов, жанром глубоко содержательным.
Показать вещи вплотную, на близкое расстояние, заставить вглядеться в них - в этом пафос натюрморта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изображение натюрморта в живописи способствует развитию у студентов композиционных навыков. В учебных постановках чаще всего ставятся чисто учебные задачи, направленные, как правило, на усвоение элементарной грамоты живописи и приемов перспективно – конструктивного построения изображения группы предметов, выявления объемных форм светотенью и главное, на обучение целостному видению группы предметов в их тоновом и композиционном единстве.
В процессе работы над живописным натюрмортом студенты приобретают специальные практические навыки, развивают глазомер, учатся воспринимать пропорции, улавливать тончайшие светотональные градации и вырабатывают необходимое качество для рисовальщика – способность видеть предметы цельно. Развитие всего этого, в большой степени способствует знание законов и средств гармонизации композиции.
И на основе всего изученного мы разработали планы – конспекты занятий для третьего курса художественно - графического отделения «Камышловского педагогического колледжа».
Для того чтобы научить студентов рисовать, работать в жанре натюрморта, понимать его, научить их ценить искусство, чувствовать прекрасное, научить всем навыкам и приемам рисования, необходимо и самому знать основные правила рисования живописного натюрморта и законы композиции, и уметь их применять на практике.
Данный собранный и систематизированный материал может быть использован в практике учителя на уроках живописи и рисунка в Детской школе искусств, на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе и на художественно – графическом отделении педагогических училищ.